Плеточно-палочное правосудие

В Интернете распространяется видео самосуда над двумя заподозренными в безнравственности девушками — жители кишлака в Ферганской долине Узбекистана "уличили" их в занятии проституцией. Мужчина средних лет избивает их палкой. Экзекуция происходит на глазах многочисленных зрителей, которые возгласами выражают одобрение наказанию. Видео вызвало оживленные дискуссии. Причем, и среди узбекистанцев, пользующихся Интернетом, нашлось немало людей, согласившихся с таким наказанием нарушительниц моральных устоев.

Отметим, что Ферганская долина, пожалуй, самый религиозный район Узбекистана. Большинство замужних женщин носит здесь хиджаб (платок, прикрывающий не только волосы, но и шею), и даже среди молодежи немногие девушки отважатся появиться на улице в европейской одежде. Более того, в таких городах, как Наманган и Маргилан даже салоны маршруток негласно разделены на женскую и мужскую половину. Тем не менее, из-за катастрофического падения уровня жизни проституция в долине процветает. Так, почти в каждом городе есть улица, где "мамы Розы" содержат публичные дома. Например, наказанные девушки якобы работали в одном из домов терпимости на улице Бабушкина в Коканде, и, видимо, поехали оттуда на "гастроли" в ближайший поселок. Ну, а поскольку "падших женщин" милиция не наказывает, а наоборот — опекает, то возмущенные местные жители решили их немного "поучить".

Впрочем, достается не только за подобного рода безнравственность. Как утверждает узбекская служба радио "Озодлик", в последнее время в социальных сетях появляется много видео со сценами самосуда, где узбекистанцы наказывают, например, за воровство или гомосексуализм. Радиостанция упоминает видеоролик, в котором несколько узбекских женщин с восточной изощренностью "приводят в исполнение приговор" в отношении уличенной в краже мобильного телефона. Подробности опустим.

Подобные способы борьбы за "поддержание правопорядка" далеко не новы для Ферганской долины. Еще в 1991 году в Намангане действовала исламская милиция "Адолат". Девушкам, обвиненным в безнравственном поведении "исламские стражи" брили головы наголо и возили, посадив на ишака задом-наперед по городу. Воров же публично били палками в мечетях. Интересно, что многие наманганцы с тоской вспоминают о тех временах, так как в результате столь крутых мер преступность в городе фактически была искоренена. В первое время президент республики Ислам Каримов смотрел на деятельность адолатовцев сквозь пальцы, но когда он понял, что больше не контролирует ситуацию в городе, движение было разогнано. Адолатовцы бежали сначала в Таджикистан, а потом в Афганистан. Именно члены этой организации и создали ныне воюющее в Афганистане, но периодически наведывающееся и на родину грозное Исламское движение Узбекистана.

Идет борьба за "мусульманскую нравственность" и на Северном Кавказе. Так, воюющие с Кремлем сепаратисты одновременно считают себя и "санитарами общества". Они регулярно нападают на так называемые "сауны" (именно в одной из таких были расстреляны несколько лет назад российские солдаты в Буйнакске), а также взрывают винные магазины. В недолгий период существования де-факто независимой Чечни, между первой и второй войнами, в республике практиковались публичные казни, а уж порки мелких нарушителей стали просто заурядным наказанием.





"Чеченский народ не понимает римское право. Только суды по законам шариата могут обуздать неуправляемую массу вооруженных людей. Поэтому ислама бояться не надо", – убеждал меня в те дни идеолог чеченских сепаратистов Мовлади Удугов.

Можно было бы подивиться "дикости исламских нравов", однако сегодня подобные методы начали весьма активно внедряться и в исконно православных землях бывшего СССР. О "столбах позора" в самопровозглашенных "республиках" Донбасса, например, к которым привязывали и тут же избивали заподозренных в сотрудничестве с украинской армией писали уже достаточно много. В казачьих формированиях "Новороссии" "борются" за дисциплину при помощи плетки. Ну, а на Украине "народная люстрация", как известно, зачастую не ограничивалась для наказуемого только погружением в мусорный бак или обливанием зеленкой: к некоторым применялись и меры весьма ощутимого физического воздействия, если "товарищ не понимал".

Популярный командир ополченцев Алексей Мозговой на контролируемых им территориях хотел запретить девушкам бывать в ресторанах, потому как это не к лицу православной "хранительнице очага". Правда, потом он сам утверждал, что этот запрет носит в общем-то "рекомендательный" характер.

Тот же Мозговой пошел еще дальше, организовав "народный трибунал", рассмотревший дело двух насильников, одного из которых большинством голосов (а "присяжными" в данном случае выступили, кажется, около двухсот человек) присудили к смертной казни. Правда, справедливости ради, надо отметить, что какое-то следствие и заслушивание дела все же при этом было. Приговор, кстати, в исполнение не привели и, скорее всего, вряд ли приведут. Как сказал сам Алексей Мозговой в интервью "Новой газете", "суд проводился не столько для того, чтобы узнать, расстреливать ли человека, сколько для того, чтобы понять, какие проблемы, какие тонкости сейчас в обществе происходят, над чем необходимо работать".

И многие местные полевые командиры ДНР и ЛНР согласны с тем, что привычными "европейскими методами" преступность здесь устранить просто невозможно. Так же, кстати, считали и в Калифорнии, откуда я пишу эти строки, правда, это было еще в середине 19 века. Тогда местные авантюристы и золотоискатели практически искоренили здесь преступность, вешая злоумышленников на площади после публичного голосования. Однако, уместно ли действовать также, как в середине девятнадцатого века в начале двадцать первого, даже если всерьез считать, что некоторые регионы СНГ еще по-прежнему живут в средневековье?

В сегодняшней России практика таких "народных судов" не применяется, хотя… В начале 90-х возрождающееся российское казачество активно внедряло публичные порки провинившихся плетью. Потом это дело как-то заглохло, хотя в позапрошлом году "Российская газета" описывала случай, как 32-летний казак из станицы Успенской в Краснодарском крае получил одиннадцать плетей. Причем, "всего навсего" за то, что в пьяном виде нахамил проводнице, "хватая ее за грудки", и не захотел извиняться.

Игорь Ротарь

https://www.rosbalt.ru/exussr
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: