Армения выбирает Россию и ЕврАзЭС



Переговоры президентов России и Армении в Москве завершились договоренностью о вступлении Армении в Таможенный союз и ее участии в формировании ЕврАзЭС. "Президент республики Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза", — сказано в совместном заявлении Владимира Путина и Сержа Саргсяна.

Москва и Ереван также сообщили о готовности к "дальнейшему сотрудничеству и совершенствованию взаимодействия в военно-политической и военно-технической сферах". В совместном заявлении президенты не забыли и о Нагорном Карабахе – они подтвердили приверженность к решению конфликта только мирным путем.

Все это было с одной стороны ожидаемо: все хоть сколько-нибудь крупные активы в экономике Армении принадлежат российским олигополиям, армянские границы охраняют российские пограничники, основу обороноспособности республики составляет российская военная база в Гюмри.

С другой стороны, тесная взаимосвязь в экономике еще не гарантирует политического союза: в соседней Грузии перед войной 2008 года тоже многое было российским (если считать частью РФ британские офшорки с русскими именами), однако это не помешало Саакашвили начать боевые действия. А в Ереване, который во всех смыслах этого слова существует за счет России, есть мощнейшее прозападное лобби, куда входят премьер-министр и министр иностранных дел страны.

Сегодня это лобби не может скрыть разочарования тем, что Саргсян, в итоге, сдался Путину – ведь согласие на вступление Армении в Таможенный союз фактически означает отказ от парафирования договора об ассоциативном членстве с Евросоюзом. Соответствующее действо ожидалось в ноябре в Вильнюсе и подразумевало, в том числе, введение режима свободной торговли между Арменией и ЕС. Но совмещать Таможенный союз с европейским членством не получится – этого не желают ни Москва, ни ЕС, ни США.

Не скрыли своего разочарования и европейцы. В частности, глава МИД Швеции Карл Бильдт заявил, что, вероятно, Армения срывает переговоры по соглашению о свободной торговле с Евросоюзом, и вместо этого интегрируется с Россией. "Это поворот на 180 градусов", — констатировал он. А министры иностранных дел стран Балтии и Скандинавии распространили заявление, в котором подчеркивается неприемлемость "угроз и политического давления" России в отношении бывших государств СССР – членов программы Восточного партнерства Евросоюза.

Но, надо полагать, Армения выбрала Россию как единственного гаранта собственной безопасности в отсутствии ощутимой поддержки со стороны ЕС и НАТО в противостоянии с Азербайджаном. Рассчитывает Армения и на российские деньги. Как только стало известно о согласии Еревана вступить в Таможенный союз, Россия, причем, на уровне первого лица государства, подтвердила готовность инвестировать в развитие армянской железной дороги 15 миллиардов рублей.

Вдобавок "Росатом", по словам Путина, совместно с армянской стороной будут работать над продлением срока эксплуатации действующего энергоблока Армянской АЭС на 10 лет — до 2026 года.

По данным армянской прессы, Евразийский банк развития также выделит Армении 100 миллионов долларов на строительство железной дороги Север-Юг (Иран – Армения), интерес к финансированию которой проявляют Всемирный банк и Азиатский банк развития. Предварительная стоимость этого проекта 2 – 2,8 миллиарда долларов. А "Роснефть" возьмется за реконструкцию завода Наирит – на территории СССР он был монопольным производителем хлоропренового каучука.

Помимо разочарования, прозападная оппозиция в Ереване делится скепсисом. Как прогнозирует армянское издание Lragir, Армения вряд ли получит российские деньги: "… Скорее всего, Саркисяна кинут так же, как он кинул Армению. Родина не продается за 30 сребренников".

Во что же конвертируют свое разочарование прозападно настроенные армяне? Руководитель отдела политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян ожидает акции протеста широких слоев населения. В интервью агентству "Новости – Армения" он заявил, что давление России на Армению и принуждение ее вступить в Таможенный союз приведет к росту антироссийских выступлений в республике.

"Была возможность разделить в армяно-российских взаимоотношениях военно-политическое измерение и безопасность от экономического и политического, и тем самым предупредить то усиление антироссийских негативных настроений в армянском поле, которое мы скоро увидим, и которое неизбежно", — сказал он.




