Россия накормит Китай («Expert Online»)

Как завил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, через три года продукты российского производства займут свое место на азиатских рынках. "Уверен, что потенциал и свинины, и птицы, и говядины, продуктов переработки зерна, конечно, будет с каждым годом увеличиваться", - сказал он на совещании по поддержке продовольственного экспорта.

"Недалек тот день, когда мы будем эти цифры измерять миллионами тонн", - передает слова министра агентство Прайм.

Министр также добавил, что надеется на активную работу в этом направлении не только Минсельхоза, но и Минэкономразвития, Минпромторга, МИДа, Российского экспортного центра, Российского агентства по страхованию экспортных кредитов, Росэксимбанка.

Активно работать в этом направлении придется хотя бы потому, что правительство уже выделило финансовую помощь животноводству и растениеводству страны в условиях кризиса, и часть средств наверняка пойдет на помощь компаниям, работающим, в том числе, с азиатскими партнерами. Так, правительство опубликовало распоряжение от 24 октября 2015 года №2163-р. В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы и в соответствии с «антикризисным планом» объём субсидий на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства увеличен на 5108,2 млн рублей (дополнительно к ранее распределённым 24138,2 млн рублей).

В федеральном бюджете на 2015 год на предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, предусмотрены средства в объёме 24138,2 млн рублей. Подписанным распоряжением эти средства распределены бюджетам 74 субъектов Федерации на софинансирование таких расходных обязательств.

Санкционная политика в отношении российской экономики должна способствовать развитию отечественного животноводства, птицеводства и сопутствующих им отраслей, полагает профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев. Фундамент для этого заложен как в сфере формирования государственной продовольственной политики, так и путем применения ответных санкций. Вполне естественно, что развивая внутренний рынок мяса и птицы, создавая благоприятные условия для отечественных производителей, через какое-то время появится не только рост данных отраслей, но и определенное количество продукции, которую без ущерба для внутреннего рынка можно будет отправлять на экспорт.

При таком положении вещей, уверен Соловьев, азиатские рынки выглядят предпочтительнее как по своему экономическому потенциалу и возможности, в перспективе, расчетов в национальных валютах, так и по уровню и состоянию двухсторонних отношений, которые как нельзя лучше способствуют росту и развитию торговых связей. Главное, чтобы цены на российское сырье к этому времени стали конкурентоспособными и способствовали продвижению отечественной продукции на внешних рынках.





В целом же вполне возможно, что через какое-то время продукты из РФ займут свою нишу на азиатском рынке, считает эксперт комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развития и предпринимательству Роман Терехин. По итогам 2014 года экспорт из России в Китай составил 41,6 млрд долларов. Россия заняла 9-е место среди торговых партнеров Китая. В настоящее время присутствует большой интерес со стороны граждан Китая, которые хотят покупать качественные и разнообразные продукты. В стране началась «эпоха потребления» иностранной продукции. Со стороны российского бизнеса также есть готовность активно работать на азиатском рынке – об этом заявляли производители продуктов питания «Мираторг», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Нарзан», «Мистраль». В 2015 году наши производители уже во много раз резко увеличили экспорт шоколада, подсолнечного масла, пива и меда в КНР.

Однако маловероятно, что российские производители массово выйдут на китайский рынок через три года, считает эксперт. Слишком маленький срок для этого, кроме того китайский рынок сильно конкурентный. Плюс тут еще надо учитывать, что в этом году товаро-денежный российско-китайский оборот сильно сократился и для улучшения ситуации также потребуется время. Кроме того, на китайском рынке есть свои особенности: в силу культурной специфики переговоры с китайскими партнерами могут занимать гораздо больше времени, чем привыкли российские бизнесмены. Также для вывода продукта на азиатский рынок необходимо проходить процедуры лицензирования, регистрации товарных знаков, решать юридические вопросы, переводить название, делать его благозвучным для потребителя, иногда даже приходиться менять упаковку, цвет или размер.

На занятие уверенных позиций на китайском рынке может уйти 5-7 лет, прогнозирует эксперт комитета Госдумы, и только при условии активной работы в этом направлении (наращивании торговых связей, выпуске высококачественной продукции, её активной рекламе за рубежом и т.п.). Китаю из российских продуктов наиболее интересны продукты животноводства и растениеводства, поскольку в этом плане у страны есть недостаток, а потребность в них высока. В частности, азиатского потребителя интересуют молочные продукты, которых исторически не было на национальной кухне. Кроме того, наша продукция считается экологически чистой.

Помощь правительства животноводству и растениеводству чрезвычайно важна, но важна именно действенная помощь, например, финансовая, налоговая и помощь в рекламе товаров за границей, в повышении их узнаваемости через международные ярмарки и выставки. Такие действия помогают увеличить продажи, найти инвесторов и покупателей. Если они будут активно предприниматься, то это будет способствовать выходу продуктов российского животноводства и растениеводства на рынки Китая.

Если говорить о прогнозе ситуации, то, скорее всего, говорит Роман Терехин, меры со стороны правительства по оказанию поддержки российским товаропроизводителям будут оказываться, но вряд ли они приведут к тому, что агрокомпании смогут за 3 года занять прибыльную нишу на китайском рынке. Если цены на такие экспортируемые товары не будут слишком высокими и их продвижению будут активно содействовать, то лет через 5-7 они смогут занять выгодное место в Китае.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: