Вспышки света от Венеры могут быть метеорами, а не молниями
Зонды, приближающиеся к Венере, обнаружили в ее облаках вспышки света, которые многие считали молниями. Однако повторная оценка показывает, что они, скорее всего, представляют собой крошечные кусочки космической пыли, сгорающие в плотной атмосфере Венеры. Новое исследование было опубликовано в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.
С точки зрения тех, кто стремится исследовать вторую планету, это очень хорошая и одновременно плохая новость. Положительным моментом является то, что это делает будущие миссии значительно безопаснее – если что-то и можно считать безопасным в аду на Венере. Однако для тех, кто все еще надеется на жизнь в венерианских облаках, молния была предложена как искра, которая могла бы сделать это возможным. Без этого такому оптимизму будет нанесен еще один удар.
Студентка Университета штата Аризона Клэр Бласк подсчитала количество вспышек, обнаруженных в атмосфере Венеры как орбитальным аппаратом Акацуки, так и земным телескопом, и сравнила эту цифру с тем, сколько метеоритов мы могли бы ожидать. Поскольку количество объектов, поражающих атмосферы Венеры и Земли, вероятно, очень похоже, основная задача заключалась в том, чтобы определить, насколько большим должен быть ударник, чтобы мы могли увидеть его след.
По оценкам Бласке, ежегодно происходит от 10 000 до 100 000 вспышек, достаточно ярких, чтобы мы могли определить, наблюдаем ли мы Венеру все время. Учитывая большую скорость, с которой Венера вращается вокруг Солнца, Бласке и соавторы пришли к выводу, что вполне вероятно, что существует достаточно метеоров подходящего размера, чтобы объяснить все те, что мы видим.
Хотя поверхность Венеры несовместима ни с жизнью, ни даже с постоянным присутствием роботов, на высоте от 50 до 70 километров условия довольно мягкие. Это привело к появлению предложений по созданию будущих облачных городов.
В более ближайшем будущем будущие миссии могут плавать на этих высотах для проведения исследований, которые будут переноситься быстрыми ветрами и совершать кругосветное плавание вокруг планеты каждые пять-семь дней. Молния может представлять угрозу для таких планов, требуя дорогостоящей защиты.
С другой стороны, некоторые утверждают, что те же самые умеренные условия могут позволить жизни выжить в облаках. Чтобы это произошло, может потребоваться источник молекулярных питательных веществ. Молния, которая преобразует часть земного азота в биологически пригодные формы, может обеспечить энергию, которая сделает это возможным.
Хотя такие идеи обычно считаются надуманными, ажиотаж вокруг возможного открытия фосфина в атмосфере Венеры показывает, что не все оставили надежду на живую Венеру, когда первые миссии выявили ее жестокие температуры.
Вспышки наблюдались на длине волны 777 нанометров, связанных с возбужденным кислородом. Молния может заряжать кислород энергией этой длины волны, но предыдущие исследования ожидали, что менее 1 процента оптической энергии, производимой горящим метеором, будет находиться в этой части спектра. Если так, то нам понадобится очень большой метеорит, чтобы увидеть что-либо в этом диапазоне.
Однако Бласке и соавторы утверждают, что от 5 до 10 процентов энергии, выделяемой на Венере, будут находиться вблизи этой длины волны, что позволяет меньшим метеорам объяснять то, что мы видим.
Идея о том, что на Венере есть молнии, основана не только на вспышках света. Прежде чем они вышли из строя в условиях сильной жары, на поверхности Венеры спускаемые аппараты обнаружили статические помехи частотой от 10 до 80 Герц. На Земле молния является распространенным триггером подобных помех. Однако связь между статикой и вспышками не установлена.
Если вспышки происходят от метеоров, большинство из них происходят слишком высоко в атмосфере, чтобы представлять угрозу для воздушных миссий.