Уроки экономики для Украины



Все компетентное научное и экспертное сообщество, в том числе Национальная академия наук Украины, комплексно изучившее соглашение об ассоциации (его, кстати, в открытом доступе нет и в Украине даже среди депутатов Верховной Рады мало кто читал 1000-страничный текст договора), предупреждало, что хозяйственные связи отечественной промышленности до сих пор более чем на 80% зависимы от российского рынка и кооперации в рамках СНГ. В докладах также четко указывалось, что в большинстве отраслей украинские товаропроизводители недостаточно конкурентоспособны для качественного освоения европейских рынков, а объем инвестиций, необходимый для технологического рывка и достижения необходимого уровня конкурентоспособности составляет 160% ВВП – совершенно фантастическая сумма для хронически дефицитного бюджета Украины. Также в выводах исследователей содержался прогноз о затяжной рецессии в случае фактического закрытия рынков Таможенного союза. Но, видимо, политическая элита страны преследует цели не благосостояния народа, не экономического развития, а какие-то политические цели. Потому что вопреки логике и здравому смыслу Киев демонстративно развернулся на Запад и все же пошел на ассоциацию с Евросоюзом.

Сегодня же настал момент, когда Россия решила наглядно продемонстрировать Киеву, какие экономические и социальные последствия европейского «цивилизационного выбора» его ожидают с вероятностью, близкой к 100%.

После утверждения правительством Украины проекта соглашения об ассоциации с ЕС в августе этого года, Россия приняла на ведомственном уровне ряд выборочных протекционистских мер, чтобы показать, что произойдет с украинской экономикой в случае открытия таможенной границы с ЕС и неизбежно последующей за этим закрытие границы с РФ. Украинские товары включены в особую группу риска, а сертификаты соответствия, по которым украинские товары имели режим наибольшего благоприятствования в России, просто перестали принимать. Режим жесткого досмотра действовал всего неделю, а затем перешли в режим «особого внимания». Роспотребнадзор нашел несоответствие требованиям безопасности для здоровья потребителей у некоторых украинских продуктов питания, в том числе кондитерских изделий. Проблемы с экспортом в Россию начались и у предприятий тяжелой промышленности – металлургии, машиностроения и химической промышленности.

Таможенная война с Россией вызывает на многих крупных украинских предприятиях сокращение штатов, что автоматически ведет к уменьшению отчислений в бюджет налогов и социальных взносов. При этом дефицит украинской казны уже достиг критического уровня — более $3 млрд. Например, контролируемая Ринатом Ахметовым группа «Метинвест» заявила о финансовых потерях, связанных с усилением контроля на российской таможне. Как сообщило руководство компании, речь идет о массовых проверках подлинности сертификатов происхождения металлопродукции, импортируемой с Украины, с последующей ее отправкой для экспертизы в Москву, которая может продлиться и два месяца. К резкому сокращению инвестпрограммы и сокращению персонала вынужден прибегнуть винодельческий холдинг Inkerman International, один из крупнейших производителей вин в Украине. "Группа компаний Inkerman International подтверждает, что машины с продукцией действительно не могут пройти таможенный контроль российской стороны и вынуждены оставлять товар на складах временного хранения", – сообщили в пресс-службе холдинга. По ее данным, российская сторона не принимает таможенные декларации компании.

Предприятия химической промышленности Украины, принадлежащие DF Group Дмитрия Фирташа, доведены до катастрофического состояния, которое приведет к их остановке и массовому увольнению сотрудников. Об этом в ходе пресс-конференции заявили представители профсоюзов Украины. "Дмитрий Фирташ останавливает "Сумыхимпром". Также, Фирташ остановил выпуск карбамида на северодонецком "Азоте". Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предположить, что на этих предприятиях грядут сокращения. Естественно, если остановится предприятие с большим количеством трудящихся, например "Черкассыазот" — 4,5 тыс. человек, — понятно, что даром им платить зарплату никто не собирается, если предприятие не работает", — отметил председатель Профсоюза работников отрасли земельных отношений Дмитрий Филипчук. Представитель профсоюза рассказал, что в текущем году на Украине прошли массовые сокращения сотрудников на таких предприятиях как аэропорт "Борисполь", Днепропетровский трубный завод, "Укртелеком", Криворожский металлургический комбинат, ГП "УВК "Немиров", кировоградский завод "Радий". Сейчас остановлено производство и есть вероятность сокращений сотрудников на заводах "ЗАЗ", меткомбинате "Запорожсталь", меткомбинате имени Ильича. Филипчук отметил, что случаи массовых увольнений на предприятиях украинских олигархов стали систематическими, что требует активизации работы профсоюзов по защите прав наемных работников.

