Ставки Таможенного союза на растаможку «иномарок» подталкивают казахстанцев на авторынок Кыргызстана



С вступлением Казахстана в Таможенный союз пошлины на ввозимые из третьих стран автомобили выросли, и часть казахстанских покупателей машин, как известно, устремилась в соседний Кыргызстан. Один из таких казахстанцев, житель села Нура Талгарского района Алматинской области по имени Данияр, продав два месяца назад свой старый автомобиль Volkswagen Passat, купил в Кыргызстане Honda Оdyssey 2003 года выпуска. Приобретенная им машина стоит в Казахстане около 11—12 тысяч долларов. В Кыргызстане такие авто обходятся в два раза дешевле.

Данияр, купив таким образом машину, сэкономил деньги, но столкнулся с массой проблем из-за кыргызских номерных знаков.

— Наши дорожные полицейские, увидев машину с кыргызскими номерами, радуются, словно родного отца встретили, спешат навстречу и останавливают. За два месяца я замаялся. Потом мой младший брат договорился с помощью одного из кыргызов, работающих здесь, и мы достали «желтые номера» из Кыргызстана, — говорит Данияр.

«Желтые номера», о которых говорит Данияр, выдаются транспортным средствам, оформленным на международные компании. На кыргызстанских частных автомобилях установлены номерные знаки с изображением флага ​Кыргызстана, он красного цвета. Такие номера отличаются от казахстанских номерных знаков с символикой голубого цвета и сразу бросаются в глаза.

Данияр считает, что, если Кыргызстан войдет в Таможенный союз, цены на автомобили в этой стране снизятся вдвое. Он рассказал корреспонденту Азаттыка, каким путем пригоняются машины из Кыргызстана:

— Берем доверенность от владельца машины. Он перегоняет автомобиль через пограничный пост «Кордай». Потом раз в три месяца ездим и заполняем таможенную декларацию.




По данным национального агентства по статистике Кыргызстана, на которые ссылается Кыргызская редакция Азаттыка, средние цены на новые легковые автомобили в стране в июне снизились на 27,7 процента, или на пять тысяч долларов, по сравнению с маем. К примеру, машины, стоившие в мае около 18 тысяч долларов, подешевели через месяц до 13 тысяч долларов.

Но увеличение числа покупателей из Казахстана, похоже, возвращает цены в Кыргызстане на более высокие позиции.

— Такие машины, как моя, стоили два месяца назад пять тысяч долларов, сейчас продаются по 5500—5700 долларов, — говорит Данияр.

По сведениям Кыргызской редакции Азаттыка, увеличилось число людей, которые регистрируют «иномарки» в Кыргызстане и перегоняют в Казахстан на основании только доверенности. Один из бишкекских предпринимателей сказал Азаттыку, что в Казахстан еженедельно перегоняются около трех тысяч легковых машин.

Однако председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков опровергает эту информацию:

— Число ввозимых из Кыргызстана в Казахстан машин, наверное, меньше в 10 раз. Если машина и ввозится из Кыргызстана, всё равно таможенные пошлины и налоги уплачиваются сполна. Это нелогично, что казахстанские перевозчики сначала ввозят автомобили в Кыргызстан, а потом, уплачивая все таможенные платежи, переправляют их в Казахстан. Сейчас казахстанцы пригоняют машины, оформляя их на местных жителей, и, если те не обманут, могут легко переоформить на себя после вступления Кыргызстана в Таможенный союз.

Корреспондент Азаттыка обратился за комментариями и в пограничную службу Казахстана и комитет таможенного контроля. Однако представители этих структур ответили, что точной статистики по ввозимым из Кыргызстана в Казахстан транспортным средствам у них нет.