Ни угля, ни газа («Expert Online»)



Украинские власти уже начинают готовить население к тому, что зимой будет ощущаться серьезная нехватка электричества и тепла. Эксперты говорят о серьезном дефиците угля и газа, а премьер-министр Арсений Яценюк призывает украинцев утеплять дома и экономить электроэнергию. "Эксперт Online" поговорил с сопредседателем украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем о том, насколько Украина готова к началу отопительного сезона.
Денег на газ нет
Сколько сейчас газа в украинских ГТС? И сколько надо накопить перед началом отопительного сезона?
Сейчас в ГТС закачено3 13,6 миллиарда кубов. А насчет того, сколько надо, единого мнения нет. Если брать за основу Антикризисный план правительства, разработанный специалистами Минэнерго с привлечением западных экспертов, то нужно 20,7 миллиарда кубов из расчета на т.н. «среднюю зиму» - не холодную и не теплую. Евросоюз говорит о 19 миллиардов кубов. На днях же Кабмин принял постановление, где поручает «Нафтогазу», Минэнерго и Минфину обеспечить накопление 17 миллиардов кубов.

А хватит 17 миллиардов кубов-то?

В прошлом году по состоянию на октябрь в газохранилищах было 16,7 миллиарда кубов, и отопительный сезон Украина прошла. Но тогда была очень теплая зима. В этом же году Украине может помочь не только возможная высокая температура зимой, но и выключение из общего объема потребления Донбасса (а это около 15 миллионов кубов в сутки зимой), куда газ поставляет «Газпром» и формально вешает долг за эти поставки на «Нафтогаз». Кроме того, на Украине в первой половине 2015 года продолжилось обвальное падение потребления газа промышленностью (на 43% по сравнению с первым полугодием 2014 года) и населением (на 20%).

Если посмотреть на контракт по газу с Россией, то самая низкая цена на него была бы летом. Что мешало Киеву закупить нужные объемы с июня по август и закачать его в хранилища? Осенью-то закупки будут дороже.

Мешало отсутствие денег. Это ключевая проблема. Нафтогаз пытается получить кредит в 1 миллиард долларов на закупку примерно 4 миллиардов кубов импортного газа, но на сегодняшний день ЕБРР выделил лишь около 300 миллионов долларов под госгарантии. Киев рассчитывает получить еще 500 миллионов от Мирового банка и 200 миллионов от Международной финансовой корпорации, но этих денег пока нет.

Сейчас же мешает не только отсутствие денег, но и нехватка мощностей. На 16 августа 2014 года в хранилищах было 15,3 миллиарда кубов - на 1,7 миллиарда больше, чем сегодня. В августе за счет внутренней добычи и реверса (порядка 85 миллионов кубов в сутки) закачивали примерно по 40 миллионов кубов ежесуточно - на 10 миллионов больше, по сравнению с прошлым годом. Однако очевидно, что накопить достаточные объемы без российского газа невозможно - даже минимальные 17 миллиардов кубов. Вопросы также вызывает стоимость реверсного газа при отказе Киева от покупки российского. Нефтегаз отказывается ее обнародовать, однако, в уже упомянутом Антикризисном плане тысяча кубометров топлива в августе оценена в 285 долл. за тысячу кубометров. Для сравнения, «Газпром» готов поставлять газ в Украину по 247,18 долл.




Чем платить энергетикам?
А какая ситуацию по углю?

Сейчас запасы угля оцениваются в 1,3 миллиона тонн – приблизительно на 700 тысяч тонн меньше чем на аналогичную дату в прошлом году. Антикризисный план оценивает дефицит угля при текущих раскладах и темпах поставок в 5-10 миллионов тонн. И если срочно не нарастить поставки, проблему придется решать либо через веерные отключения, либо через импорт электроэнергии из РФ.

А за счет чего можно нарастить поставки?

За счет импорта. Однако тут недостаточно разом купить большой объем - нужно еще ежесуточно подвозить 100-120 тысяч тонн. При этом практика показывает, что этот импортный уголь дорогой, не всегда подходит для украинских тепоэлектростанций, а кроме того объемы его поставок ограничивает пропускная способность портов. Поэтому оптимальным вариантом было бы урегулирование ситуации с ДНР и поставки угля оттуда по какой-нибудь схеме (он стоит 50 долларов1 за тонну - в два раза меньше, чем в случае импорта из ЮАР). Так, глава Минэнерго Игорь Демчишин предложил поставлять его через Россию (причем, судя по всему, с Москвой эта схема предварительно не согласовывалась). Эта схема, конечно, удорожит донецкий уголь, однако любые импортные варианты будут еще дороже. Другой вариант - из России, где уголь стоит порядка 85 долларов за тонну, но при этом практически нет предела пропускной способности, и поэтому можно ввозить в больших объемах.

Помимо вопроса цены еще одной проблемой является убыточность работы теплоэлектростанций. После того, как в начале года правительство и парламент отменили дотации углепрому, в апреле выяснилось, что шахтерам нечем платить зарплату. А компания ДТЭК (крупнейшая частная энергетическая компания Украины - Эксперт Online) в первом полугодии наработала на 3,3 миллиарда гривен убытков, а государственная Центрэнерго - на 270 миллионов гривен. Власти попросту отказываются повышать тариф на электроэнергию, который сейчас фактически убыточен для ТЭС.

В результате нехватки угля и убыточности работы почти половина блоков ТЭС попросту стоит уже полгода. А когда сейчас на Украине был пик электропотребления, в полтора раза выше нормы (из-за жары все включили кондиционеры, а кроме того через неделю после планового ремонта встал один из блоков Запорожской АЭС), власти с 20-х чисел июля вынуждены покупать электроэнергию в России. Причем, что интересно, покупать не по заключенному в декабре 2014 года по контракту на импорт, а по так называемой «схеме аварийной помощи». Цена по этой схеме доходит до 1,7 гривны за киловатт, а импорт бы стоил 0,9 гривны. В итоге из-за того, что по политическим причинам не хотели покупать, придется переплатить российским энергетикам несколько сотен миллионов гривен.