Шотландские астрономы предлагают направлять астероиды прямо на Землю

Шотландские астрономы предлагают направлять астероиды прямо на ЗемлюГруппа исследователей выступила с экстравагантным предложением: менять орбиты околоземных тел так, чтобы они устремились к нашей планете. По замыслу авторов, если всё сделать правильно, космическая глыба "чиркнет" об атмосферу Земли, притормозит и впоследствии станет спутником нашей планеты. После этого нового соседа можно использовать в качестве источника воды, металлов и других ресурсов. Расчёты команды во главе с Маттео Черьотти (Matteo Ceriotti) из Университета Глазго описаны в научной статье, опубликованной в журнале Acta Astronautica.

Пока человечество испытывает системы оповещения о приближении астероида, подсчитывает количество потенциально опасных тел и тестирует технологии изменения угрожающих траекторий околоземных объектов, группа Черьотти выдвигает прямо противоположную идею. Астероиды, по мнению авторов, нужно направлять не от Земли, а к Земле.

Зачем? Дело в том, что некоторые такие тела, представляющие собой осколки ядер не до конца сформировавшихся планет, содержат богатейшие залежи различных металлов. Однако лететь за ними за многие миллионы километров – удовольствие ниже среднего. Если же "космическая гора" не идёт к Магомету, решили астрономы из Глазго… нужно заставить её идти.

В их проекте космический аппарат, посданный к желанному астероиду, даёт ему небольшой и точно рассчитанный "пинок". Если небесное тело расположено как минимум в миллионе километров от Земли, то для такого воздействия не потребуется слишком больших усилий. Его можно осуществить средствами, которые либо доступны уже сегодня, либо появятся в обозримом будущем.

Дело вот в чём. Как известно каждому, кто в детстве пускал солнечные зайчики: чем дальше стена, тем сильнее смещается по ней пятно света в ответ на самый незначительный наклон зеркала. По той же причине стрелку трудно попасть в далёкую цель: малейшее изменение направления ствола ведёт к тому, что пуля проходит на приличном расстоянии от мишени.

А виной всему тот скучный геометрический факт, что пистолет, центр мишени и точка попадания пули составляют прямоугольный треугольник, в котором катет а (отрезок между стрелком и центром мишени) гораздо длиннее катета b (отрезок между центром мишени и фактической точкой попадания). Нужно лишь слегка изменить угол, который катет а составляет с гипотенузой, и длина катета b изменится очень значительно.

Трудность, доставляющую столько хлопот стрелкам, авторы решили использовать на благо человечества. Если астероид и так летит приблизительно в район Земли, достаточно слегка изменить направление его движения, чтобы значительно изменить "точку прибытия".

Если всё рассчитать правильно, космическая глыба не врежется в Землю, а пролетит мимо, чиркнув по её атмосфере. Из-за сопротивления воздуха астероид снизит скорость, и Земля тут же поймает его в гравитационную ловушку. Небесный гость выйдет на стабильную орбиту, и у Луны появится конкурент.