А что же Запад? Съест ли он горькую пилюлю? РИА-Новости приводят мнение на этот счет эксперта из Института стран СНГ Михаила Александрова, полагающего, что Запад не прекратит борьбу за Армению так же, как не прекращает Борьбу за Белоруссию, давно уже вступившую в Таможенный союз. "… Запад будет действовать известными методами — дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, провоцировать массовые беспорядки с целью смещения действующего президента и замены его на своего ставленника", — сказал Александров. При этом он отметил, что доверие между Ереваном и Москвой восстановлено, но о новом уровне отношений говорить пока рано: "Армении надо сделать практические шаги по присоединению к Таможенному союзу".

Между тем упомянутый выше эксперт Минасян убежден, что Армения продолжит интеграционный процесс с ЕС, несмотря на заявление о вступлении в Таможенный союз. "Просто на этот раз она будет делать это без каких-либо обязательств перед ЕС, и, с другой стороны, какой либо политической или финансовой поддержки со стороны ЕС", — пояснил он. Вообще же, полагает Минасян, целью России было не столько привлечение Армении к Таможенному союзу, сколько недопущение ее участия в евроинтеграции и "некий показательный пример для Украины".

На самом деле, шаг Армении стал для России своего рода козырем в ее боданиях с Украиной. В первую очередь потому, что Ереван помог ей выглядеть не совсем одиозной страной, от которой все отвернулись. То есть, это вопрос имиджа, однако краткосрочного. Сомнительно, что Киев пойдет по армянскому пути. По одной простой причине – от не вступления в Таможенный союз безопасность Украины не пострадает столь сильно, сколько безопасность Армении. А экономическую войну с Россией Украина как-нибудь переживет.

Но "пролет" с Украиной России тяжелее перенести, чем отказ Армении от вступления в Таможенный Союз. Хотя бы потому, что украинский геополитический вес значительно ниже армянского, и для возвращения Киева под российское влияние практически нет никаких механизмов, в то время как российская военная база и силы ОДКБ из Армении еще долго никуда не денутся – вне зависимости от того, станет ли она членом ТС.

Вероятно, Армению сильно испугал недавний визит Путина в Азербайджан и многомиллиардные поставки российского вооружения в соседнюю и недружественную ей страну. После визита Путина в Баку многие эксперты стали говорить о "сдаче Россией интересов Армении" и о якобы готовящемся возвращении Нагорного Карабаха Азербайджану. Так что декларированное решение Армении о вступлении в Таможенный союз при еще недавнем сопротивлении такому шагу понять можно.

Как будут развиваться события дальше с учетом того, что у Армении нет общих границ с государствами Таможенного союза, и с внешним миром, в условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции, она связана в большей степени через Грузию (и частично – Иран)?

Вероятнее всего, ближайший практический вопрос — восстановление железной дороги на территории Абхазии, связывающей Армению через Грузию с Россией. Заявив о намерении вложить в развитие железных дорог Армении 15 миллиардов рублей, российская сторона, скорее всего, имела в виду именно это. Если проект осуществится (а его критики со стороны правительства Грузии не слышно), это будет означать не только укрепление позиций России на Южном Кавказе, но и вообще изменение геополитической ситуации в регионе, становящейся все более взрывоопасной в контексте Сирии, Ирана и армяно-азербайджанского противостояния.

Азербайджан на официальном уровне пока никак не отреагировал на вступление Армении в Таможенный союз, но, надо полагать, новостям он не рад. Сообщение о намерении Еревана вступить в ТС совпало с заявлениями премьер-министра о том, что Ереван за последние три года приобрел намного больше оружия, чем за предыдущие 20 лет, и процесс этот будет продолжен. Причем закупается вооружение, призванное уравновесить военное преимущество Азербайджана.

"Мы, в частности, приобретаем зенитно-ракетные комплексы, дальнобойное и точное вооружение, которое дает нам возможность наносить удары по важным объектам противника не только в оперативной глубине, но и намного дальше, удерживая его от агрессивных действий в отношении Армении",- сказал глава армянского оборонного ведомства.

Андрей Николаев
http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/09/04/1171952.html