Древние египтяне использовали пересохший проток Нила для возведения пирамид

Огромные древнеегипетские пирамиды были возведены на плато Гиза благодаря удобному расположению подходивших для навигации протоков реки. Согласно статье в журнале PNAS, такое открытие сделали археологи из Франции и Египта.

Ученые обнаружили первые доказательства того, что фараоны четвертой династии Древнего царства строили пирамиды на плато Гиза во многом благодаря тому, что здесь располагался удобный для навигации проток Нила. Разобраться в конфигурации бывшей поймы Нила исследователям помогли отложения пыльцы, которые накапливались в течение восьми тысяч лет.

Все самые крупные пирамиды Древнего Египта расположены на плато Гиза, что в 25 км от Каира. Нил находится в 8 км отсюда, поэтому до сих пор ученые не в полной мере понимали, как древние египтяне доставляли к месту возведения пирамид строительные блоки из песчаника, известняка и гранита. Решить загадку удалось профессору университета Экс-Марсель Кристофу Моранжу и группе ученых под его началом.

Ранее археологи обнаружили следы существования "ветви Хуфу" — пересохшего притока Нила — рядом с сегодняшней Гизой. На то, что притоки Нила помогали египтянам доставлять строительные блоки, указывают и древние папирусы. Но теперь ученым удалось доказать это путем анализа отложений пыльцы в осадочных речных породах. Специалисты реконструировали судоходность Нила в окрестностях Гизы по частицам пыльцы осоки и других растений, которые растут во влажных местах. Расчеты показали, что в боковых притоках Нила был высокий уровень воды примерно шесть - пять с половиной тысяч лет назад, но в середине третьего тысячелетия до н.э. протоки обмелели и исчезли.