Добыча лития: опасность для экономики и планеты




источник фото: avtovzglyad.ru
С появлением электротранспорта увеличились объемы добычи лития. Но для экономики и планеты в целом это несет опасность, сообщает avtovzglyad.ru.


Спрос на электромобили неумолимо растет


Как только в мире начали массово выпускать электромобили, литий стал пользоваться повышенным спросом, потому как он является незаменимым в производстве современных аккумуляторов. Автопроизводители электромобилей наперегонки делали прогноз, в какие сроки по всей планете начнут отказываться от ДВС (двигатели внутреннего сгорания) и переходить на электрические моторы или хотя бы гибридные.

Стоимость электромобилей всегда была высокой, и ее компенсировали колоссальными суммами бюджетных средств. Производителям приходилось разрабатывать и производить комплектующие на неподъемные суммы. Тем не менее результаты оказались шокирующими: по итогам 2019 года в мире продали 2,2 млн электромобилей, через год – около 3 млн, а прошлогодние продажи составили порядка 6,6 млн. К концу 2022 года, вероятно, будет побит очередной рекорд по продажам.

Чем опасна добыча лития для экономики и планеты


Из-за форсированного роста продаж электромобилей рынок по добыче лития оказался на пороге кризиса. Спрос уже превысил предложение, поэтому стоимость металла выросла на 500%. Большая часть добычи лития во всем мире потребляется автопромышленностью. На изготовление 1 батареи нужно в среднем 8 кг металла, а годовой объем производства равен 100 тыс. тонн.

«Нетрудно посчитать, что при сохранении этих пропорций в прошлом году уже был превышен максимум, поскольку бензиновые и дизельные автомобили также не могут обойтись без аккумуляторов», — резюмируют эксперты.

Мировых запасов лития пока достаточно. В разведанных месторождениях хранится порядка 22 млн тонн. А вот чтобы нарастить добычу, потребуется около 10 лет. К тому же инвесторы без энтузиазма вкладывают средства в разработку новых месторождений.

«Похоже, что увеличение добычи не будет достаточно быстрым, чтобы удовлетворить спрос в течение следующих трех лет», — сетует Кэмерон Перкс, аналитик Benchmark Mineral Intelligence.

С ним согласен Люк Суини, эксперт американского инвестиционного бюллетеня Energy&Capital:

«Они (лидеры стран) игнорируют в комнате слона массой в триллион тонн. Безуглеродная энергетика и транспорт без бензина не могут существовать без добычи абсурдного количества лития. В настоящее время производство даже близко не соответствует потребностям».

Поскольку литий стал еще дороже, цены на электромобили увеличатся примерно на 1 000 долларов, и вряд ли они будут оставаться конкурентоспособными в отношении машин с ДВС.

«Цена на литий достигла безумного уровня!», — воздевает руки в своих лучших традициях Илон Маск в «Твиттере».

С ценами понятно, а что касается экологии? Дело в том, что для выпаривания 1 тонны лития нужно использовать 70 тыс. л воды. А ведь большинство месторождений металла находятся в пустынях. А сподумен, из которого тоже добывают литий, выделяет в 3,5 раза больше углекислого газа во время извлечения металла из рассола.