«На метле, или на батуте». Подрежет ли запрет на поставки двигателей РД-180 крылья американской космической программе?






В конце мая 2000 года с мыса Канаверал в американском штате Флорида стартовала ракета Атлас-3, производства аэрокосмической корпорации General Dynamics. Это был плановый пуск ракетоносителя в интересах военной космической программы Соединенных Штатов. Его отличал от стандартного лишь тот факт, что впервые в истории американского освоения космоса, в первой ступени ракеты был задействован двигатель российского производства. Это была зарубежная премьера легендарного двигателя РД-180, самого известного на планете изделия химкинского НПО «Энергомаш», созданного коллективом конструкторов под руководством академика Бориса Ивановича Каторгина. Как энергомашевцам, в условиях глубокого постсоветского развала отрасли, удалось создать столь замечательный агрегат — это отдельная история. Но в американскую программу «Атлас-3»-«Атлас-5», обслуживавшую, в основном, интересы Пентагона, он вписался отлично. Такое уж было время. Энергомашевцам, чтобы элементарно выжить и не потерять компетенцию, требовались иностранные заказы, НАСА и Пентагону был нужен надежный ракетный двигатель. И даже резкое поднятие отпускных цен на изделие, которое произошло со временем, американцев не отпугнуло. Сейчас это кажется чем-то граничащим с абсурдом, но более двух десятков лет американские спутники визуальной разведки, боевого позиционирования и глобальной связи выводились на орбиту с помощью нашего посконного РД-180.




К слову сказать, это ужасно раздражало американский политический бомонд, но твердолобые пентагоновские вояки предлагали сенаторам и конгрессменам посодействовать созданию чего-нибудь лучшего и более надёжного. Те регулярно отпускали на подобные мероприятия кругленькие суммы, но результат долгое время оставался близко к нулевому. Как заявил ныне упокоившийся ястреб американской политики Джон Маккейн — «американская военная программа на русской тяге просто унизительна».

Все кто ждет победы переходим на сайт