Депутаты Жогорку Кенеша одобрили в первом чтении повышение ставок акцизного налога на табак



Депутаты Жогорку Кенеша 31 декабря 2014 года на своем заседании одобрили в первом чтении проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (о сокращении табакокурения)».

Проектом закона предлагается ввести изменения в закон Кыргызской Республики «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака», в частности:

- предлагается в определении понятия «реклама и стимулирование продажи табака и табачных изделий» указать норму, согласно которой подобная реклама направлена на неопределенный круг лиц;

- вводятся меры, усложняющие процесс стимулирования продажи табачных изделий, рекламы и спонсорства табака и табачных изделий;

- расширяется перечень мест и помещений, где запрещается курение;

- исключается норма о допустимости финансирования мероприятий по защите здоровья граждан от вредного воздействия табака производителями и импортерами табачных изделий, чтобы избежать возможности влияния табачных компаний на содержание и формат данных мероприятий.

Также инициаторами законопроекта предлагается установить требования к упаковке и маркировке табачных изделий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о техническом регулировании. При этом данная норма вступит в силу по принятию соответствующего законодательства.

Законопроектом предлагается ряд поправок в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, целью которых является постепенное повышение базовой ставки акциза на сигареты в течение 2015-2017 годов.

Законопроектом предполагается переход в 2015 году на ставку без адвалорной составляющей, то есть на простую фиксированную ставку. С этой позицией солидарна Государственная налоговая служба при правительстве Кыргызской Республики, которая в своем письме от 30 июля 2014 года сообщает следующее:

«Считаем целесообразным переход на применение специфичекой ставки акцизного налога с повышением ставки, так как специфическая ставка имеет ряд преимуществ перед комбинированной ставкой акцизного налога:




- возможность планирования поступлений акцизного налога;

- простое администрирование;

- возможность точного определения сумм возврата акцизного налога при возврате неиспользованных и испорченных акцизных марок на табачные изделия;

- в случае применения комбинированной ставки ответственность за реализацию табачных изделий выше установленных максимальных розничных цен возлагается на реализатора табачных изделий, что не является справедливым, так как оптовая цена определяется производителем/импортером и оказывает прямое влияние на розничную цену».

С учетом последнего довода ГНС в законопроекте содержится положение, предлагающее исключить из Налогового кодекса понятие «максимальная розничная цена».

При этом предлагается дополнить закон «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака» таким понятием, как «минимальная розничная цена», или цена, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

Параллельно с переходом на простую фиксированную ставку законопроект предполагает повышение базовой ставки акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра: с 1 января 2015 года – 550 сомов (сигареты с фильтром) и 100 сомов (сигареты без фильтра); с 1 января 2016 года – 730 сомов (на оба типа сигарет); с 1 января 2017 года – 950 сомов.

По мнению разработчиков законопроекта, данное повышение обусловлено необходимостью пополнения республиканского бюджета: за первое полугодие 2014 года, по данным Центрального казначейства Министерства финансов, дефицит бюджета составил 3 млрд 389 млн сомов

Всего за данный законопроект проголосовало 84 депутатов, 1 выступил против. Всего зарегистрировано 85 депутатов.