Игры Путина



Широкая спина, мощный затылок: глава РЖД производит впечатление человека, который не боится ничего и никого. Когда Владимир Якунин строит железные дороги в Иране и Северной Корее, он выступает в роли второго российского министра иностранных дел. К тому же благодаря миллиардному бюджету он входит в число важнейших московских политиков. Наконец, под его началом трудятся почти миллион служащих, он крупнейший работодатель в стране.

На торжественных мероприятиях Якунин любит появляться в форме. Вышитые серебром дубовые листья на воротнике напоминают о том времени, когда начальники железных дорог СССР еще служили Отечеству в звании генерала. Но на открытие современного вокзала в олимпийской столице он прибыл в штатском: темно-голубой костюм, розовый шелковый галстук. Но и без формы он в этот день стоит перед своим президентом, вытянувшись в струнку, словно оловянный солдатик. В осанке Якунина угадывается гордость — и толика страха, несмотря на то, что он вхож в самый узкий круг руководящих кадров Путина и знает президента больше двадцати лет.

«От имени всего коллектива благодарю вас за доверие, помощь и контроль, которому всегда подвергались РЖД», — произносит Якунин. Контроль. Это ключевое слово, когда речь заходит о Сочи и о той борьбе за власть и деньги, которая разворачивается в московских кулуарах, в министерских коридорах и на верхних этажах концернов. Вместо медалей на кону стоят миллиарды, вместо мест в национальной сборной — места в российской властной элите, а вместо зрительских аплодисментов — одобрительный кивок головы одного-единственного человека, Владимира Путина. Президент, еще полтора года назад испытывавший трудности после массовых демонстраций из-за обвинений в фальсификации на думских выборах, использует Олимпийские игры, чтобы продемонстрировать народу свой универсальный талант, а также укрепить власть и поставить в рамки конкурирующие кланы. Тому, кто беззаветно служит Путину, дозволено заработать на Сочи; тот, кто идет против президента, лишается синекуры.

Глава РЖД Якунин — лучший защитник Путина, когда требуется парировать обвинения в коррупции, взрывном росте расходов по смете и гомофобии. Он чем-то напоминает Франца-Йозефа Штрауса, консерватора до мозга костей и пафосного оратора, когда заводит речь об «информационной войне, развязанной Западом против России»: «Мы начали с нуля и в рекордные сроки построили электростанции, автострады и туннели. Разумеется, это стоит денег». На новый вокзал в Сочи ему понадобилось 3,5 года, в Берлине аналогичная стройка продолжалась в три раза дольше. Некоторых западных спортивных функционеров Якунин был бы не прочь увидеть в зале суда. Так, президент Международной федерации лыжного спорта заявил, что «треть олимпийского бюджета в России» была разворована. «Откуда ему это известно? Он что, сам замешан в коррупции? — возмущается Якунин. — Он клевещет на Россию».

РЖД реализовали в Сочи восемь крупных проектов стоимостью 6,6 млрд евро, включая автомагистраль и участок железной дороги протяженностью 42 км, ведущий от побережья в Кавказские горы, а также вокзал, который может принимать столько же пассажиров, сколько берлинский. Правда, в столице Германии живет в 10 раз больше людей, чем в Сочи. Люди Якунина заасфальтировали 332  тыс. кв. м, уложили 54 тыс. кв. м гранитной плитки и высадили 6 тыс. растений. «Президент был очень доволен нашей работой», — сказал глава РЖД. Благосклонность президента дорогого стоит: Якунин остается на своем посту, хотя оппозиционный лидер и блогер Алексей Навальный несколько месяцев назад распространил информацию, согласно которой главный железнодорожник весьма преуспел в строительстве не только в Сочи, но и там, где речь идет о его личном благе. Якунин якобы построил себе под Москвой дворец с несколькими десятками комнат и специальным охлаждаемым помещением для хранения шуб жены. Якунин называет такие обвинения «грязной кампанией».

Незадолго до этого Путин оказал поддержку главе РЖД, когда в Москве был запущен слух о скором увольнении Якунина, а государственное информационное агентство уже сообщило об отставке. По-видимому, за этой историей стояла команда премьер-министра Дмитрия Медведева, который уже давно хочет избавиться от Якунина. Однако Путин не дает в обиду верного соратника. Зато своего премьера президент в последние месяцы основательно задвинул.

Как считается, сегодня Медведев потерял большую часть политического влияния. Большинство медведевских ставленников сняты с важных постов и оттеснены от сочинских кормушек.

Одним из них был предприниматель Ахмед Билалов из Дагестана, чей концерн, в частности, получил заказы на строительство лыжных трамплинов в Сочи. По отношению к нему Путин явил пример борьбы с коррупцией в связи с самыми дорогими Олимпийскими играми в истории. Ровно за год до начала Игр в горном кластере Олимпиады президент перед телекамерами разнес в пух и прах предпринимателя Билалова: на тот момент объекты все еще не были готовы, притом что расходы превысили первоначальную смету в 7 раз и составили 174 млн евро. До этого Билалов был вице-президентом российского Олимпийского комитета и членом «Единой России». Вскоре после путинской телекритики он лишился всех своих постов и «затерялся» в Лондоне. Случившееся с Билаловым должно было послужить предостережением.
http://www.profile.ru/politics/rossiya/item/78777-igry-putina#.Uu9Vlfs7owo

Но, как это нередко бывает в России, предостережение оказалось беспощадным. Не успел президент возмутиться Билаловым, как Следственный комитет возбудил против предпринимателя дело. Внезапно появилась информация, что Билалов вместе со своим братом Магомедом допустил еще и нецелевое использование государственных денег. Обвинение гласит, что концерн Билалова получил кредит на строительство олимпийских сооружений, но вместо финансирования строительных работ деньги были положены на счет в банке, принадлежавшем Магомеду, который, в свою очередь, использовал их для выдачи кредитов под в три раза более высокий процент. В результате братья «наварили» 1 млн евро. Билалов называет такие обвинения бессовестной ложью. Дескать, за скандалом стоит крупный акционер его компании — Сбербанк, — переоценивший собственные силы при инвестировании в сочинское строительство. После того как братья Билаловы ретировались, Сбербанк и правда получил контрольный пакет акций компании. Какая версия соответствует действительности, судить трудно. Однако скандал наводит на мысль о том, что кто-то в этом деле слишком искал собственной прибыли и недостаточно учитывал интересы Кремля. И что этот кто-то сделал ставку не на тех покровителей.




Билалов не единственный, для кого славные Игры Путина обернулись проигрышем. После того как в июле 2007 года в Сочи было решено провести Игры, Путин фактически вынудил к инвестициям не слишком популярных олигархов, сколотивших капиталы еще при Ельцине. Это никелевый король и бывший вице-премьер в команде Ельцина Владимир Потанин, состояние которого оценивается в $14,3 млрд, и алюминиевый царь Олег Дерипаска, женатый на дочери зятя Ельцина, — его активы тянут на $8,5 млрд.

«Участие в сочинском проекте — это для олигархов своего рода налог, — говорит бывший премьер Михаил Касьянов. — Если хочешь и дальше заниматься бизнесом в России, ты должен помочь Путину». Потанину в Кремле в определенной мере благоволят: он своевременно ввел в строй свои объекты, стоившие ему почти 2 млрд евро, в том числе новехонький горный курорт с отелями в альпийском стиле и сверхсовременный подъемник. А вот «РусАл» Дерипаски увяз в долгах и сегодня практически зависит от государственного банка ВТБ. До открытия оставалось всего три недели, когда в его олимпийской деревне стоимостью 500 млн евро еще продолжались работы.

