Развивающиеся страны "доросли" до 1968 года



В последние несколько лет по развивающимся странам прокатилась волна социальных и политических волнений. У всех этих волнений есть общие корни: население требует больше равенства в доходах, экономического самоопределения и политической власти.

Карло Коттарелли из МВФ попытался разобраться, к чему приведет восстание нового среднего класса. Возможно, в развивающихся странах случится то, что произошло в Европе и США в 60-х годах прошлого века.

Сейчас ВВП на душу населения некоторых развивающихся достиг уровня Западной Европы и США начала 1960-х годов.

Можно предположить, что как только ВВП на душу населения доходит до этого уровня, то в стране появляется средний класс, который требует больше равенства в распределение экономических и политических сил.

Коттарелли предлагает вспомнить опыт 1960-х годов. Тогда развитие среднего класса привело к социальным протестам, которые изменили экономику и общество.

Эти изменения прокатились по США, Франции, Германии и Великобритании: люди призывали больше социальной справедливости, больше демократии и лучшей жизни для каждого. Тогда в развитых странах и началась глубокая социальная и экономическая трансформация.


Развивающиеся страны приблизились к уровню развития Запада 1960-х годов
Как на Западе появилось государство благоденствия

В 1960-е годы правительства развитых стран частично удовлетворили требования среднего класса с помощью роста государственных расходов.




Рост расходов на пенсионную систему и здравоохранение привел к появлению государства всеобщего благоденствия: с начала 1960-х по начало 1990-х годов доля государственных расходов в ВВП выросла на 20 п.п. С тех пор рост стабилизировался.
История повторяется вновь

В целом, в росте госрасходов нет ничего страшного. Это отражает изменение социальных приоритетов граждан. Но развивающимся странам нужно быть осторожными с этой политикой.

Когда денег не хватает, а аппетиты граждан растут, велико искушение финансировать социальные обязательства за счет роста госдолга. Как показывает опыт развитых стран, это путь в никуда.

Неприятное последствие такой политики - рост кредитных ставок и снижение устойчивости экономики. Если в экономике случится неожиданный шок, правительства больше не смогут помочь ей с помощью бюджетного стимулирования.

Если же слишком увлечься повышением налогов, то это ударит по экономической активности: будет меньше стимулов открывать и развивать бизнес, что сократит потенциал роста.

Сейчас многие развитые страны столкнулись с необходимостью снизить роль государства, то есть сократить государственные расходы и налоги. Именно они стали существенными помехами росту экономики. Но развивающиеся страны, кажется, идут в противоположном направлении: чудеса общественного мира и согласия будут оплачены ростом бюджетных дисбалансов и стагнацией.


Комментарии (2)