International Crisis Group : Водная проблема может обнажить огромный пласт нерешаемых вопросов в Ценральной Азии

Водная проблема может обнажить огромный пласт нерешаемых вопросов в Ценральной Азии. Две страны — Кыргызстан и Таджикистан — имеют избыток; остальные три - Казахстан, Узбекистан и Туркменистан - не получают свою долю от рек региона — Сырдарьи и Амударьи. Давление нарастает с каждым годом, так как население в Центральной Азии с 2000 года увеличилась почти на 10 млн. человек и ограниченные пахотные земли истощаются в результате чрезмерного использования и устаревших методов ведения сельского хозяйства. Об этом говорится в новом докладе исследовательской группы International Crisis Group (ICG) под названием «Водной давление в Центральной Азии» (Water Pressures in Central Asia).

«Обширная коррупция и неспособность выстроенной еще в советские годы инфраструктуры функционировать по-прежнему без сбоев, на фоне отмечаемого экологами региона изменения климата и все более засушливого лета, вероятно, будут иметь долгосрочные негативные последствия», - отмечается в докладе.

По мнению международных экспертов, чтобы решить проблему, страны региона должны срочно отступить от стратегии использования воды или электроэнергии в качестве инструмента давления на соседей и сосредоточиться на достижении скромных двусторонних соглашений, в ожидании комплексного решения поставленных задач.

«Крах советской эпохи бартерных сделок поставил Кыргызстана в тупик в сфере внутренних потребностей в энергии. В последние годы его энергетическая безопасность становится все более неустойчивой и сложной в сочетании с фактором окружающей среды, распадом инфраструктуры и плохими отношениями с Узбекистаном, как основным поставщиком газа на юг Кыргызстана», - говорится в тексте.

«Когда российский Газпром купил компанию «Кыргызгаз» в апреле 2014 года, Ташкент тут же отреагировал, остановив поставки газа на юг Кыргызстана. Позднее премьер-министр Кыргызстана Дж.Оторбаев заявил, что ни узбекские власти, ни государственная газовая компания Узбекистана не ответили на его звонки и письма. Ситуация еще более усугубляется критически низким уровнем воды в Токтогульском водохранилище. Это резервуар, который производит большую часть электроэнергии Кыргызстана», - подчеркивается в докладе.

«Высокопоставленные чиновники в частном порядке опасаются, что нагрузка на энергосистему от внутреннего спроса может подтолкнуть к его краху. Иностранные наблюдатели предупреждают, что даже если система выживет в 2014 году, перспективы 2015 выглядят одинаково мрачными: также проблемы вызванны низким уровнем воды, изношенностью инфраструктуры и нехваткой денег на ремонт. Правительство Кыргызстана обязалось предоставить гражданам уголь по разумной цене, но для многих семей стоимость будет непомерной. Непонятно, как отопление будет предоставляться высотным жилым зданий в Оше, которые зависят от системы центрального отопления города. Бишкек и северные провинции Чуйской и Иссык-Кульская области также сталкиваются с ограничениями на использование электроэнергии», - говорится в сообщении.





По мнению экспертов кризисной группы, кыргызские чиновники и международное сообщество должны признать, что это формула для возможных социальных волнений.

«Чтобы оказать давление на Ташкент в возобновлении поставок газа, Кыргызстан пригрозил ограничить воду в разгар поливного сезона. Такое ограничение могло серьезно подорвать кыргызско-узбекские отношения. Ташкент официально не отреагировал на угрозы. 17 июня спецпредставитель правительства КР Курбанбай Искандаров заявил, что Узбекистан возобновит поставки газа на юг, если Кыргызстан откроет наземный коридор для узбекского анклава Сох и согласится прекратить строительство ГЭС на реке Нарын. Узбекистан не подтвердил и не опроверг это», - отмечается в докладе ICG.

«Это перестало быть экономической проблемой и в настоящее время это проблема политическая», - сказал европейский дипломат в Бишкеке.

Директор проекта International Crisis Group в Центральной Азии Дейрдре Тайнан заметила, что коррупция, скрытые интересы и негибкие позиции всех государств региона препятствуют поиску взаимоприемлемого решения.

«Стратегия совместного развития с упором на реформы сельского хозяйства и энергетической области будет в их интересах, но такой поворот потребует радикального сдвига в позициях региональных лидеров», - подчеркнула она.

Также международные эксперты предложили свои рекомендации, которые бы смогли перевести водную риторику в регионе с воинственных на примирительные позиции.

По их мнению, необходимо признать, что реки Сырдарья и Амударья должны стать предметом специальных отдельных соглашений по части справедливого и равномерного раздела водных ресурсов в ЦА. Поощрять двусторонние соглашения о совместном использовании энергетических мощностей и водных резервуаров между Кыргызстаном и Узбекистаном, и Узбекистаном и Таджикистаном до всеобъемлющего соглашения и прихода сторон к консенсусу об их управлении каждой отдельно взятой страной. Активно внедрять систему капельного орошения.

«Найти решение проблемы демаркации границы без использования воды или энергии в качестве принудительного фактора, содействовать трансграничному сотрудничеству между полицейскими силами и сформировать внутрирегиональный совет для надзора по​​ управлению водными и земельными ресурсами и параллельно вести переговоры на высоком уровне по окончательной делимитации границ во избежание очередного обострения», - заключается в докладе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: