Третьяковская галерея: как из нескольких картин вырос крупнейший музей русского искусства



Кто и зачем основал галерею, чем живет музей сегодня и почему его филиал открывается на Дальнем Востоке



Третьяковская галерея: как из нескольких картин вырос крупнейший музей русского искусства

Фасад здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Фото: Евгений Алексеев. ГТГ

22 мая исполнилось 167 лет Третьяковской галерее. За полтора века она прошла путь от частной коллекции в купеческом доме до крупного музея со множеством отделов и филиалов в разных городах. Сегодня в ее собрании более 200 000 произведений, и при этом фонды неустанно пополняются. О первых картинах в коллекции Третьяковки, исторических зданиях музея и его новых проектах — в материале ИА PrimaMedia.



Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Фото: Евгений Алексеев. ГТГ




Залы Третьяковской галереи. Фото: Евгений Алексеев. ГТГ




Картина Ильи Репина «Портрет писателя А.Ф. Писемского». Фото: Юлия Захарова. ГТГ


1 / 3


Содержание

  1. Основатели и идея
  2. Срез времени: в каких условиях рождалась галерея
  3. Первая картина в коллекции
  4. Личная коллекция Третьякова
  5. Первое здание галереи
  6. Фасад Васнецова
  7. Структура музея сегодня
  8. Филиал на Дальнем Востоке

Основатели и идея


Свое название галерея получила в честь коллекционеров братьев Павла и Сергея Третьяковых. Они происходили из небогатого купеческого рода, их прадед Елисей Мартынович торговал мануфактурой в Малоярославце — небольшом городке неподалеку от Калуги. В конце XVIII века вместе с семьей он перебрался в Москву. Третьяковым торговец стал при переходе в московское купечество. Предок коллекционеров был “третьяком” — третьим сыном в семье — отсюда и пошла фамилия. Отец братьев, Михаил Захарович, тоже занимался торговлей: он продавал ткани, хлеб, дрова. Строгий и обстоятельный, купец с детства приобщал к делам сыновей. Старший Павел еще подростком работал в отцовских лавках. Позже братья унаследовали дело и значительно его развили: они владели доходными домами и земельными участками, в 1866-м году открыли Ново-Костромскую мануфактуру.




Слева: Сергей Михайлович Третьяков, 1864. Справа: Павел Михайлович Третьяков, 1871-1876. Фото: ГТГ


В XIX веке купеческое сословие придерживалось особого взгляда на мир. Благотворительность в этой среде считалась духовной миссией. Братья Третьяковы финансировали Арнольдовское училище для глухонемых детей, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие учебные заведения. Они помогали многим проектам, и даже вложились в строительство православного храма в Токио и поддержали экспедицию Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею.


Старший брат, Павел Третьяков, особенно ценил искусство. Еще юношей он любил гулять по развалам Сухаревского рынка, где шла бойкая торговля антиквариатом. Там он покупал гравюры, рисунки, книги. Ему не было еще и 25 лет, когда он приобрел первые русские полотна.


Подход молодого купца к коллекционированию сразу отличался от похода его современников: он решил собрать коллекцию русской живописи и подарить ее городу.


Брат Сергей больше был вовлечен в общественную жизнь Москвы. Он занимался делами города, в том числе организовывал большие выставки: Этнографическую 1867 года, Всероссийскую политехническую 1872 года и другие. Он даже стал городским головой — в наши дни эту должность назвали бы мэром. Он начал собирать коллекцию позже брата, в начале 1870-х годов. И больше интересовался западноевропейской живописью. Тем не менее, как настоящий единомышленник Павла Третьякова, он поддерживал его идею о создании музея.


Срез времени: в каких условиях рождалась галерея


Павел Третьяков родился в 1832 году. На тот момент всего 20 лет прошло после победы в Отечественной войне 1812 года и всего 7 — после восстания декабристов.




Григорий Чернецов. Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 года, 1834. Фото: ГТГ


В 1830-1850-е императором был Николай I, консервативный правитель, за жесткость взглядов получивший прозвище Палкин. В его правление родилась знаменитая формула “Православие, самодержавие, народность” и значительно усилилась цензура. Но в ту же эпоху писали Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, а художник Александр Иванов работал над полотном “Явление Христа Народу”.


