Внешний долг Кыргызстана составляет 47,2% от ВВП



Бишкек АИФ. В мире, наверное, нет ни одного государства, у которого не было бы государственного долга - внешнего или внутреннего. Но, как отмечают эксперты, важен не столько размер задолженности, сколько способность страны отвечать по своим обязательствам без особого ущерба для экономики и социальной сферы. Соответственно чем больше и богаче страна, тем большие долги (в абсолютных цифрах) она себе может позволить. Рекордсмен в этом плане – США, госдолг которых превысил $16,4 триллиона!

У Кыргызстана, по последним данным, общая сумма государственного долга достигла $3 млрд 275 млн. Из них $2 млрд 992 млн приходятся на внешний долг, а $283 млн – на внутренний. Как заверяют в Министерстве финансов, особого повода для беспокойства пока нет. Наша республика отнесена к странам с устойчивым уровнем задолженности, так как внешний долг составляет 47,2% к ВВП.

Крупнейшие страны-доноры Кыргызстана - Россия, Япония, Китай, Германия, Турция, а международные финансовые институты – Азиатский банк развития, Международная ассоциация развития из группы Всемирного банка и Международный валютный фонд.

Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на льготных условиях. Сроки погашения по ним - 15-40 лет, включая льготный период - 5-10 лет. Процентная ставка колеблется в пределах 0,75-2,5% годовых.

Заимствования стран-доноров также большей частью выданы на льготных условиях. Срок погашения - от 10 до 30 лет, включая льготный период - от 5 до 10 лет. Процентная ставка установлена на уровне 0,1-5% годовых.

Как сообщили в Минфине, в этом году на обслуживание внешнего долга планируется выделить 4 млрд 454 млн сомов, а внутреннего - 10 млрд 989 млн сомов.

Наиболее сложная ситуация возникала в 2002 году, когда из-за нехватки бюджетных средств правительство вынуждено было впервые обратиться в Парижский клуб кредиторов с просьбой реструктуризировать внешний долг. В результате были сокращены объемы обслуживания внешнего долга перед двусторонними кредиторами в среднесрочном периоде.

В 2005 году наша страна вновь столкнулась с подобной проблемой и была вынуждена вторично обратиться в Парижский клуб кредиторов. Предоставленная реструктуризация 2005 года позволила решить проблему устойчивости двустороннего внешнего долга и значительно сократить объемы обслуживания долга перед двусторонними кредиторами в долгосрочном периоде.

Но, несмотря на принятые меры, проблема платежеспособности страны в долгосрочном периоде все еще остается актуальной. Ведь большая часть внешнего долга представлена обязательствами перед многосторонними кредиторами - международными финансовыми институтами. Ситуация усложнилась из-за апрельских и июньских событий 2010 года, приведших к многочисленным разрушениям и убыткам. В настоящий момент страна испытывает экономические и финансовые трудности, особенно по покрытию бюджетного дефицита.




Чтобы ослабить бремя внешнего долга на долгосрочный период, ведутся переговоры со странами-кредиторами в двустороннем формате по рассмотрению вопроса о предоставлении реструктуризации долга, проведении своп-операций (обмен долга на активы, развитие и т.д.), а также его списании или преобразовании в грант.

В сентябре прошлого года заключено соглашение с Россией, по которому подлежит единовременному списанию задолженность в сумме $188,9 млн. Еще $300 млн будут списываться равными долями в течение 10 лет начиная с 16 марта 2016 года.

В октябре 2012 года вступило в силу соглашение с Турцией, по которому Кыргызстану списана задолженность в размере $49,2 млн. А в апреле состоялась встреча сотрудников Минфина и МИДа КР с представителями Эксимбанка Кореи, на которой корейская сторона подтвердила согласие реструктуризировать нашей республике задолженность на условиях протокола Парижского клуба кредиторов 2005 года. В настоящее время идет согласование проекта соглашения о реструктуризации, подписание которого ожидается во II либо III квартале этого года.

В Минфине отмечают, что пик обслуживания внешнего долга приходится на период с 2018-го по 2024 год. Однако этот период может сместиться в зависимости от привлечения новых заимствований и обслуживания существующего долга. К примеру, если произойдет списание какого-либо долга, погашение которого начинается с 2018 года, то сумма обслуживания уменьшится и соответственно передвинутся пиковые периоды.

С одной стороны, рассчитываясь по обязательствам, с другой, Кыргызстан все еще продолжает набирать новые долги. В 2012 году были подписаны соглашения по 14 инвестиционным проектам на сумму $792,8 млн, из которых грант составил $121,7 млн, а кредит – $671,1 млн. 6 проектов будут реализованы в социальном секторе, 3 – в инфраструктурном, по 2 проекта - в энергетическом и транспортном, один – в сектор госуправления.

С начала этого года заключены соглашения по четырем инвестиционным проектам на $31,7 млн. Из них $11,7 млн – это грантовые средства и $20 млн - кредитные. Проекты охватывают сельское хозяйство, сферу транспорта, улучшения инфраструктуры и социальный сектор.

Для оценки эффективности использования заимствуемых средств Минфин с финансовыми институтами ежеквартально проводят обзор портфеля инвестиционных проектов, включающий мониторинг и анализ их реализации. К примеру, в январе этого года был проведен обзор портфеля со Всемирным банком, а в феврале - с Азиатским банком развития. Вместе они составляют план мероприятий по устранению возникающих проблем, затем Минфин каждые три месяца оценивает их выполнение.

URL: http://www.vb.kg/226539


Комментарии (2)