У Литвы молоко убежало



С прилавков российских магазинов скоро исчезнут литовские молочные продукты — с сегодняшнего дня их импорт в Россию запрещен. Эксперты Роспотребнадзора нашли в них слишком много дрожжей и плесени. 2 октября ведомство обратилось в Федеральную таможенную службу с просьбой усилить контроль за качеством литовской молочной продукции, а 3 октября сделало официальное предупреждение о грядущей остановке литовского молочного импорта.

"Все наши замечания относятся к основной линейке поставщиков Литвы — "Пено Жвайгждес", "Шилутес Рамбинам", "Сваля", "Рокишкио тикрас" и другим", — заявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Были и другие замечания. В частности, в продукте "Творог литовский классический" обнаружены бактерии группы кишечной палочки, а в "Сметане литовской" содержание молочных микроорганизмов регистрируется в меньших объемах, чем положено по нормативам.

"Молочный" конфликт между Россией и Литвой начался несколько месяцев назад, а недавно литовские компании стали замечать усилившееся внимание к их грузам на границе: грузовики слишком тщательно досматривались — в результате чего, кстати, образовались огромные очереди. 20 сентября Онищенко заявил о возможности ограничения импорта. Литва в ответ пригрозила пожаловаться в Еврокомиссию и заблокировать сообщение России с Калининградом. Еврочиновники особого рвения защищать маленькое прибалтийское государства не проявили и отделались дежурными фразами.

Фитосанитарные замечания к товарам — один из самых эффективных инструментов защиты внутреннего рынка, который работает даже в условиях ВТО. Его применяют все страны, включая европейские. Причем в ситуации, когда Брюссель и Москва собираются развязать собственный конфликт вокруг соблюдения сторонами правил ВТО, литовская молочная продукция вряд ли сыграет роль козырного туза.

Ведомство Онищенко — не единственный регулятор продуктового рынка в России, у кого есть замечания к литовским продовольственным товарам. Россельхознадзор тоже высказывал претензии — правда, не к молочным продуктам, а к мясу. В минувшую пятницу он сообщил, что в мясной продукции одного из литовских предприятий выявлены мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы, в связи с чем принял решение предупредить ветеринарную службу Литвы о недопустимости подобных нарушений, а также ввел режим усиленного лабораторного контроля за продукцией этого предприятия.

Эксперты российского молочного рынка уверены, что исчезновение молочной продукции из Литвы останется практически незамеченным. Доля бывшей советской республики на рынке молока, например, не превышает 1%. Как отмечает, например, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, сейчас самый крупный поставщик — это Белоруссия, а потом идет Евросоюз. Поэтому никакого резкого повышения цен на будет. Правда, некоторые скептики полагают, что доля "порошкового" молока в России все же возрастет, а цены на цельное молоко станут чуть выше. "Это может почувствовать потребитель", — отметил инвестиционный эксперт Тимофей Шолтес.




В любом случае, для самой Литвы потеря гигантского рынка сбыта гораздо более чувствительна, поскольку девать свою продукцию литовцам практически некуда. По данным Национального союза производителей молока, в 2012 году из Литвы на территорию России было импортировано (в пересчете на молоко) 370 тыс. тонн молочных продуктов, что составляет около 27% объема литовского товарного молока. Общая стоимость молочной продукции, ввезенной на территорию России, превысила $193 млн — очень приличная сумма для маленькой Литвы. "Российский рынок молока и молочных продуктов — важная часть литовской экономики. У них экспортный потенциал ориентирован на Россию, и за пределами самой Литвы мы — самый крупный ее рынок. Переориентировать поставки на Евросоюз не получится — у него самого перепроизводство, и он является крупнейшим экспортером", — уверен Даниленко. В Азию же везти — дорого.

Конфликтуя, а тем более угрожая России, Литва вполне может повторить печальную судьбу Болгарии. Пару десятков лет назад София активно поставляла на советские прилавки лечо, томаты и другую плодоовощную продукцию. Сейчас же Болгария сама завозит турецкие овощи и фрукты и практически исчезла с продуктового рынка.

Как показала практика, потеря российского рынка обходится импортерам довольно дорого. Молдавские и грузинские вина, ранее заполнявшие большую часть прилавков, теперь встречают с прохладцей, особенно после того, как россияне распробовали качественные чилийские, аргентинские и южно-африканские вина. Аргентинцы, в середине 2000-х занимавшие 3-е место на российском рынке мяса, после собственного эмбарго надолго выпали из обоймы крупнейших импортеров. И даже некогда всесильные британцы, которые к началу перестройки занимали заметную долю в импорте мяса СССР (порядка 9%), лишь недавно получили разрешение вернуться, но эксперты особых иллюзий на их счет не питают. Во многом из-за заметного роста внутреннего производства в ряде сегментов. А там, где его пока не удается наладить, рынок заполняют поставщики из других стран.

По данным на сентябрь 2013 года на российский рынок поставляли свою продукцию 16 молокоперерабатывающих предприятий из Литвы. Литовские производители занимали в основном средний ценовой сегмент и были представлены компаниями PienoZvaigzdes, RokiskioSuris, ZemaitijosPienas, VilkyskiuPienine и MarijampolesPienoKonservai, отмечает аналитик "Инвесткафе" Даниил Маркелов.

Основной бонус от очередной "молочной войны", скорее всего, получат иностранные корпорации. Они занимают лидирующее положение на российском рынке молока (даже крупнейший отечественный производитель "Вимм-Билль-Данн" принадлежит PepsiCo) и могут достаточно быстро увеличить продажи. Собственное производство молока в России в этом году снизилось — на 5,7% в январе-июле 2013 года, а импорт вырос на 29,1% (по состоянию на 14 августа 2013 года). Импорт сыра и творога тоже увеличился — на 7,9%.

Владислав Кузьмичев

Подробнее: http://www.rosbalt.ru/business/2013/10/07/1184586.html