Франция: «Мы наш, мы новый мир построим»… но это не точно






Начавшийся еще при Дональде Трампе кризис евроатлантизма, вызванный с одной стороны – изменением внешнеполитического вектора США и вызревающим среди европейских элит стремлением к оборонной независимости – с другой, в итоге привел к ожидаемого итогу. Объявленное в сентябре создание AUKUS и последующий срыв сделки по поставке французских субмарин в Австралию обнажил ключевые разногласия в сфере европейской безопасности.


В разгоревшемся скандале Европа встала на сторону французов, и это не удивительно. Брюссель последовательно движется в сторону создания суверенных вооруженных сил, и Франция стоит во главе этого процесса. 16 сентября этого года глава Евросовета Урсула фон дер Ляйен выступила с предложением о создании Европейского оборонительного союза, добавив, что для этого нет необходимости формировать новые подразделения и что нужно обладать достаточной политической волей, чтобы использовать имеющиеся военные инструменты в международных делах без помощи США и НАТО. 6 октября глава Еврокомиссии Шарль Мишель дополнил: «Чтобы стать более эффективным и активным на международной арене, Евросоюзу необходимо расширить свои возможности действовать автономно как экономическая сила – через наш единый рынок, стандарты (климат, энергетика, цифровая, промышленная политика), а также в сфере безопасности и обороны ЕС». В марте 2022 года на Евросовете по обороне ожидается утверждение новой оборонной программы «Стратегический компас». Найдет ли этот проект свое реальное воплощение или его постигнет участь Западноевропейского союза, утопленного в структуре НАТО – вопрос той самой политической воли.


Следует повториться: Франция в контексте общеевропейской оборонной стратегии всегда действовала активнее остальных. На протяжении всего срока президентства Макрон неоднократно выступал за «большую стратегическую автономию» Европы в вопросах обороны. В феврале 2020-го он выступил с речью, в которой озвучил новые тезисы европейской оборонной политики: мир движется к состоянию, где будет обусловлен «глобальной конкуренцией между Соединенными Штатами и Китаем» и «дезинтеграцией международного правопорядка», новый ДРСМД должен быть подписан на условиях вовлечения европейцев и учета их интересов. Реализуя сказанное президентом, Пятая республика системно проводила политику выдавливания американского военного присутствия с европейского континента. Известно, что французы достаточно давно ведут активные переговоры по этому поводу с Испанией, Италией и Германией. Кроме того, ведется диалог о роли «французского ядерного сдерживания». Логика этой стратегии вполне очевидна. После Брексита Франция осталась единственной ядерной державой в Евросоюзе (с крупнейшим в Европе арсеналом) и членом СБ ООН, Франция располагает крупнейшими в ЕС сухопутными и морскими силами. Но что, вероятно, еще важнее в контексте объединенной европейской армии – это открывающиеся обширные возможности для национального ВПК. Так, например, по этой причине, Париж лоббирует общеевропейский отказ по покупке американских истребителей-бомбардировщиков F-35A Lightning II, чтобы, очевидно, заместить их представленным в «Ле Бурже – 2019» европейским проектом FCAS.

Все кто ждет победы переходим на сайт