При осмотре крыши эксперт заявил, что подсудимые сотрудники "Альфы" и "Арстана" не стреляли и не имели возможности вести огонь по митингующим



Бишкек "АиФ". Сегодня, 20 марта, в Бишкеке состоялся суд по апрельским событиям 2010 года. Однако в обычный и уже монотонный процесс была внесена новизна. Вместо привычного рассмотрения дела в зале Департамента охраны и конвоирования при ГСИН, слушание прошло на крыше "Белого дома".

К 9.30 у западного контрольно-пропускного пункта собрались 32 участника процесса: подсудимые сотрудники спецподразделения "Альфа" ГКНБ, Службы госохраны "Арстан", адвокаты сторон и сам судейский состав.

Председательствующий судья Дамир Онолбеков заверил представителей местных СМИ, что он не против их присутствия на судебном эксперименте, но сделать этого якобы не разрешает Служба госохраны. Прессу отправили в фойе. Спустя некоторое время сотрудник пресс-службы парламента по просьбе корреспондентов договорился с представителями СГО, чтобы прессе разрешили присутствовать на судебном эксперименте. Корреспондентам даже позволили запечатлеть его на фото- и видеокамеры.

В ходе эксперимента судья Онолбеков зачитал двум явившимся экспертам Павлу Бертольду и Орозбаю Колубаеву (последний специализируется на снайперской деятельности – vb.kg) их права и напомнил, что вопросы не задаются, а лишь обозначаются специалистам. На них эксперты ответят уже в зале суда.

Прибывший на место адвокат Абыдкерим Аширов начал замерять ширину и высоту парапета, длину кровли. Так, выяснилось, что ширина парапета - 35 см, высота - 65, длина кровли, включая узкий проход, - 205 см. Во время замеров между адвокатами и гособвинителями возник спор. "Зачем мы вызвали экспертов и специалистов, если всем этим занимается адвокат подсудимых?" - возмутился один из прокуроров Азамат Мамбетов. Он так же выразил недовольство, заручившись поддержкой адвокатов, комментариями Колубаева, заявившего, что сотрудники силовых структур - подсудимые сотрудники "Альфы" и "Арстана" - не стреляли и не имели возможности вести огонь по митингующим.

Скандал набирал обороты. Дошло до того, что прокуроры и адвокаты решили дать отвод эксперту. А адвокат потерпевших Байбачаева и вовсе заподозрила Колубаева в предвзятости и возможном родстве с одним из подсудимых.

"Колубаев не имеет объективного мнения! Он сразу начал оправдывать подсудимых, и все свои экспертные выводы доводит до представителей СМИ", - заявила Байбачаева.

Судье пришлось отреагировать. Онолбеков вызвал двух экспертов на разъяснительную беседу, в ходе которой еще раз напомнил специалистам, что пока они не имеют права комментирования и должны заниматься своими непосредственными обязанностями.

Находясь на юго-западной стороне "Белого дома", один из подсудимых Султан Арбаев рассказал участникам процесса, что вести огонь по митингующим и вообще чему-либо с крыши Дома правительства невозможно.

"7 апреля 2010 года видимость была плохой. Оптический прицел снайперской винтовки запотевал, и мне практически ничего не было видно. В тот день я был простым наблюдателем, а не снайпером, и следил за происходящим в бинокль. Я видел, как на чердаке в доме напротив сидел снайпер, который вел прицельный огонь по крыше. Это нам мешало вести наблюдение. Соответственно, об этом я докладывал своему начальству, что записано в протоколах допроса", - сказал Арбаев.




Он также наглядно продемонстрировал возможности для стрельбы с крыши "Белого дома", согласно которым, по его заверению, ведение огня в сидячем положении невозможно: голова будет видна всем, а это возможная смерть, поскольку "со стороны митингующих были снайперы". Также нельзя вести стрельбу лежа из-за высокого парапета, который закрывает обзор.

Позже собравшиеся перешли к центральной части крыши "Белого дома", где обнаружили несколько пулевых отверстий по периметру парапета.

На юго-восточной стороне крыши стало понятно, что она обстреливалась митингующими. Именно с этой стороны, как заверяли свидетели и сами подсудимые, стрелял бронетранспортер, угнанный с территории ГКНБ.

Осмотрев три точки, участники выездного судебного заседания направились осматривать саму территорию "Белого дома". Эксперт насчитал 32 пулевых отверстия на заборе. По его мнению, военнослужащие вели хаотичный огонь по демонстрантам. Все 32 пулевых отверстия он обнаружил при осмотре восточной стороны, но эксперт заверил, что найдет их больше.

По ходу эксперимента в процесс попыталась вмешаться еще одна группа потерпевших, находящаяся за забором объекта. С их слов, несправедливо, что они не участвуют в мероприятии. "Мы могли рассказать много интересного и доказать, что люди, которые находились 7 апреля 2010 года на крыше "Белого дома", вели стрельбу по митингующим", - сказали они.

Само выездное заседание закончилось спустя несколько часов. Многие участники остались им недовольны, признавшись, что ожидали большего.

Эксперимент, по словам адвоката Осунбека Жамансариева, доказал, что семь человек, находящиеся 7 апреля на крыше "Белого дома", имели возможность стрелять по митингующим беспрепятственно.

"Все участники данного заседания видели, что никаких преград для ведения огня по митингующим для сотрудников силовых структур не было. Все показания подсудимых, озвученные в зале суда, мы будем считать неправдой", - сказал Жамансариев.

Но адвокат троих подсудимых Абдыкерим Аширов заверил, что его подзащитные не имели возможности вести стрельбу. "Эксперимент показал и доказал, что подсудимые Рафаэль Мадраимов, Расул Байтоков и Урматбек Камчыбеков не стреляли в день революции", - заверил он.

Большинство специалистов сошлись во мнении, что данный эксперимент сильно отразится на решении судьи. Вызванные на заседание эксперты поставят точки над "i", и судьба подсудимых во многом будет зависеть от их показаний.

Следующее заседание суда по апрельским событиям назначено на 29 марта. Там будет озвучен вердикт, подводящий итог сегодняшнему выездному процессу.

URL: http://www.vb.kg/221082