Международный арбитраж по месторождению Джеруй: на кону престиж страны



Бишкек "АиФ". В ближайшую пятницу, 5 апреля, Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам Кыргызстана обещает объявить конкурс на получение права разработки золоторудного месторождения Джеруй.

Разговоры об этом шли несколько последних месяцев. Сроки объявления конкурса по самым разным причинам всё время оттягивались. И вот власти республики, наконец-то, созрели для решительного, как им кажется, шага.

Всё здесь было бы хорошо, но буквально накануне этого, не будем преуменьшать масштаб, важного для экономики страны события, настроение правительства оказалось чуть-чуть подпорчено. Стало известно, что компания Visor Holding, имеющая 60 процентов акций в ЗАО «Джеруйалтын», в последние годы работавшем на Джеруе и которое после смены власти в республики фактически лишили возможности разрабатывать месторождение, всё-таки подала в международный арбитраж иск в отношении Кыргызстана. Сумма претензий для слабого бюджета страны внушительная – более 400 миллионов долларов.

О том, что международный арбитраж неизбежен, правительство предупреждали сразу, как только стало известно, что инвестор не добился справедливости в судах в Кыргызстане. Нам могут сколько угодно говорить про наш независимый суд, но когда из стен «Белого дома» доносятся выступления депутатов и представителей властей открыто «предупреждающих» судей, что выносить решения надо в интересах государства, а не закона, результат предопределен. Противостоять такой судебной системе невозможно в принципе.

Поэтому никто не удивился, что правительство своим решением в качестве одного из условий конкурса постановило, что инвестор, выигравший право на получение лицензии на разработку «Джеруя», должен будет взять на себя все риски по возможным международным арбитражам.

Кстати, нужно заметить, что подобное условие было и тогда, когда после революции 2005 года так же, как и ныне, была отобрана лицензия у работавшей на месторождении компании «Оксус». Тогда ЗАО «Джеруйалтын» взяло на себя обязательства по ведению арбитражного спора и выполнило все требования «Оксуса». Хочется надеяться, что это в правительстве помнят. И даже трудно предположить, что кому-то хотелось бы вместе с компенсацией всех понесенных производственных затрат и упущенной выгоды «Джеруйалтына» (а от этого, видимо, никуда уйти не получится), возвращать и долг республики за давний уже арбитраж.

Тем не менее, на заседании конкурсной комиссии депутат Жогорку Кенеша Райкан Тологонов неожиданно предложил освободить победителя предстоящего конкурса от обязательства выплачивать все убытки, расходы и иные платежи, связанные «с текущими или будущими судебными спорами». Глава комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Кожобек Рыспаев заявил, что «страна опозорится на весь мир, выставляя на конкурс Джеруй на таких условиях». А то, что все риски ответственности лягут на правительство и бюджет не является проблемой?

До этого комиссия перерешила за правительство и поменяло плату за лицензию со 100 на 300 миллионов долларов без всякого на то обоснования. После этого возникает резонный вопрос: кто у нас в стране главнее и ответственнее: избранное правительство или временная комиссия, созданная этим же правительством? Остается подождать и посмотреть, на чьих условиях в конце-концов будет объявлен тендер. В любом случае, остается одна, но весьма щекотливая проблема: каким образом будущий победитель конкурса (если конкурс вообще состоится) сможет взаимодействовать на месторождении с ЗАО «Джеруйалтын»? Ведь, даже, несмотря на то, что, с одной стороны, арбитраж будет вестись с правительством, с другой стороны, на месторождении имеются объекты «Джеруйалтын», которые никак не удастся обойти или проигнорировать.




Здесь, думается, вполне уместно, напомнить общественности, что такое международный арбитраж и, что вообще ждет нашу республику в случае его проведения. Известно, что иск подан в ICSID (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) при Всемирном Банке, представляющий многосторонний международный инструмент, который отражает договоренность Государств, которые являются его членами, по разрешению в арбитражном порядке правовых споров с квалифицированными инвесторами – гражданами других Государств. В соответствии с Конвенцией процедура арбитража проводится в помещениях Центра в Вашингтоне.

Нужно обратить внимание, что арбитражное разбирательство в ICSID проводится не на основе национальной судебной системы. Арбитражная коллегия рассматривает обязательства государства исключительно в соответствии с международными договорами и законодательством, регулирующим защиту инвесторов. В случае с Кыргызской Республикой, такое законодательство включает: Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» № 66 от 27 марта 2003 года, Многостороннюю «Конвенцию о защите прав инвесторов», принятую в Москве, 28 марта, 1997 года, и Двустороннее инвестиционное соглашение между Республикой Кыргызстан и Республикой Казахстан.

Международное законодательство, указанное выше, предусматривает положения о защите инвесторов от экспроприации (неправомерного изъятия) со стороны государства, а также предусматривает положения о защите инвесторов от недобросовестного и неправомерного обращения со стороны государства.

Любое окончательное решение, вынесенное ICSID, может быть приведено в исполнение в отношении активов Правительства Кыргызской Республики вне зависимости от их месторасположения в мире и без какого-либо пересмотра решения на уровне национальных судов. Более того, в случае, если действиям по приведению решения в исполнение будет оказано сопротивление со стороны Правительства Кыргызской Республики, в таком случае будет обеспечено содействие со стороны Всемирного Банка.

Сторона, заинтересованная в приведении в исполнение решения, может обратиться во Всемирный Банк, неотъемлемой частью которого является ICSID в целях ограничения или исключения доступа государства, не исполнившего соответствующего решения, к кредитным линиям Всемирного Банка. Невыполнение решения, вынесенного ICSID, считается нарушением международного права и может иметь негативные последствия для репутации государства, которое не исполнило решение.

Искренне хочется верить, что наше правительство отдаёт себе отчёт в последствиях, которые может повлечь предстоящий арбитраж, если до того времени так и не будет найдено компромиссное решение с ЗАО «Джеруйалтын».

Упорство, с которым наши власти ведут борьбу с горнодобывающими компаниями, здесь уместно вспомнить и предстоящие разбирательства с «Центеррой Голд», могут на долгие годы отбить у зарубежных инвесторов иметь дела с Кыргызстаном. Всё это происходит на фоне постоянно звучащих рассказов про удивительные возможности работать в нашей горной республике без проблем. Однако на деле все щедрые обещания-завлекалочки оказываются пустым пшиком. Да и само государство, в котором при каждой смене власти, меняются «правила игры» с инвесторами, вряд ли может вызывать доверие у серьезных бизнесменов. И это правительству игнорировать никак нельзя. Пора уже начать думать хоть на полшага вперед, в том числе и о престиже страны, и о том, что каждый месяц и год простоя отодвигают нас от получения доходов от разработки месторождений и улучшения экономического положения Кыргызстана.