Т.Сариев обозначил мегапроекты в КР, которые выведут Кыргызстан из экономической депрессии



Министр экономики Темир Сариев в интервью Tazabek рассказал о крупных проектах в КР, которые планируется реализовать в ближайшее время.

По его словам, самым важным проектом является строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан.

«Второй мегапроект — это строительство гидроэлектростанций и возможность продажи электроэнергии в Китай. Китай это огромный рынок. Они готовы на свои деньги строить и электростанции, и линии электропередач, и покупать нашу электроэнергию. Третий, очень большой проект — это нефтепровод через Кыргызстан. Китай сегодня заинтересован в строительстве нефтепровода через Шымкент в Кара-Балту по Чуйской долине через Балыкчы, по югу Иссык-Куля выйти на Аксу (СУАР КНР). У них там стоит нефтеперерабатывающий завод. Они сегодня готовы 10 млн тонн нефти закупать и перевозить через нас. СУАР они объявили зоной развития, Кашгар зоной свободной торговли. И ближайшие 5-10 лет туда будут вливаться очень большие деньги. И в этом месте мы должны получить свое. Еще один проект это газопровод, который тоже через юг Кыргызстана пойдет в Китай. Это такие инфраструктурные проекты, которые принесут нам стабильные доходы в бюджет. Плюс через это мы можем получит альтернативу газа, ГСМ», - сказал министр.

Т.Сариев выразил уверенность, что одним из важнейших мегапроектов является строительство Камбар-Ата-1. «Все соседи понимают, что построив Камбар-Ату, мы становимся очень мощным государством, сильным с точки зрения водной и энергетической обеспеченности, и с точки регулирования воды. Как только мы этот проект сделаем, у нас будет возможность накапливать до 25 млрд кубометров воды, что даст нам возможность заключать взаимовыгодные договора с соседями. Нам надо запустить большой проект – строительство ферросплавного завода в Таш-Кумыре. Сейчас в сфере строительства металлоконструкция становится популярным материалом, потому что это очень быстро, не зависит от погодных условий. Ферросплав это добавка в металлургии, который имеет постоянный спрос. А у нас имеются очень большие залежи. И есть заинтересованность в разработке со стороны крупных мировых компаний. Кроме того, мы должны стать большим логистическим хабом. Надо развивать наши аэропорты в Оше и Бишкеке. И за счет того, что у нас очень либеральное законодательство, очень активное население, могли бы иметь и другие логистические центры в рамках Таможенного союза. Мы могли бы быть перевалочной базой между Китаем и странами Таможенного союза», - сказал он.




По поводу запуска во второй половине 2013 года Кара-Балтинского нефтеперерабатывающего завода он отметил: «Тогда страна получит тысячу рабочих мест и возможность самим производить горюче-смазочные материалы. Этот завод строится по последним технологиям, которые будут производить ГСМ стандарта Евро-3. Второе, я надеюсь, что начнется строительство Верхненарынского каскада ГЭС компанией «РусГидро». Когда эти проекты начнут в нашей стране работать, то инвесторы нам поверят, а простые люди увидят реальное улучшение жизни. И тогда, возможно, Кыргызстан выйдет из экономической депрессии», - считает он.