В Узбекистане выставили на продажу автомобили местной сборки за нацвалюту, курс доллара падает

Бишкек АИФ. В Узбекистане на этой неделе курс доллара снизился с 2800 сум за $1 до 2600 сумов. Причиной тому стало решение властей выставить на пару дней на продажу автомобили производства GM-Uzbekistan, которые ранее можно было купить только за американскую валюту.

Власти Узбекистана, стремясь закрыть дефицит наличности, необходимой для выплаты пенсий и социальных пособий, в очередной раз прибегли к испытанной схеме откачки наличных денег из карманов граждан, открыв 27 мая продажу автомобилей местной сборки за наличные сумы, а не наличную иностранную валюту (доллары США), как было до этого дня, сообщает издание Uzmetronom.

Изменения коснулись самых популярных моделей автомобилей – Nexsia, Matiz и Spark. После чего население, традиционно хранящее сбережения в американских долларах, спешно бросилось на «черный рынок» менять их на национальную валюту Узбекистана. Как результат - резкое падение курса доллара, очереди в автосалоны на заключение контрактов на поставку автомобилей, главным условием которых является предварительная оплата машины в размере 85 процентов от стоимости с обязательством автосалона поставить ее владельцу в течение двух-девяти месяцев.

Для того, чтобы понять ситуацию, необходимо сказать, что автомобили, выпускаемые в этой стране под патронатом GM, как ни странно, являются дефицитным товаром, а их стоимость внутри страны на 15-20 процентов выше, чем за ее пределами. Только в Узбекистане подержанная машина стоит дороже, чем новая. В первую очередь, сказанное касается ходовых моделей доступного ценового ряда.





Дефицит породил коррупцию, взятки, очереди, круче, чем при советской власти. С учетом того, что Узбекистан высокими акцизными сборами и столь же высокими таможенными платежами практически закрыл внутренний рынок для конкурирующих производителей легковых автомобилей, выбора у покупателя нет. Его вынуждают финансировать местный автопром, а когда в государственной казне совсем пусто, прибегают к изложенному выше методу, временно разрешая покупать машины за местные деньги. Как только казну удается пополнить, государство приводит правила продажи ходовых марок в изначальное состояние. И тогда население вновь начинает копить доллары, которые мгновенно становятся дороже.

По мнению экономистов, меры подобного рода способны лишь временно улучшить ситуацию с поступлением денег, однако не способны изменить ее кардинально. Бизнес в Узбекистане давно усвоил, что если хочешь что-то заработать, надо зарабатывать в «тени», что успешно и реализуется, причем, с каждым годом все успешнее и успешнее. Отсюда хронический недобор налогов, тех самых денег, необходимых для решения социальных задач.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: