ЕС прощается с „климатическими целями“

Еврокомиссия намерена поступиться амбициозными целями по предотвращению изменений климата. В то же время брюссельские чиновники планируют упростить внедрение фрекинга. Автор: Георг Петер Шмитц Отношения между Брюсселем и Берлином остается напряженными, и сотрудники Еврокомиссии объясняют это прежде всего одной причиной: дескать, то, как канцлер Ангела Меркель во время предвыборной кампании заблокировала ужесточение нормативов по автомобильным выхлопам, сочли „бестактным“. Тем самым Меркель хотела помочь таким автоконцернам, как Daimler или BMW. Подобный национальный эгоизм отравил атмосферу, отмечают еврочиновники. Между тем, сегодня брюссельские власти больше не относят предотвращение изменений климата к числу главных приоритетов. Члены комиссии намерены поступиться амбициозными „климатическими целями“. Это уже давно можно было понять из дискуссий в кругах Еврокомиссии, а в минувший вторник, как пишет газета Süddeutsche Zeitung, такая позиция получила свое оформление. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу не хочет, чтобы членам ЕС продолжали „спускать“ конкретные цели по наращиванию сектора возобновляемой энергетики. Заявленная задача - довести долю экоэнергетики в среднем по ЕС до 27% - остается неизменной. Но то, насколько большие усилия отдельные страны Евросоюза будут предпринимать, чтобы способствовать ее выполнению, предлагается оставить на их усмотрение. По всей видимости, к 2020 году, когда истекает срок действующих обязательств по увеличению доли экоэнергетики, в участие в предотвращении изменений климата предполагается сделать преимущественно добровольным.

В климатической политике ЕС может остаться только один проект

Если это произойдет, Евросоюз поставит под серьезную угрозу свою роль мирового лидера в вопросах предотвращения изменений климата. Во время председательства Германии в Евросовете в 2007 году был принят трехсоставный план „20-20-20“: 1) Доведение доли возобновляемой энергетики к 2020 году до 20%; 2) Снижение выбросов парниковых газов на те же 20%; 3) Повышение энергоэффективности на 20%. Все эти цели были сформулированы по сравнению с показателями за 1990 год. И технически они были реализуемыми. Однако не исключено, что теперь европейская климатическая и энергетическая политика будет сводиться к одному-единственном проекту. Поскольку в планы Еврокомиссии предлагается не включать и новых обязательных „вводных“ по энергоэффективности. Кроме того, как пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, брюссельское ведомство намерено упростить внедрение в ЕС такой спорной методики, как фрекинг. Для этого предлагается отменить строгие правила в отношении разработки сланцевых месторождений газа и предусмотреть лишь минимальные стандарты по охране окружающей среды и здоровья. Официально соответствующие планы будут опубликованы лишь в среду на следующей неделе. В марте эта тема будет обсуждаться уже на саммите глав государств и правительств ЕС. Однако наблюдатели не исключают, что решение будет принято не раньше лета. При этом время не ждет: в начале 2015 года в Париже пройдет климатическая конференция, на которой планируется утвердить всемирное соглашение по климату.





Европарламент против

Такие планы Еврокомиссии вряд ли понравятся Европарламенту. Ведь последний не далее как в начале января подавляющим большинством проголосовал за призыв к 2030 году снизить выбросы двуокиси углерода в Евросоюзе на 40% и довести долю возобновляемой энергетики минимум до 30%. Однако внутри Еврокомиссии столь амбициозный проэкт давно вызывает споры. То же самое можно сказать и о государствах-членах ЕС. Так, министр экономики и энергетики Германии вице-канцлер Зигмар Габриэль незадолго до западного Рождества вместе с восьмью коллегами из стран ЕС в письме к Еврокомиссии призвал сохранить „планку по возобновляемой энергетике“. Однако такие страны, как Франция, уже тогда сомневались в целесообразности такого подхода для себя. Чтобы обеспечить выполнение ужесточенных норм по выбросам двуокиси углерода, они готовы сделать ставку и на усиление атомной энергетики. Берлинский фонд науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik) пишет в недавнем исследовании, что смягчение „климатических целей“ ЕС и свертывание поддержки возобновляемой энергетики могут повлиять и на климатическую политику Германии: „В таком контексте Федеративной республике будет все труднее успешно осуществлять политику национального лидерства в данной сфере“. В виду имеется отказ от „мирного атома“.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: