В Кыргызстане предлагают запретить рекламу табачных изделий



В Кыргызстане предлагают запретить рекламу табачных изделий Соответствующий проект закона на общественное обсуждение выносит депутат Эмиль Токтошев («Ата Мекен»).

По мнению депутата, всесторонние запреты на использование табачной промышленностью любых маркетинговых стратегий приводят к понижению уровня потребления табака среди людей любого уровня доходов и образования.

«Исследование, проведенное в 102 странах, показало, что в государствах с частичными запретами уровень потребления табака понизился только на 1%, в то время как в странах с действующими всесторонними запретами уровень понизился практически на 9%», - отмечает он.

В справке-обосновании говорится, что в декабре 2017 года рядом со школами в городах Бишкек и Ош было проведено исследование продажи, рекламы и продвижения табака, которое стало доказательством агрессивной маркетинговой кампании табачных производителей, поставляющих свой товар на рынок Кыргызстана, направленную на детей- школьников.

«Вокруг 102 школ были выявлены 443 торговых точки, расположенные в радиусе 5 минут ходьбы или в шаговой доступности. 30% торговых точек, расположенных ближе 100 метров от школ, продавали табачные изделия, несмотря на законодательный запрет. В 90% посещенных магазинов обнаружена выкладка сигарет на уровне глаз ребенка, что используется в целях привлечения внимания детей. Более чем в 60% торговых точек сигареты размещаются рядом с товарами, пользующимися спросом у детей – это сладости и игрушки. В отдельных случаях были выявлены нарушения - непрямая реклама и продвижение продажи табачных изделий как подарок за покупку, скидки, раздача сигарет, сладости или игрушки в виде сигарет», - сообщает инициатор.

В этой связи предлагается полностью запретить любую рекламу табака и табачных изделий, водяных трубок и других курительных принадлежностей, рекламу электронных систем доставки никотина и электронных систем доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН) и жидкостей для них, а также рекламу деятельности табачной промышленности, обозначенную как «социальная корпоративная ответственность».

Также предлагается ужесточить наказание за курение табака, в том числе с использованием водяных трубок (кальяна) и других устройств и/или курительных принадлежностей, а также использование ЭСДН и ЭСДПН в запрещенных местах. Если по действующему законодательству, наказание за данный вид нарушение составляет штраф 1 категории (1 тыс. сомов для физических лиц и 5 тыс. сомов для юридических лиц), то теперь за это же наказание штраф будет составлять 3 категории (5,5 тыс. сомов для физических лиц и 17 тыс. сомов для юридических лиц).

Неосуществление юридическими лицами контроля за исполнением законодательства о защите здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма на территориях, в зданиях, сооружениях и помещениях, где они осуществляют свою деятельность, влечет наложение штрафа на юридических лиц 9 категории (20 тыс. сомов для физических лиц и 100 тыс. сомов для юридических лиц).

Размещение пепельниц, водяных трубок (кальяна) и создание иных условий для курения табака, в том числе с использованием других устройств и/или курительных принадлежностей в местах, где это запрещено законом влечет наложение штрафа на юридических лиц 9 категории.

Не размещение и/или нарушение правил размещения информационных знаков (плакатов) о запрете курения табака, включая с использованием водяных трубок (кальяна) и других устройств и/или курительных принадлежностей на входе и внутри мест, где это запрещено законом влечет наложение штрафа на юридических лиц 9 категории.




Ужесточаются штрафы и за нарушение правил торговли табачными изделиями. Так, нарушение установленных законом требований к торговле табачными изделиями, ЭСДН и ЭСДПН влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории (7,5 тыс. сомов), для юридических лиц 9 категории (100 тыс. сомов).

Продажа некурительных табачных изделий, курительных принадлежностей, ЭСДН и ЭСДНП без предупреждений о вреде их потребления и использования, определенных законом, а также не соответствующих иным требованиям, предъявляемым к ним законом, влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории, для юридических лиц 9 категории.

Продажа табачных изделий, не соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), влечет наложение штрафа для физических лиц 5 категории (10 тыс. сомов), для юридических лиц 9 категории.

Реализация табачных изделий, ЭСДН и ЭСДНП несовершеннолетним влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории, для юридических лиц 9 категории.

Кроме того, Кодекс об административных нарушениях предлагается дополнить статьей 55-1 «Нарушение запрета спонсорства табака, рекламы и стимулирования продажи табака».

Согласно указанной норме, спонсорство табака влечет наложение штрафа для физических лиц 3 категории (5,5 тыс. сомов), для юридических лиц – 9 категории.

Реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, табачных изделий, водяных трубок и других курительных принадлежностей, реклама ЭСДН/ЭСДПН и жидкостей для них влечет наложение штрафа для физических лиц 4 категории, для юридических лиц – 9 категории.

Оптовая и розничная торговля табачными изделиями, водяными трубками и другими курительными принадлежностями, ЭСДН/ЭСДНП и жидкостями для них путем выкладки (выставки) и демонстрации их в торговых объектах влечет наложение штрафа для физических лиц 5 категории, для юридических лиц – 9 категории.

Инициатор также предлагает поправки в закон о неналоговых платежах, согласно которым производители и импортеры табачных изделий, представляющими свой товар на рынок КР, будут платить отчисления для финансирования мероприятий по охране здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма.

Отчисления вносятся в республиканский бюджет КР ежегодно до 20 числа первого месяца, следующего за последним месяцем отчетного года.

Отчисления устанавливаются в следующих размерах:

- 0,01 сомов (1 тыйын) за одну штуку сигарет с фильтром и без фильтра, папирос, сигар, сигарилл (сигарит), биди, кретек, табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания;

- 0,01 сомов (1 тыйын) за 1 грамм табака (табачной смеси) для водяных трубок (кальяна), табак курительный, в том числе для курительной трубки, насвая (в готовом виде), табака сосательного, жевательного, нюхательного.

Отчисления поступают в республиканский бюджет КР с последующим перечислением в размере не менее 50% от общей суммы полученных отчислений в бюджет уполномоченного государственного органа в области здравоохранения.

Полученные государственным органом в области здравоохранения средства расходуются на финансирование мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табака (по предотвращению табачной зависимости, профилактике, лечению и сокращению заболеваемости и преждевременной смертности, возникающих вследствие потребления табачных изделий).