Был ли тираном Жак-Ив Кусто

Однако история Калипсо получила счастливое продолжение.


Был ли тираном Жак-Ив Кусто

Погрузка «Калипсо» перед отправкой в Измит. Фото: Cousteau Society

Легендарный корабль, на котором Жак-Ив Кусто со своей командой исследовал подводный мир в самых разных уголках планеты, недавно покинул ангар, в котором долгие годы хранился в разобранном виде. Путь лежал в турецкий порт Измит, где ему предстоит долгая и тщательная реставрация.

Корабль, спущенный на воду в качестве британского минного тральщика в 1942 году, имеет деревянный корпус и металлическую обшивку. Изначально планировалось отправить судно в Италию, но в итоге выбор пал на специалистов в Стамбуле, выразивших готовность взяться за непростую задачу реставрации старого деревянного корабля.
Был ли тираном Жак-Ив Кусто

«Калипсо» прибыл в международный порт Измит (Турция) фото: Cousteau Society

Восстановление должно продлиться два года. По возможности будут сохранены оригинальное оборудование и обстановка, бывшие на «Калипсо» при жизни командора, за исключением некоторых навигационных приборов и двигателей. Их заменят на более современные, мощные и соответствующие современным экологическим требованиям — VOLVO PENTA.

Был ли тираном Жак-Ив Кусто

Ремонт «Калипсо» —  это не просто восстановление всемирно известного образа исследователей морских глубин, это также уникальная возможность сохранить частичку истории. Кроме того, «Калипсо» будет служить новым поколениям и продолжит информировать общественность о важности защиты океанов и природных ресурсов. «Калипсо» останется международным символом охраны окружающей среды

Он превратится в площадку для важных событий во всем мире, таких как подписание международных природоохранных протоколов и т. д…
Был ли тираном Жак-Ив Кусто

«Calipso» автор Andre Laban. Холст. Масло. Из галереи телеканала OCEAN TV /// фото: А. Подколзин

Г-жа Франсин Кусто (вдова Жака Кусто и президент его фонда Cousteau Society) немало приложила усилий,  чтобы «Калипсо» вновь встал в строй и мог идти к новым открытиям, следуя завещанию Жака Кусто. Именно поэтому после нахождения подходящего решения, миссис Франсин Кусто заявила:
Был ли тираном Жак-Ив Кусто

Франсин Кусто
Был ли тираном Жак-Ив Кусто

Модель судна «Калипсо»

Справка OCEAN MEDIA:  «Калипсо» — самое известное океанографическое исследовательское судно. Изначально построен как деревянный тральщик Британских Королевских ВМС. Заложен 12 августа 1941 года , спущен на воду 21 марта 1942 года. Длина судна — 42 м, водоизмещение — 360 тонн, скорость —  12 узлов. Введён в строй ВМС в феврале 1943 года под названием HMS J-826, прикомандирован к одному из отрядов кораблей, действовавших на Средиземном море, исключён из списков флота в 1947 году. После Второй мировой войны работал паромом между Мальтой и островом Гоцо, переименован в честь нимфы Калипсо (которая жила на вымышленном острове Огигия, ассоциируемый в мифах с Гоцо).  Кусто преобразовал корабль под экспедиционное судно, обеспечение дайвинга, подводных съёмок и океанографических исследований. В том числе была установлена посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения (три метра под ватерлинией), одно- и двухместные мини-подводные лодки, разработки Кусто, плавающие блюдца и подводные мотоциклы. Корабль и его капитан прошли более 1 млн морских миль от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана.

Биография


Жак-Ив Кусто, человек, который одним из первых испытал на себе акваланг, исследовал глубины Мирового океана, стал командором Почетного легиона, родился 11-го июня 1910-го года во французском местечке Сен-Андре близ Бордо, славящимся своим изысканным виноделием. Мать мальчика звали Элизабет, а отца Даниэль, это был образованный и почитаемый в городе адвокат. Денег у семьи Кусто хватало, поэтому она часто путешествовала по воде, благодаря этому у маленького Жака страсть к водной глади появилась с детства. Однако к 7-ми годам мальчик заболел энтеритом, что повлекло за собой рахит и значительное ухудшение состояния. Врачи не знали, как бороться с недугом, и только рекомендовали Иву постельный режим. Это поставило крест на его путешествиях ближайших нескольких лет. После Первой мировой Даниэль Кусто устроился на работу в американскую фирму Хиггинса, поэтому ему вновь приходилось надолго уезжать от родного дома. До 1920-го года Жак-Ив жил в школе-интернате, а с началом 20-х семья переехала в Штаты, где мальчик и научился английскому. Ближе к 1923-му году семья Кусто вновь вернулась во Францию, а сам Ив увлекся механикой. Среднее образование получил в специальном молодежном интернате Парижа. В 1930-м поступил в морскую академию на военное отделение, которую окончил в звании прапорщика. Вскоре по распределению попал на базу ВМС в Шанхае. К работе относился творчески, много фотографировал, писал очерки и заметки о путешествиях по Азии и СССР. В 1933-м неожиданно бросил мореходку и поступил в авиационную академию, однако несчастный случай на горной дороге поставил крест на его едва начавшейся стажировке. Оправившись от страшной аварии, Жак-Ив Кусто не стал отчаиваться и вернулся на службу на военный крейсер «Сюфрен» в качестве инструктора. Подводное царство для себя открыл случайно. Прыгая в воду с друзьями с флота со специальными очками, Жак понял, что прекраснее океанских глубин на свете ничего не может быть. В 1937-м женился на девушке Симоне, родившей ему двоих замечательных сыновей Мишеля и Филиппа. 40-е годы прошли у Кусто в поисках возможностей для проведения его собственных исследований морского дна и в работе на крейсерах в качестве механика. И только с началом 1950-х смог позволить себе приобрести старенький списанный тральщик ВМС Британии с весьма говорящим названием «Калипсо». О невероятных открытиях исследователя мир узнал в 1953-м году после выхода его первой книги, получившей название «В мире безмолвия». Соавтором стал сам Фредерик Дюма. Спустя несколько лет на эту книгу был поставлен одноименный фильм, получивший «Оскар». По рассказам книги, Жак погружался под воду с маской и специально изготовленной трубкой, через которую можно было дышать под водой – это был прототип акваланга, о котором мир впервые узнал со страниц книги. В конце 50-х был назначен главой Океанографического королевского музея в Монако, а в начале 1970-х самим Жак-Ивом был создан некоммерческий «Фонд Кусто», ориентированный на охрану водной среды. Также им было сделано немало значимых открытий, к примеру, он выявил у китообразных способность к эхолокации. Другими словами, все животные этого семейства обладают неким сонаром, благодаря которому они ориентируются в воде и заранее узнают об опасности. К 80-м годам у Кусто была целая команда ученых-исследователей и водолазов, а весной 1985-го у него появилось новое судно – большая яхта под названием «Алсион» с турбопарусом тяги Магнуса. За свою жизнь Жак снял более 200 больших документальных фильмов о подводном мире и совершил более десятка открытий. Скончался ученый в июне 1997-го года в парижском госпитале от инфаркта.

Другие биографии:











Константин Паустовский

Сергей Довлатов

Николай Носов

Марк Твен

Альфред Тайер Мэхэн

Биография


Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниель Кусто (23 октября  — ) был вторым ребёнком из 4 детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниель. Зажиточный нотариус смог дать сыну хорошее воспитание и отличное образование. Даниель изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила . Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка. Новоиспечённая семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, . 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив.

Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз — хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца . Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.





В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил электромобиль. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру. Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюффрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишеля (1938) и Филиппа (1940—1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны — участник французского движения сопротивления.

Ж.-И. Кусто в 1948 г.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». В 1957 году Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 году он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

Могила Жак-Ива Кусто

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер-Ив (1981), рождённые до женитьбы. Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.

Биология


До того, как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу, и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Избранная библиография



  • The Silent World (1953; совм. с Фредериком Дюма).