Впрочем, есть то, что объединяет обоих магнатов, которым подчас приходилось и конфликтовать друг с другом, — это желание, чтобы их инвестиции оплатили налогоплательщики. Вместе с главами государственных «Газпрома» и Сбербанка, которые тоже вложили в Сочи миллиарды, Потанин и Дерипаска потребовали от правительства «спасти хотя бы некий минимум наших инвестиций». Судя по всему, они не верят в то, что Сочи после зимних Олимпийских игр станет Меккой туризма и будет принимать по 50 тыс. гостей в день, как мечтают в Кремле. Это неудивительно: все гостиницы 14-миллионной Москвы могут одновременно принять около 100 тыс. постояльцев.

Но есть и крупные предприниматели, для которых Сочи с самого начала был источником нового богатства: это люди, особо приближенные к Кремлю и Владимиру Путину. Так, Аркадий Ротенберг еще около 30 лет назад был директором обычной ленинградской детско-юношеской спортшколы. После распада СССР он стал пробовать силы в мелкой торговле с Финляндией. Публичной фигурой он никогда не был, но сегодня в свои 62 года он миллиардер — ему и его брату Борису принадлежат банки, трубопроводные компании и строительные концерны.

Взлет братьев Ротенбергов последовал после того, как их друг детства Владимир Путин начал свою карьеру в Москве. В свое время они вместе тренировались в одном клубе дзюдо, который сегодня принадлежит Ротенбергу и почетным президентом которого является Путин. Ротенберг считается тренером кремлевского главы по дзюдо. Одновременно он является членом правления знаменитого московского спортивного клуба «Динамо», в совете которого заседает немало высокопоставленных кремлевских чиновников. Поэтому неудивительно, что Ротенберг за считанные годы смог стать миллиардером.

Когда в 2008 году «Газпром» выставил на продажу пять дочерних компаний, специализирующихся на строительстве трубопроводов и компрессорных установок, столь лакомый кусок ушел по распродажной цене в 227 млн евро. Его приобрели кипрские компании, за которыми стоял Аркадий Ротенберг. В связи с крупными проектами в Сочи фирмы Ротенберга получили заказы на 4,8 млрд евро, как подсчитало американское финансовое агентство Bloomberg, — на строительство дорог, трубопровода и медиацентра. В отличие от Дерипаски и Потанина, Ротенберг в результате не только не потерял деньги, но и наоборот, основательно подзаработал, полагают наблюдатели. Ведь он выполнял госзаказы.

Государство предстает в Сочи прежде всего в образе концерна «Олимпстрой». Ведущий строитель спортивных объектов входит в семерку крупнейших российских госкорпораций, что создает естественную почву для коррупции. Как ни парадоксально, такие государственные концерны считаются некоммерческими организациями и потому предоставляют не слишком подробную годовую отчетность. Судьба «Олимпстроя» указывает на слабые места системы Путина, в которой деньги и власть сосредоточены в руках немногих, что приводит к бесхозяйственности.

«Олимпстрой» был основан всего около шести лет назад, но за это время сменил уже трех глав правления, которые либо не смогли настоять на своем в отношениях с местными властями, либо не уживались с ведущими правительственными фигурами. Сегодня госкорпорацией руководит высокопоставленный московский чиновник. Чехарда в руководстве крупнейшего олимпийского предприятия свидетельствует о том, «что, очевидно, имели место конфликты между разными элитами, желавшими получить контроль над денежными потоками», пишет эксперт по России Роберт Ортунг. Он ссылается на некий анализ расходов «Олимпстроя», согласно которому российские олимпийские стройки обошлись на 57% дороже, чем сопоставимые объекты в других странах. Разница якобы досталась «своим людям», контролирующим крупные строительные компании.

До начала игры остается меньше недели. В кругах московских интеллектуалов вошло в моду возмущаться сочинским гигантизмом, однако споры вокруг Олимпиады, лояльности и денег не играют в обществе особой роли. В России большинство с радостью ждет начала зрелища на берегу Черного моря. Западные призывы к бойкоту до россиян не доходят, а если доходят, то люди лишь улыбаются и непонимающе качают головой.