Николай I покровительствовал отечественным художникам. Одним из его любимых авторов был Иван Айвазовский: если верить рассказам современников, однажды император с чувством говорил художнику на морской прогулке: “Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!”.




Богдан Виллевальде. Царь и художник. Николай I в мастерской художника. Фрагмент картины, 1883. Фото: ГТГ


В николаевские годы не смолкали дискуссии о выборе дальнейшего пути развития государства. Мыслители разделились на западников и славянофилов: первые считали, что Россия должна “догнать” Западную Европу и развиваться в общеевропейском русле. Славянофилы настаивали на особом пути страны и важности православного мировоззрения.


Взрослея в такую эпоху и проживая в Москве — городе, который считался “православною царицей, матерью русских городов” — Павел Третьяков оказался ближе к взглядам славянофилов. Искренне любя искусство, он находил особенно важным поддерживать именно отечественную художественную школу, выявлять ее самобытность.


Уже в 32 года, в 1865 году, он писал художнику Антону Риццони о несогласии с предвзятыми взглядами на русских живописцев. Тогда в дискуссиях регулярно звучало мнение, что отечественные художники редко могут написать “недурную вещь”, и что получается это “как-то случайно”.


Коллекционер говорил: “Вы знаете, я иного мнения, иначе я и не собирал бы коллекцию русских картин”.




Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова, 1901. Фото: ГТГ


Главную цель своей жизни он сформулировал еще раньше, в 27. Молодой купец обозначил ее в завещании, которое составил при первой поездке за границу. Заработанный капитал он просил направить на создание доступного для всех людей “художественного музеума или общественной картинной галереи” — специально подчеркивая, “что желал бы оставить национальную галерею, т. е. состоящую из картин русских художников”.


Зрелость Павла Третьякова пришлась на времена общественного подъема. В 1855 году на престол взошел Александр II, он ослабил цензуру и провел ряд масштабных реформ. В 1861 году было отменено крепостное право. Государственный контроль над многими сферами жизни ослабевал, стали развиваться частные и общественные инициативы.


Культурная жизнь получила огромный импульс к развитию. В Петербурге Федор Достоевский писал “Преступление и наказание”, в Ясной Поляне неустанно работал Лев Толстой.




Николай Ге. Портрет Л.Н. Толстого, 1884. Фото: ГТГ


Молодые художники отказались следовать правилам Академии художеств и стали создавать независимые объединения. Современниками Павла Третьякова были Илья Репин, Архип Куинджи, Василий Суриков, Иван Шишкин. 


Коллекционер поддерживал их, заходил в мастерские, а иногда заранее заказывал картины на определенные темы. Таким образом, Третьяков не просто сумел собрать ядро национальной живописи в свою коллекцию, но и отчасти помогал его создать.


Позже художник Михаил Нестеров сказал:


“Кому не приходила мысль о том, что, не появись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”…”


Первая картина в коллекции


Современники отмечали, что Павел Третьяков выбирал картины с каким-то “дьявольским чутьем”. Не получив специального образования, на первых порах он был довольно осторожен. Обычно в 1850-60-х годах он покупал работы тех мастеров, кто был почитаем в среде художников или удостоен академических наград. Но даже самое первое русское произведение коллекции, “Стычка с финляндскими контрабандистами” художника Василия Худякова, уже показало тонкость вкуса мецената.


Дата покупки картины — это был май 1856 года — считается и датой рождения Третьяковской галереи: с этого полотна началось собрание национальной русской живописи, которое легло в основу будущего музея.




Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами, 1853. Фото: ГТГ


На картине запечатлен острый момент: пограничники настигают контрабандистов и вступают с ними в бой. Композиция полотна выстроена по знаменитой академической системе “четырех треугольников”. Если мысленно прочертить две диагонали из угла в угол, то в центре пересечения окажется офицер верхом на коне. В углах нижнего треугольника тоже расположены персонажи: справа человек замахивается чем-то тяжелым, слева отплывает лодка с бандитами.


Таким образом, у художника получилось необычное сочетание: по-академически выверенная устойчивость, статика самой композиции — и энергичные действия героев.


Личная коллекция Третьякова


В дальнейшем Павел Третьяков показывал все большую независимость суждений. Важной вехой стал 1861 год, когда он купил два полотна бытового жанра: “Привал арестантов” Валерия Якоби и “Сельский крестный ход на Пасхе” Василия Перова. Обе картины вызвали бурные дискуссии в прессе.




Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе, 1861. Фото: ГТГ


В христианстве крестный ход — это священное действо, когда верующие проводят шествие с иконами, крестами и другими святынями во славу Бога. Особенно важен крестный ход на Пасху. В картине Перова благоговейное шествие превратилось в нестройное пьяное шатание на фоне хмурого деревенского пейзажа. С жестким реализмом мастер показал духовный упадок людей. Христианские ценности предстали в картине в искаженном виде: вниз ликом повернут Христос, священнослужитель с крестом в руках мертвецки пьян.


Критика и церковь осудили полотно, и оно было снято с выставки Общества поощрения художеств 1862 года. Синодальная цензура объявила картину запрещенной к показу.


Тем не менее, Павел Третьяков купил ее — и таким образом поддержал автора и морально, и материально. С этого момента он показал себя как человек, не привязанный к академической оценке, свободный в своем выборе.


За более чем 40 лет собирательства коллекция пополнилась важнейшими произведениями. В 1870-е Третьяков стал близким кругу художников из Товарищества передвижных выставок (ТПХВ). Передвижными они назывались потому, что организаторы действительно перевозили выставки из города в город — причем экспозиции открывались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в небольших городах.




Василий Перов. Охотники на привале, 1871. Фото: ГТГ


Передвижников объединил особый взгляд на задачи русского искусства. Мастера отказались от идеализированных сюжетов, в их картинах отразилась жизнь России со всеми ее несовершенствами. Неброские пейзажи с лужами и перелесками, быт крестьян и горожан, типичные “попы” и “мужички” — знакомые образы становились главными темами картин. Полотна на сюжеты из недавней истории тоже были понятны зрителям: в них герои прошлого представали живыми людьми со своими слабостями.




Алексей Саврасов. Грачи прилетели, 1871. Фото: ГТГ


В 1871 году открылась первая передвижная выставка. Павел Третьяков купил с нее несколько работ, среди которых были “Охотники на привале” Василия Перова, “Русалки” Ивана Крамского и один из самых знаменитых русских пейзажей — “Грачи прилетели” Алексея Саврасова. С тех пор коллекционер регулярно поддерживал мастеров ТПХВ. Так, с шестой передвижной в коллекцию Третьякова попали “Рожь” Ивана Шишкина, “Московский дворик” Василия Поленова и другие знаменитые полотна.




Василий Поленов. Московский дворик, 1878. Фото: ГТГ


В 1874 году случилось важное событие: Василий Верещагин выставил на продажу “Туркестанскую серию” — результат двух поездок в Среднюю Азию в 1867–1870 годах.




Василий Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде, 1869-1870. Фото: ГТГ


Художник участвовал в сложных и опасных путешествиях, в них случались столкновения с армией бухарского эмира. Но он никогда не прекращал работать. По итогу поездок мастер написал 13 картин, 81 этюд и выполнил 133 рисунка. Когда Верещагин показал произведения в России, в каталоге к выставке он предупредил: работы не продаются по отдельности. Цена за серию была назначена огромная: 92 тысячи рублей серебром. Для сравнения: в те годы петербургский столяр или слесарь за целый год работы получал примерно 300 рублей. Но Павел Третьяков все равно решился заплатить эту сумму.


Конец 1860-х и начало 1870-х стали временем интенсивной работы над галереей “лиц дорогих нации”. Третьяков хотел увековечить образы знаменитых современников: писателей, композиторов, научных деятелей. Он живо участвовал в подготовке сеансов позирования, нередко сам договаривался с моделями. Например, в письме Федору Достоевскому коллекционер обещал: “…я выберу художника, который не будет мучить вас”.




Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского, 1872. Фото: ГТГ


В марте 1881 года был убит Александр II. К власти пришел император Александр III. С середины 1880-х он тоже стал интенсивно собирать коллекцию русского искусства с намерением создать музей. Художники понимали, что на крупные работы есть покупатели, более того — за них идет серьезная конкуренция. Они всё смелее обращались к масштабным по замыслу и размеру композициям, наполняли их большим количеством фигур.


В 80-е годы Василий Суриков написал знаменитую историческую трилогию: “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове” и “Боярыня Морозова”. Каждая из них стала огромным событием в художественном мире.




Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887. Фото: ГТГ

Все кто ждет победы переходим на сайт