  • The Living Sea (1963; совм. с Джемсом Дагеном).

  • World Without Sun (1965).

  • The Shark: Splendid Savage of the Sea (1970; совм. с Филиппом Кусто).

  • La vie et la mort des Coraux (1971; совм. с Филиппом Диоле).

  • Mighty monarch of sea (1972; совм. с Филиппом Диоле).

  • Dolphins (1975).

  • La vie au bout du monde (1979; совм. с Ивом Паккале).

  • Jacques Cousteau’s Amazon Journey (1984; совм. с Моуз Ричардс).

  • Jacques Cousteau: The Ocean World (1985)



Переводы на русский язык



  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Сокр. пер. с англ. — М.: «Молодая гвардия», 1957. — 221 с.

  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф., Даген Дж. В мире безмолвия; Живое море. Пер. с англ. — М.: «Знание», 1966. — 462 с.

  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Пер. с франц. — Л.: Гидрометеоиздат, 1967. — 96 с.

  • Кусто Ж.-И. «Калипсо» и кораллы. Пер. с англ. — М.: «Знание», 1974. — 63 с.

  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. — М.: «Мысль», 1974. — 191 с.

  • Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов. Пер. с франц. — Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 176 с.

  • Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Сокр. пер. с франц. — М.: «Прогресс», 1975. — 206 с.

  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. — М.: «Мысль», 1976. — 429 с.

  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. — М.: «Мысль», 1977. — 186 с.

  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Очерки об обитателях подводного мира. Осьминоги и кальмары. Пер. с англ. — М.: «Знание», 1980. — 48 с.

  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Сюрпризы моря. Пер. с франц. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982. — 302 с.

  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Лососи, бобры, каланы. Пер. с франц. — Л.: Гидрометеоиздат, 1983. — 285 с.

  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Жизнь на краю земли. Патагония, Огненная Земля, архипелаг южночилийских островов. Пер. с франц. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984. — 302 с.

  • Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. Пер. с франц.; В. Щербаков. Золотой чертог Посейдона. — М.: «Мысль», 1986. — 319 с.

  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. Пер. с англ. — М.: «Мысль», 1996. — 350 с.

  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. — М.: «Армада», 1997. — 475 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. — М.: «Армада-пресс», 2002. — 475 с.)

  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. — М.: «Армада», 1997. — 410 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. — М.: «Армада-пресс», 2002. — 410 с.)

  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца; Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Пер. с франц. — М.: «Армада», 1998. — 362 с.

  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. — М.: «АСТ», «Астрель», 2003. — 527 с.

  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный варвар морей; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. Л. Жданова, 2003. — 381 с.


Наследие


Подводная лодка Жака Ива Кусто в Монако у океанографического музея

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто. По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка. В Новой Усмани имя исследователя носит улица.


Критика


Кусто неоднократно обвинялся в непрофессионализме и паранаучности его работ. Также он подвергся критике за жестокие методы изучения подводного мира (например убийство рыб при помощи динамита). Фильм «В мире безмолвия» был подвергнут критике за чрезмерную натуралистичность и жестокость. Другой фильм Кусто, «Мир без солнца» был встречен критикой в целом положительно. Однако присутствовали и такие отклики, в которых режиссёру вменяли в вину использование поддельных кадров. В частности, рецензент «The New York Times» Босли Кроутер подверг сомнению документальность некоторых эпизодов, например, выход людей из батискафа в атмосферный пузырь, образовавшийся в глубоководной пещере, поскольку обычно в таких пещерах газовая среда непригодна для дыхания.

Вольфганг Ауэр, плававший в команде Кусто 6 лет, утверждает, что многие убийства и жестокости над рыбами были целенаправленными и делались Кусто для качественных кадров в своих фильмах.

Тем не менее, большая часть исследователей и коллег отзываются о нём как о любителе природы.

Президент США Д. Ф. Кеннеди (внизу слева) вручает капитану Кусто Золотую медаль Национального географического общества (справа посередине — Симона Мельхиор Кусто). Белый дом, Вашингтон, 19 апреля 1961 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: