Кыргызстан в преддверии парламентской предвыборной гонки ("EurasiaNet", США)



В один из недавних жарких дней не имеющий постоянной работы таксист Садырбек Керимов спустился к оросительному каналу, чтобы умыть лицо водой. «В этой стране не избежать трех вещей: жары, смерти и политики», — посетовал он.

Президент постановил, что парламентские выборы состоятся 4 октября, и для киргизских политиков и их окружения скоро наступит еще более жаркая пора.

Киргизия является исключением в Центральной Азии — в республике многократно проводились истинно конкурентные выборы. Поэтому после начала 4 сентября предвыборной гонки по всей стране начнет появляться несчетное число предвыборных плакатов и билбордов.

Пока состоящий из 120 парламентариев Жокоргу Кенеш страны удалился на каникулы до начала сентября. Поэтому многие депутаты по-прежнему активно выставляют в социальных сетях свои фотографии с отпусков в Европе и США, которые были бы не по карману большинству населения страны.

Отношение кыргызского общества к парламенту очень смешанное. Судя по результатам соцопроса, проведенного в феврале-марте этого года Международным республиканским институтом, хотя 54% респондентов положительно относятся к Жокоргу Кенешу, 42% опрошенных считает его коррумпированным, а еще 37% — частично коррумпированным.

Парламент Киргизии также подвергся международной критике за рассмотрение законопроекта, подготовленного «по мотивам» схожего российского закона, предусматривающего уголовную ответственность на позитивное отношение к сексуальным меньшинствам. Еще одним неоднозначным документом, находящимся на рассмотрении в законодательном органе, является законопроект, называющий иностранные неправительственные организации «иностранными агентами» — термином, вызывающим ассоциации со шпиономанией времен холодной войны.

Заявление, сделанное 27 июля президентом Алмазбеком Атамбаевым, чья Социал-демократическая партия Киргизии (СДПК) с большой вероятностью станет лидером в парламентской гонке, еще более подстегнуло и без того превалирующие антизападные настроения в стране.

«Я уверен, что в государстве есть иностранные агенты — люди, которые получают деньги от иностранных государств и выполняют их команды. Это иностранные агенты. Как еще их назвать?» — сказал он.

Но подобных громких заявлений может быть недостаточно, чтобы перетянуть на свои сторону недовольных избирателей, вроде Керимова, подрабатывающего время от времени таксистом в связи с недостатком полноценных рабочих мест этой постсоветской республике, зависящей от денежных переводов от уехавших за границу трудовых мигрантов.

«Когда есть клиенты, я их отвожу, — сказал Керимов EurasiaNet.org. — А что эти депутаты сделали за последние пять лет? Посмотрите на состояние дорог. Они такие же, как пять лет назад! Они [депутаты] тратят наши деньги на борьбу за власть!»

Хотя СДПК является фаворитом гонки, по конституции партия не может получить в Жокоргу Кенеше больше 65 мест. Любые изменения конституции потребуют поддержки двух третей парламента. По этой причине начались разговоры о том, что президентская администрация начнет заниматься различными махинациями, чтобы подчинить законодательный орган своей воле.




«У них есть преимущество в виде административного ресурса, но оно уже не такое, каким обладали раньше правящие партии в Киргизии, — сказал Эмиль Жороев, преподающий политологию в Американском институте в Центральной Азии. — Для достижения прочного большинства, СДПК потребуется, чтобы в парламент также вошли одна или две подчиненные ей партии».

Одна созданная недавно партия под вызвавшим споры названием «Кыргызстан», возможно, подходит под определение «подчиненной». Данная группа проводит по всей стране эффектные мероприятия с участием ведущих музыкантов, но особо патриотично настроенных граждан сердит то, что название страны используется в политических целях.

Партия «Кыргызстан» частично финансируется ведущим производителем водки, а ее эмблема очень напоминает голубой флаг Казахстана, что, очевидно, сделано с оглядкой на тех, кто хочет изменить красный флаг Киргизии на менее «кровавый» цвет, который бы, по мнению некоторых, лучше отражал национальный характер страны.

Лидер партии Канат Исаев говорит, что основой платформы «Киргизии» является «нравственность» — очень расплывчатое, но весьма популярное на политической арене страны слово.

Но попытки СДПК получить большинство в парламенте могут сорвать два хорошо финансируемых тандема северян и южан, существование которых указывает на сохраняющееся среди электората разделение по территориальному признаку.

Альянс партий «Бутун Кыргызстан» и «Эмгек» опирается на финансовые ресурсы северянина Аскара Салымбекова и политический капитал националиста-южанина Адахана Мадумарова. А тандем «Республики» и «Ата Журт» питают капиталы бывшего премьера Омурбека Бабанова и смутьяна, бывшего боксера и сына Юга Камчыбека Ташиева.

Кроме того, партия «Ата-Мекен», с горем пополам пробившаяся в парламент в 2010 году, переживает подъем благодаря своей поддержке кампании за национализацию разрабатываемого канадской компанией месторождения Кумтор, дающего около 10% ВВП страны.

Перед выборами пять лет назад на количестве голосов, отданных за главу партии Омурбека Текебаева, негативно сказалась показанная по российскому телевидению размытая видеозапись, на которой политик якобы изменял жене.

Тогда Текебаев, являющийся автором нынешней конституции, позиционировал себя в качестве прозападного политика. На этих выборах он, скорее всего, не повторит эту ошибку.

На столь раннем этапе сложно сказать, на какие вопросы будут делать особый акцент кандидаты, хотя, скорее всего, ключевой темой этих выборов станет «стабильность».

Бишкекский консультант по экономическим вопросам Азамат Акелеев утверждает, что хотя «ограниченное меньшинство» депутатов следующего созыва будут работать на благо страны, «большинство мест по партийным спискам займут люди, для которых политика стала бизнесом».

«Они идут в политику, чтобы зарабатывать деньги и защищать свои деловые интересы», — заявил он.

Прооппозиционный политический комментатор и глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова высказалась еще резче.

«Партий как таковых в Киргизии нет. Парламент следующего созыва будет полон базаркомов и серых личностей, — сказала она. — Страной управляет шайка идиотов».