Неожиданное открытие: лень может передаваться по наследству

Американские научные деятели из института Миссури, занимаясь изучением наследственных особенностей живых организмов, пришли к неожиданному выводу: лень может передаваться по наследству. Они провели серию опытов над лабораторными грызунами, которые подтвердили их предположение.

Что показали лабораторные опыты по изучению наследственности грызунов

Изучая особенности поведения животных, американские ученые во главе с профессором научно-исследовательского института Фрэнком Бутом решили выяснить, могут ли такие качества, как активность, трудолюбие или крайняя степень пассивности иметь наследственную природу.

Они установили крутящееся колесо для подопытных крыс и наблюдали, сколько времени грызуны проводят за этим развлечением. В течение нескольких лет ученые отбирали наиболее активных и наиболее пассивных крыс, скрещивая их между собой. В результате были выведены две линии, отличавшиеся разной степенью активности.

Наблюдения показали, что крысы из группы с показателем высокой активности проводили в крутящемся колесе в десять раз больше времени, чем их более «ленивые» собратья. При этом они делали это с большим задором, не проявляя признаки усталости, в то время как подопытные грызуны из второй группы предпочитали большую часть времени проводить в покое.

Оказалось, что причиной этого являются разные гены, которые при более тщательном исследовании были обнаружены у грызунов из разных групп. Отбор по заданным признакам и внутригрупповое скрещивание в течение нескольких поколений привело к закреплению этих генов в той и другой популяции.

Может ли лень передаваться по наследству

После проведения опытов над грызунами и публикации результатов исследований в журнале Plos Genetics, специалистов заинтересовал вопрос, может ли таким образом лень, присущая людям, передаваться по наследству.

Основываясь на результатах опытов с крысами, ученые предполагают, что нет никаких оснований считать, что у человека передача наследственных качеств, связанных с активностью и пассивностью, происходит как-то иначе. Но поскольку подобная селекция по этим признакам невозможна, необходимы другие методы исследований. В частности, по мнению научных деятелей, они могут заключаться в выявлении нужных генов.

При изучении генотипа подопытных крыс из более «ленивой» группы, у них была выявлена мутация гена, кодирующего белок SLC35D3, которая вызывала нарушения в передаче сигналов дофамина, что в свою очередь приводило к состоянию, похожему на метаболический синдром. У людей подобная мутация приводит к гипертонии и ожирению. По мнению ученых, это может иметь прямую связь с ленью.