Ястребы над Карабахом



Ситуация на Южном Кавказе и Ближнем Востоке меняется с калейдоскопической быстротой. За последний период Абхазия и Южная Осетия практически отошли России; в зоне карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов постоянно стреляют; горит почти весь Ближний Восток, а Иран договаривается с "цивилизованным миром" по ядерной программе, которая может поставить с ног на голову (или наоборот) геополитическую расстановку сил в регионе, включая и карабахский "фрагмент".

На недавней встрече глав МИД России и Армении было, вероятно, обсуждено множество вопросов, обусловленных вышеуказанной калейдоскопичностью. Открыто Сергей Лавров после встречи с Эдвардом Налбандяном коснулся на пресс-конференции в Москве карабахской проблематики: "Мы даже мысли не допускаем, что карабахский конфликт перейдет в горячую фазу. Я убежден, что, несмотря на риторику, этого не хочет никто из заинтересованных сторон". Он заверил, что все действия России в контексте Карабаха ориентированы на принятие взаимоприемлемых решений.

Между тем все четыре резолюции ООН по освобождению Нагорного Карабаха и оккупированных Арменией азербайджанских территорий до сих пор не выполняются. А Минская группа ОБСЕ по урегулированию конфликта, сопредседателями которой являются Россия и США, и в которую входят несколько других стран, включая Германию, ведет себя страннее некуда. По всей вероятности, внутри Минской группы идет борьба между Россией и США за влияние на Южном Кавказе посредством Карабаха, а в последнее время в эту борьбу вступила и Германия.

В частности, канцлер ФРГ Ангела Меркель выразила желание принять участие в карабахском урегулировании в качестве посредника. Заодно она проехалась по России, которая, как полагает госпожа канцлер, играет в конфликте дестабилизирующую роль. Надо думать, Россия постарается потеснить Меркель с ее посредничеством, имея в виду хотя бы "миротворческую" роль Германии в событиях, связанных с Украиной. Но, в принципе, это не первая попытка ЕС вообще, а Германии – в частности, пробиться на Южный Кавказ и закрепить здесь свое влияние. Отклик на соответствующие "притязания" ЕС наблюдается пока только со стороны Грузии.

Но вернемся к встрече Лаврова и Налбандяна. Понятно, что стороны озабочены уровнем напряженности в конфликтной зоне, который, среди прочего, спровоцировали запланированные на 24 апреля масштабные мероприятия в Армении в связи со столетием геноцида армян. Напомним, что в них примет участие президент России Владимир Путин, которого за это осуждают как в Азербайджане, так и в Турции – обе страны факт геноцида армян в Османской империи не признают.

Кроме того, Ереван продолжает беспокоиться растущим военно-техническим сотрудничеством между Москвой и Баку и поставками Азербайджану современного вооружения. Как считают многие эксперты, по части вооружения, которым Москва снабжает и Ереван, и Баку, последний находится в гораздо более выигрышном положении. И, несмотря на то, что нефтяные доходы Азербайджана сокращаются по известным причинам, на военных расходах это не отражается. При этом принято считать, что в Нагорном Карабахе стратегическое преимущество и выгодные оборонительные позиции закреплены за армянами, чему во многом способствует географический рельеф конфликтной территории.

Словом, говоря по Лаврову, "горячей фазы" в конфликте пока не наблюдается, но противные стороны к ней определенно готовятся, и вряд ли Минская группа ОБСЕ сможет этому помешать. На данном этапе, кроме стрельбы на линии соприкосновения, из Еревана и Баку слышна самая разная риторика и обвинения друг друга во лжи. Так, Налбандян заявил, что карабахский конфликт может быть урегулирован политическим путем только после того, как позиция Азербайджана "станет созвучной" позиции международных посредников, которые, как уже было отмечено выше, борются не за мир в Карабахе, а за свое влияние на Южном Кавказе.

По мнению армянского министра, "альтернативы переговорам нет". Но, с другой стороны, президент Армении Серж Саргсян заявил, что армянская сторона не побоится воевать, если Азербайджан позволит себе очередную "авантюру". Из прямой речи Саргсяна можно сделать вывод, что Ереван готов принять предложения Минской группы по урегулированию, но власти Азербайджана настроены на напряженность до тех пор, пока армяне не уйдут с территорий, прилегающих к Нагорному Карабаху. "То есть, — пояснил Саргсян, — руководство Азербайджана не считается с теми принципами и элементами, которые нам предложили сопредседатели для решения вопроса", — сказал президент.

Разумеется, азербайджанские эксперты напомнили армянскому президенту, что вообще-то его армия, вопреки всем международным нормам, оккупировала территории Азербайджана, и для начала мирного процесса не худо было бы ей оттуда уйти. В противном случае Армения столкнется с силовым методом решения конфликта. В ответ армяне обвиняют азербайджанцев в нарушении режима прекращения огня, в обстреле гражданских объектов, диверсиях и т.д.

Словом, стороны не чужды воинственной риторики и запугивания друг друга, но на радикальные меры, то есть на масштабную войну они не идут. Почему? Экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян во время круглого стола в Ереване озвучил мнение, в соответствии с которым Азербайджан не готов решать конфликт мирным путем, поскольку не готов к уступкам. Но, вместе с тем, он не может начать войну, поскольку она приведет к серьезнейшему конфликту в регионе.

То есть, развязывание Азербайджаном военных действий против Карабаха и Армении завершится вмешательством в конфликт России и Турции. Соответственно, это вызовет противостояние между ОДКБ и НАТО, чего сверхдержавы не допустят. Поэтому, считает экс-министр, Азербайджан "пытается в переговорном процессе оказать давление на Армению и постоянно нагнетает напряженность на линии соприкосновения".

