Украина: цена конфликта (Financial Times, Великобритания)



Когда российские войска окружили военные базы на Крымском полуострове в прошлом году, Майкл Хейзенстеб принял трудное решение, пишет Financial Times.

"Будучи руководителем фонда Franklin Templeton, он уже купил больше долговых обязательств страны, чем кто-либо другой. Теперь, посчитав, что паника на рынке была чрезмерной, он купил еще больше. Кризис на Украине не усилится, решил он. На этот раз он ошибся", - говорится в статье.

"Больше года кровопролитных боев между украинскими силами и поддерживаемыми Россией сепаратистами унесли жизни примерно 7 тыс. человек, огромные области индустриального центра Украины были опустошены, и страна находится в тисках рецессии", - отмечают авторы статьи Элейн Мур, Роман Олеарчик и Нил Бакли.

"Пока Украина стояла на краю дефолта в этом году, Хейзенстеба и остальных кредиторов страны просили списать часть ее национального долга. На прошлой неделе, спустя несколько месяцев непростых переговоров, они согласились", - напоминает издание.

Сначала чиновники в Киеве приветствовали соглашение. "Но ликование вскоре уступило место тщательному анализу критиков, которые задались вопросом, не заставит ли Украину поддержанная МВФ сделка испытывать затруднения при восстановлении экономики до того, как ей придется снова начать выплачивать долги", - говорится в статье.

"Поскольку Украина планировала реструктурировать только небольшую часть ее долга в 72 млрд долларов, то усиливаются подозрения, что ей придется позже пересматривать условия сделки", - отмечают авторы.

На Украине существует беспокойство относительно размера кредиторов страны и их намерений, пишет газета. "Советники правительства указывают на то, что у его крупнейшего кредитора, Franklin Templeton, под управлением имеется 800 млрд долларов активов - почти в десять раз больше объема украинского ВВП", - говорится в статье.

"Существуют подозрения, что управляющие фонда (...), принимающие участие в переговорах с украинским правительством, снова ведут игру", - считает глава аналитического подразделения банка "Инвестиционный капитал Украина" (Киев) Александр Вальчишен. По его словам, сначала они делали ставки на то, чтобы инвестировать в страну при ее предыдущем пророссийском режиме, а потом - что им выплатят долг независимо от того, что случится на Украине.




Вопрос заключается в том, облегчит ли экономические проблемы Украины сделка с держателями ее облигаций или они вновь возникнут, если страна будет снова вынуждена сесть за стол переговоров, размышляют авторы статьи.

"Рейтинговое агентство S&P сохраняет негативный прогноз для Украины, несмотря на сделку на прошлой неделе, ссылаясь как на риски на напряженные отношения между Киевом и Москвой и облигации, проданные Украиной России в 2013 году, срок погашения которых подойдет в декабре", - отмечает газета.

"Если Украина погасит этот долг в 3 млрд долларов в этом году, то, по расчетам S&P, правительству будет сложно найти 5 млрд долларов для частичного списания задолженности, которые лежат в основе соглашений с МВФ", - пишут журналисты.

Новые проблемы могут возникнуть в связи с "подсластителями", предложенными инвесторам в рамках реструктуризации, отмечает издание. Кредиторам предложили необычный бонус, который окупится при условии, что экономика Украины восстановится. Эти инвестиции, также предложенные Янисом Варуфакисом, бывшим министром финансов Греции, выглядят неплохо. Но, предусматривая выплату процентных отчислений в течение двух десятилетий, они могут стать "цепью на шее будущего правительства", предупреждает Тимоти Эш из японской финансовой холдинговой компании Nomura.

"Реструктуризация долга Украины иллюстрирует дилемму, присущую долговым кризисам всех государств, - считает Якоб Кристенсен, экономист из компании Exotix. - Если вам удается быстро заключить соглашение, вы спасаете свою экономику от большого ущерба, но, с другой стороны, это может быть далеко не все. Я бы сказал, что вряд ли это конец украинских долговых проблем".