Кострома провалила программу по переселению соотечественников. 40% вернувшихся сбежали



Бишкек АИФ. Костромской области не смогли реализовать программу по переселению соотечественников из-за рубежа, проводимую в 2009-2012 годах. Как сообщил начальник регионального УФМС, Александр Шайнов, 40% переселенцев уехали в более благополучные регионы, где подобные программы даже не практиковались.

В рамках программы власти Костромы планировали принять в область до 3500 соотечественников, на обустройство которых из бюджета должно было быть выделено почти 500 миллионов рублей, - передает РИА "Новости". Массовое переселение граждан из других стран должно было помочь решить демографические и трудовые проблемы, вызванные высокой смертностью и оттоком населения из сельских районов. Однако притока рабочей силы так и не произошло. За указанный период в область прибыло более тысячи соотечественников, но большая часть из них спешно уехала.

Александр Шайнов объяснил провал программы в Костромской области тем, что регион оказался не готов к приему и размещению соотечественников. Переселенцам не смогли представить достойную зарплату и места проживания и, в итоге, получив с преференциями гражданство РФ и материальные выплаты, люди уехали в более "успешные" районы, в частности, в Москву, Ярославль, Иваново и Нижний Новгород.

Кострома – не единственный регион, где программа переселения соотечественников дала сбой. Она была провалена и в Северо-Западном федеральном округе, о чем в декабре прошлого года сообщил полномочный представитель президента РФ в СЗФО, Николай Винниченко. По его словам, анализ ситуации произвел удручающее впечатление. Калининград оказался редким исключением из общего негативного правила.

Впрочем, есть и положительные примеры реализации программы. Так, для Волгоградской области, 2012 год был стартовым в ее реализации. Но промежуточные итоги позволяют говорить о том, что старт был успешным, отметил 9 апреля заместитель председателя правительства Волгоградской области, Юрий Сизов. По его словам, выполнение плановых показателей по численности участников программы составило 231%, а число положительных заключений на заявления от желающих поучаствовать в ней – 163%. Местное издание "Волгоградская правда" отмечает, что только в первом квартале текущего года в региональный минтруд поступило более 300 анкет соотечественников, желающих переселиться в Волгоградскую область. Около 50% из них выразили желание жить в Волгограде. В 2013 году переселить планируется 500 участников (1200 человек с учетом членов семей). В 2014 году – 750 (1800), и в 2015 году – 1000 участников или 2400 человек вместе с семьями.

Напомним, в рамках новой концепции государственной миграционной политики, к 2015 году в Россию должны вернуться около двухсот тысяч соотечественников. Об этом в октябре 2012 года сообщил глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ, Леонид Слуцкий.




Сергей Рязанцев, профессор, руководитель Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, в беседе с "Однако" заявил, что существует три проблемы, из-за которых программа так и не заработал в полную силу в регионах:

- Главная проблема в том, что жилищный вопрос не решен на федеральном уровне. Я участвовал в общем в разработке этой программы, давал консультации и предупреждал об этом еще в 2006 году. Надо было на федеральном уровне выделять средства на строительство жилья в регионах, которые будут участвовать в программе, чтобы у регионов был стимул принимать соотечественников. Мне кажется, это главная ошибка в этом. Сейчас проблема жилья сброшены на региональный уровень, а у регионов средств на это нет. Так что это принципиальный вопрос.

Выход из этой ситуации есть – увязать число переселенцев с субсидиями из федерального бюджета на строительство жилья. Но строить жилье нужно в паритетном соотношении, то есть, давать квартиры и жилье, построенное на эти средства не только переселенцам, но и местным очередникам. Тогда бы это сняло проблемы с обеспечением жилья собственных жителей региона и не вызывало бы отторжения переселенцев у местного населения.

Второе - проблема с работой из-за недостаточной гибкости системы, непосредственно, при приеме на работу в рамках программы переселения. Люди-то могут подобрать рабочие места, но переселенцам в регионах предлагается, как правило, низкооплачиваемый труд. Да и сама процедура приглашения этого специалиста довольно долгая. Человеку предлагают место работы, но пока его документы оформляются – проходит время, работодатель его не ждет, так как не заинтересован держать вакансию, ведь работник нужен сразу. Процесс затягивается, и теряется смысл.

И - проблема с гражданством. Конечно, переселенцы имеют возможность проще получить гражданство, чем обычные мигранты - не участники программы. Но если мы приглашаем людей в Россию, то мы должны давать им гражданство, когда они обращаются в посольство или представительство ФМС за рубежом. Люди должны приехать к нам с гарантией того, что они уже граждане этой страны. А на практике получается, что они приезжают, получают удостоверение переселенцев, перспективу стать гражданами, а затем начинается российская бюрократия, которая "работает" очень хорошо. Вся процедура превращается в мучительный, длительный процесс, которые отталкивает переселенцев.

Я уверен, что если бы три эти направления были доработаны, то программа бы стала в разы эффективнее.

Беседовала Ульяна Гортинская
12 апреля 2013 Елена Гладкова, Сергей Рязанцев

Источник - Однако