Лишний доллар: на что необходимо тратить излишки валюты






Центробанк задумался о смягчении требований об обязательной продаже 80% валютной выручки экспортёрами. Ранее ЦБ разрешил переводить за рубеж в месяц не 5 тыс., а 10 тыс. долларов, а заодно отменил комиссию при покупке валюты.


Валюта — помимо инфляции — в ближайшее время будет главной головной болью Центробанка.


Во-первых, Россия уже не первый год продаёт товаров больше, чем покупает. В прошлом году профицит торгового баланса составил 122 млрд долларов.


Во-вторых, санкции, логистические сбои и уход европейского бизнеса из России приведёт к сокращению объёмов импорта. Величины сокращения импорта называют разные: от 20 до 50%.


Как итог — положительное сальдо торговли может достичь 200—300 млрд долларов. Куда девать эти излишки валюты — не ясно.


Есть несколько вариантов реагирования.


Власти уже дали укрепиться рублю, отыграв февральское и мартовское падение. Но укреплять рубль до бесконечности нельзя. Расходы бюджета в рублях, поэтому продав столько же единиц товара в долларах и евро за счёт курсовой разницы можно получить больше в рублях, а это облегчает выполнение государственных обязательств. Плюс крепкий рубль стимулирует приток импорта из стран Юго-Восточной Азии: ширпотреб выгоднее ввозить, чем пытаться производить внутри страны.


Следовательно, власти продолжат смягчать валютные ограничения. Но на подходе торговля газом на рубли. Фактически, «газ за рубли» — это аналог 100% продажи валютной выручки «Газпромом». Так что валюты будет ещё больше. А ещё торговать в рублях хотят другие компании: для них торговля за рубли является страховкой от воровства их денег за проданные товары.


В итоге останется ещё два варианта реагирования на излишний приток валюты:


1. Сокращать экспорт, замещая его внутренним потреблением. Логика простая: нет экспорта — нет притока валюты. При грамотном регулировании такое ограничение станет благом. Например, фуражное зерно можно не вывозить, а скормить с/х животным в России, увеличив объёмы производства мяса. В дальнейшем можно будет продавать в ЕС не зерно, а мясо — главное дождаться момента, когда там сократится поголовье крупного рогатого скота и свиней.


2. Вновь копить, пополняя золотовалютные резервы. Евро и доллары никто покупать не будет — эти валюты и их страны-эмитенты себя дискредитировали. Значит власти будут покупать золото и юани.


Однако, полагаю, есть ещё один вариант. Россия по-прежнему критически зависит от импорта и замещать импорт из ЕС импортом из Азии — путь в никуда. Поэтому излишки валюты нужно воспринимать как шанс, который выпадает крайне редко. Это шанс на новую индустриализацию.


В 1930-х гг. валюты не было: приходилось придумывать не самые гуманные способы изъятия денег у населения: торговать зерном и шубами, создавать сеть магазинов «Торгсин», а также просто принудительно изымать золото у граждан.


Так что избыток долларов и евро — это шанс на модернизацию промышленности: пока есть валютные издержки необходимо закупать интеллектуальную собственность (патенты) и оборудование.