Харьковский тракторный завод приостановил свою работу в связи с проблемами российских партнеров на таможне, сообщили в пресс-службе предприятия. С 9 октября приостановлено оформление таможенных деклараций семи предприятий России, являющихся ключевыми поставщиками для Харьковского тракторного завода. При этом, по информации предприятия, какие-либо разъяснения причин задержки документов РФ не предоставляет. Сотрудников крупного украинского предприятия временно отправили в неоплачиваемые отпуска. Отметим, что только за прошлый год ХТЗ произвел 1 653 трактора, выручка харьковского завода составила 635 млн гривен.




Производство легковых автомобилей на Украине в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось почти в два раза, — до 30 тыс. единиц. Об этом сообщили в Государственной службе статистики страны. По сравнению с сентябрем 2012 года выпуск легковых автомобилей в прошлом месяце уменьшился на 40,8% — до 3,4 тыс. единиц. В январе-сентябре 2013 года также сократилось производство грузовых автомобилей к январю-сентябрю 2012 года на 45,8% — до 1,25 тыс. единиц. При этом в сентябре 2013 года производство грузовых автомобилей сократилось по сравнению с сентябрем прошлого года на 0,7% — до 146 единиц. Производство легковых автомобилей на Украине в январе-августе 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось на 45,9% — до 26,6 тыс. единиц.

Украинские вагоностроительные заводы вынуждены идти на крайние меры из-за проблем с поставками в Россию. На Стахановском вагоностроительном заводе в Луганской области планируют уволить до трети сотрудников, готовятся сокращения и на Крюковском вагоностроительном заводе в Кременчуге Полтавской области. На Стахановском вагоностроительном заводе, принадлежащем Константину Жеваго, под временное сокращение попала треть сотрудников - около 1,5 тысяч человек, сообщил 21 октября председатель набсовета предприятия Эдуард Мисевра. По его словам, до конца 2013 года на заводе останутся работать не более 3 тысяч человек. "Единственной причиной тому является экономическая ситуация в вагоностроительной отрасли СНГ в целом",- пояснил он. Однако он не уточнил почему-то о том, что все 4 крупнейших вагоностроительных завода в России не только не испытывают проблем со спросом на свою продукцию, но и планируют расширение производства. На заводах им. Егорова и Мытищинском никаких сокращений не планируется, а наоборот растет штат сотрудников.

Стахановский вагоностроительный завод - не первое предприятие отрасли, которое объявило о массовых сокращениях сотрудников. Как заявил председатель правления Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) Евгений Хворост, до конца года будут уволены 500 человек (на конец 2012 года штат предприятия насчитывал 8,45 тысяч работников). Придумывать отговорки он, в отличие от своего коллеги, не стал и основной причиной такого решения он назвал применение Россией протекционистских мер в отношении продукции украинского вагоностроения, что привело практически к полному закрытию российского рынка. СВЗ и КВСЗ до 80% грузовых вагонов поставляют на экспорт, преимущественно в Россию. Падение спроса на эту продукцию с III квартала прошлого года привело к тому, что за девять месяцев 2013 года СВЗ сократил производство почти на 40% и более чем на 50% в III квартале. Напомним, в августе федеральная служба по надзору в сфере транспорта России (Ространснадзор) запретила эксплуатацию 292 полувагонов производства КВСЗ. Это случилось после того, как в Приволжье произошла авария грузового поезда из-за излома боковой рамы. Скорее всего, это еще одна протекционистская мера на ведомственном уровне под юридически благовидным предлогом.

Еще одному крупному промышленному предприятию Украины - "Днепровагонмаш" – пришлось официально заявить о резком сокращении производственных планов. Предприятие жалуется на насыщение рынка и отток клиентов после блокирования поставок продукции российской таможней.

Ограничения экспорта украинских товаров проводится на низовом, ведомственном, уровне, чтобы кампания прошла без особого шума. Кроме таможенных органов в ней задействованы крупные заказчики украинской промышленной продукции, так или иначе аффилированные с российским государством – РЖД, Ростех, ОСК, ОДК, ОАК и другие. В результате даже только стартовавшая показательная кампания, несмотря на ограниченный и локальный характер, уже привела к росту безработицы в Украине на 6%, а общий показатель безработицы по международной классификации в сентябре 2013 года составил 9% и имеет отчетливый тренд к росту. Среди молодежи занятость катастрофически низкая, почти на уровне Греции преддефолтного периода. По данным министерства труда и социальной политики, почти каждый пятый украинец (19%) в возрасте от 15 до 24 лет нигде не работает и не учится. Трудно представить, что будет с украинской экономикой и, соответственно, социально-экономической обстановкой, если после вступления в силу соглашения Украины с ЕС, Таможенный союз примет защитные меры протекционизма на системном уровне и юридически уравняет украинские товары с европейскими.
http://expert.ru/2013/10/23/uroki-ekonomiki/