Тем временем в Баку заговорили о механизмах принуждения Армении к миру, вплоть до введения против нее санкций. Комментируя заявления Налбандяна в Москве, руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев задался вопросом, почему Армения отказывается от работы над Большим мирным соглашением и игнорирует призывы сопредседателей Минской группы ОБСЕ. По его словам, политика, проводимая Арменией, основана на лжи и спекуляциях в переговорном процессе. А посему в отношении Армении "следует серьезно рассмотреть механизмы принуждения к миру, включая введение санкций".




Беспокоятся азербайджанцы и потому, что нерешенность армяно-азербайджанского конфликта угрожает реализации энергетических проектов, гарантирующих энергобезопасность Европы и пополняющих казну Азербайджана. На это, в частности, указал директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Фархад Мамедов. По его мнению, последние события в мире еще раз доказали, что Евросоюз должен придерживаться единого подхода к вопросам урегулирования конфликтов.

"Если в каком-то конфликте Европейский Союз поддерживает принцип территориальной целостности, то такой же подход должен применяться и по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту", — цитирует эксперта Interfax.az. Мамедов подчеркнул, что Азербайджан выступает против придания энергетическим проектам геополитического подтекста. "Азербайджан проводит выверенную политику и является надежным партнером для европейских стран, вовремя выполняя взятые на себя обязательства", — сказал он.

Говоря о связи карабахского урегулирования с энергетикой, некоторые эксперты акцентируют внимание на соглашении по иранскому ядерному досье, которое, полагают они, подхлестнет ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Только вот в какую сторону, имея в виду, что от своих интересов в регионе не собираются отступать ни Россия, ни США? "Перспектива экспорта иранского газа через территорию Турции по целому ряду причин имеет практически нулевые шансы. Остается Кавказ, где решающее значение имеет, в частности, Карабах", — пишет 7or.

По его пояснению, интересы Ирана и Армении совпадают, поскольку "Тегеран выступает за сохранение Карабаха под контролем армянской стороны". Напомним, что у Ирана и Армении – общая граница. В Тегеране, по версии армянского издания, "есть беспокойство", что в случае перехода Карабаха и освобожденных армянских территорий под контроль Азербайджана, "расцветут турецко-азербайджанская экспансия и паназеризм на севере Ирана", которые "ударят по интересам страны и породят проблемы в сфере безопасности". Иными словами, интересы Ирана и Армении в вопросе сохранения статус-кво Карабаха совпадают.

Кроме того, отмечает армянское издание, Иран против размещения в Карабахе миротворческих сил вне зависимости от того, какая именно страна будет выступать в роли миротворца, что является еще одним пунктом, по которому интересы и подходы Ирана и Армении совпадают.

И далее: "Что касается Запада и России, столкновение их интересов в нашем регионе очевидно. Первый хочет вытеснить РФ из региона посредством своего оператора — Турции, являющейся членом НАТО. Это означает, что изменение статус-кво в вопросе Карабаха имеет для Запада жизненно важное значение. Измениться же статус-кво на данный момент может лишь во вред интересам Армении и Нагорно-Карабахской Республики. … РФ, в отличие от Запада, не заинтересована в изменении статус-кво в Карабахе, и в этом плане подходы Москвы и Тегерана (естественно, и наши) совпадают. Однако утверждать, что поддержка нас Россией в вопросе Карабаха беспрекословна, было бы ошибкой… В РФ хотят сохранить баланс между Арменией и Азербайджаном. Но чем слабее становится Армения, тем сложнее для Москвы сохранять этот баланс. Как результат, ухудшаются армяно-российские отношения и улучшаются российско-азербайджанские".

Так что, резюмирует издание, развитие событий вокруг Ирана повлечет за собой серьезные региональные сдвиги. Точнее: "Будет ли экспорт иранского газа совместным с РФ проектом или проводимым вразрез жизненно важным интересам России шагом, зависит от ряда факторов, в том числе карабахского вопроса. То есть, в зависимости от своей политики Армения может как воспользоваться развязкой иранского клубка, так и оказаться под ногами сильных мира сего. Очевидно, что иранский газ должен будет пойти в ЕС по нашей территории, и мы можем воспользоваться этим транзитом, если, конечно, будет проводить правильную политику".

Но что есть "правильная политика" для Армении в контексте собственно карабахского конфликта, а не мировой политики, в которой она является всего лишь разменной картой? Армения, как на словах утверждает ее руководство, с которым по большей части не соглашаются ни эксперты, ни оппозиция, готова освободить семь захваченных ею азербайджанских территорий в обмен на суверенный статус Карабаха. Но Азербайджан Карабах не уступит, и компромисс в этом вопросе не ожидается.

Поэтому обе стороны – и Армения, и Азербайджан – в принципе готовятся к войне, которая никак не устраивает Россию – ей комфортнее сохранять конфликт в замороженном состоянии. И вообще битва за Карабах – это большой риск для всех, включая Запад. Потому что если в войну вмешается Россия – что она непременно сделает в той или иной форме – победа будет именно за ней, а не за Азербайджаном или Арменией. Победа России автоматически означает ослабление влияния в регионе Запада, что чревато для него существенными политическими издержками, вплоть до угрозы перспективным энергетическим проектам по энергетической безопасности Европы.

Таким образом, в регионе, практически готовом к войне на уровне армий, пока работает сдерживающая войну быстрая изменчивость геополитических реалий. Однако здравый смысл и обусловленное им полузамороженное состояние конфликта могут в один не прекрасный день полететь вверх тормашками. И не потому, что у одной из заинтересованных сторон не выдержат нервы, а потому что у каждой из них в ситуации вокруг Карабаха есть свои "ястребы", способные изменить ситуацию одной даже небольшой, но хорошо продуманной провокацией.

Ирина Джорбенадзе
http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/04/14/1388454.html