8000-летние наскальные рисунки в Аравии могут быть самыми старыми чертежами мегаструктур в мире




Фото из открытых источников
Звезды и линии, выгравированные на скалах на Аравийском полуострове, могут представлять собой близлежащие охотничьи ловушки, что делает эти рисунки первыми диаграммами в масштабе в истории человечества, согласно новому исследованию, которое показывает сложное понимание космоса людьми около 8000 лет назад.
 
Археологи впервые заметили эти структуры, известные как пустынные воздушные змеи, около 100 лет назад, когда аэрофотосъемка началась с самолетов. Коршуны представляют собой большие участки земли, окаймленные невысокими каменными стенами, иногда с ямами, разбросанными внутри по краям. Считается, что воздушные змеи, обитающие в основном на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, служили загонами или ловушками для животных. Охотники загоняли животных, таких как газели, в воздушный змей через длинный узкий проход, где дичь не могла убежать от стен или ям, что облегчало их убийство. 
 
Из-за их огромных размеров — в среднем около двух квадратных метров футбольных полей — воздушных змеев нельзя увидеть целиком с земли. Но появление общедоступных спутниковых изображений с высоким разрешением, таких как изображения Google Earth, дало толчок изучению пустынных воздушных змеев в последнее десятилетие.
 
Согласно новому исследованию, опубликованному в среду в журнале PLOS One, недавнее открытие похожих на архитектуру узоров, выгравированных на скалах в Иордании и Саудовской Аравии, показало, как люди эпохи неолита могли спланировать эти «мега-ловушки».
 
Авторы исследования провели математические расчеты, чтобы сравнить диаграммы воздушных змеев, вырезанных в скале, с формой и размерами известных воздушных змеев. Их первым примером был гравированный известняковый монолит из археологических раскопок Джибаль аль-Хашабия в Иордании. Камень высотой почти 80 сантиметров служил хорошим холстом для доисторических людей, которые вырезали длинные линии, похожие на воздушных змеев, которые загоняли животных в вольер в форме звезды, в котором есть восемь чашеобразных углублений, которые представляют собой ямы-ловушки. Камень имеет разные техники резьбы, но неизвестно, представляют ли они работу одного человека или нескольких человек.
 
Второй пример из Вади-аз-Зиллият в Саудовской Аравии показывает двух воздушных змеев, вырезанных в огромном валуне из песчаника, высотой примерно 4 на 2 метра. Хотя схема воздушного змея в Саудовской Аравии выполнена в другом стиле, чем схема кайта Jordan, она также изображает направляющие линии, корпус в форме звезды и шесть чашеобразных отметок на концах острия. 
 
Общеизвестно, что воздушных змеев трудно датировать, потому что они состоят из камней и ям, а это означает, что они обычно не содержат органического материала, который можно проверить с помощью радиоуглеродного анализа. Но на основе сравнения с соседними воздушными змеями, связанными с отложениями и органическими остатками, команда подсчитала, что эти два места датируются примерно 8000 лет назад, примерно в конце периода неолита в Аравии.
 
Археолог Реми Крассар из Французского национального центра научных исследований и его коллеги затем количественно сравнил диаграммы высеченных в скале с десятками планов известных воздушных змеев с помощью моделирования географического графа. Математическое сравнение гравюр с задокументированными воздушными змеями выявило степень сходства: схема из Иордании оказалась наиболее похожей на воздушного змея, расположенного на расстоянии 2,3 км, а схема из Саудовской Аравии была больше всего похожа на воздушного змея, находящегося на расстоянии 16,3 км и очень близко по внешнему виду к другому, находящемуся на расстоянии 1,4 км. 
 
«Гравюры на удивление реалистичны и точны, и, кроме того, соответствуют масштабу, что подтверждается оценкой сходства форм на основе геометрического графика», — пишут авторы в исследовании. «Таким образом, эти примеры изображений воздушных змеев являются старейшими известными архитектурными планами в истории человечества».
 
Команда предположила, что группа людей, готовящихся к охоте, могла изучить и обсудить план уже построенного воздушного змея, который мог включать согласование количества и положения охотников и предвидение действий животных до события. Также возможно, что подобная схема изначально использовалась для создания воздушного змея. В любом случае тот факт, что люди создавали связь между физическим пространством, видимым сверху, и графическим представлением, является важным развитием абстрактного мышления и символического представления, как предположили исследователи в своем исследовании.
 
Крассар и его коллеги продолжают работу над пустынными змеями. Хотя эти гравюры являются старейшим известным свидетельством масштабных планов, вполне возможно, что люди создавали подобные схемы из менее прочного материала, например, рисуя их просто в грязи.