Без истерик и угроз



Немецкие СМИ тщательно следят за развитием российско-украинского конфликта. Сюжеты на тему "крымского кризиса" уже несколько дней подряд возглавляют топы теленовостей и первые полосы ведущих газет. При этом все репортажи сопровождаются похожей "картинкой". На ней — военные с оружием в руках, а рядом с ними "гражданские" с российскими флагами.

На солдатах нет опознавательных знаков, но все знают, что они — русские. Их пребывание в Крыму немецкая пресса называет по большей части не иначе, как "интервенцией", "вторжением", "провокацией" и даже "оккупацией". Лишь в единичных случаях ситуация описывается в нейтральных выражениях типа "русские взяли полуостров под свой контроль" (Spiegel-Online).

Тем не менее, в отличие, например, от англоязычной прессы, немецкая лишь изредка пестрит скандальными заголовками. Один из самых жестких был замечен разве что в газете Die Welt, которая озаглавила колонку своего обозревателя так: "Теория хаоса российской внешней политики". В ней происходящее в Крыму называется "инсценированной провокацией по справочнику КГБ". "Создай нестабильность и подготовь тем самым почву для интервенции под предлогом защиты русского большинства", — пишет автор этой газеты.

В Германии не ожидали фактического ввода российских войск на Украину, и вслед за канцлером этой страны Ангелой Меркель, немецкая пресса твердит, как мантру, одни и те же слова о нарушении Москвой международного права и суверенитета.

Однако за этим не следует призывов дать жесткий ответ Москве. Судя по публикациям, немцы все еще думают, как им поступить в такой ситуации, и четкого рецепта действий у них пока нет.

"Страх перед новой войной в Европе", "Жесткая дипломатия или попытка возобновить диалог?", "У Путина есть выбор между "холодной войной" и сотрудничеством" — примерно таков диапазон заголовков ведущих немецких газет.

По большей части они едины в своих оценках "крымского кризиса", но склоняются к тому, что он не перестает в войну и уж тем более не станет отправной точкой к Третьей мировой.

О военной помощи Киеву со стороны НАТО речь пока тоже не идет. В этой связи, сопоставляя военные силы России и Украины, Spiegel-Online вспоминает библейский сюжет битвы Давида и Голиафа. По мнению издания, по своей военной мощи Украина уступает даже Грузии образца 2008 года.

Немецкие СМИ сомневаются также в успехе экономических и других санкций, которыми уже пригрозили России в США. Некоторые издания прямо пишут о том, что Путина этим не напугать.




Газета Die Welt замечает, что решение о санкциях не принято еще в самих США. По версии издания, Вашингтон хотел бы "сделать России больно", но, похоже, что из-за противоречий в американской политике больно будет Украине, которая в этой ситуации может рассчитывать только на божью помощь, приводит газета слова одного из американских экспертов.

Судя по публикациям в СМИ, на данный момент в Германии склоняются к дипломатическим способам урегулирования конфликта, при этом Берлин хочет взять на себя роль активного посредника. Действия канцлера Меркель в этом направлении не вызывают критики в прессе, а, напротив, активную поддержку.

"Для Берлина еще не все потеряно", так озаглавила одну из своих публикаций FAZ. Ее суть сводится к тому, что внешнеполитическое руководство Германии пытается наладить диалог между Вашингтоном, Москвой и Киевом и выполнить "традиционную роль посредника между Западом и Востоком".

При этом сообщается, что отказ Германии от подготовки к участию в сочинском саммите "большой восьмерки" в этой стране поддержали далеко не все. Многие утверждают, что это "единственная площадка, где можно напрямую поговорить с Россией".

Однако, беря на себя роль посредника, Берлин, похоже, намерен поставить Москву перед выбором в пользу сотрудничества или новой "холодной войны". Жесткий выбор может объясняться тем, что в Германии пока до конца не понимают, какую конечную цель преследует Путин вводом войск в Крым. Большая часть немецких СМИ склоняется к тому, что задача Москвы — добиться широкой автономии полуострова с его последующим неофициальным переводом под управление России. Другие полагают, что приход русских в Крым — это только лишь "прелюдия", за которой последует вторжение в другие части Украины и раскол страны.

В любом случае немецкие журналисты стараются преподносить ситуацию на полуострове объективно. В их статьях можно прочитать мнения как пророссийских жителей Крыма, так и противников "российской оккупации". Некоторые охотно публикуют даже такие нетолернатные, с точки зрения европейцев, слова жителей полуострова о том, что они "не хотят в "голубую" Европу. "Я не хочу, чтобы мои дети были геями или лесбиянками", — так высказался один активист, которого журналисты называют пророссийским.

Чтобы прояснить причины конфликта, SZ углубилась в историю и посвятила целую серию статей об истории Крыма и этническом составе его жителей. При этом, как замечает газета, Россия так же, как и Украина, может обосновать свои притязания на Крым, свои аргументы есть и у его жителей.

Елена Земскова
http://www.rosbalt.ru/ukraina/2014/03/03/1239913.html