Что означает Стратегия национальной безопасности США 2025 года для Азии
Согласно мнению, опубликованному в журнале Foreign Policy, новая внешнеполитическая стратегия MAGA президента США вызывает как положительные, так и отрицательные реакции.
С. Раджа Мохан, обозреватель Foreign Policy и бывший член Совета национальной безопасности Индии.
Каждая новая администрация в Вашингтоне представляет свою концепцию национальной безопасности, которая отражает её идеологические взгляды. Недавно обнародованный документ о Стратегии национальной безопасности (СНБ) администрации Трампа становится частью этой традиции, однако он также демонстрирует значительный отход от прежних подходов. В отличие от предшествующих стратегий, которые базировались на общем послевоенном и постхолодном консенсусе, новая СНБ устанавливает резкий разрыв с ним.
Неясно, насколько именно этот документ предвосхищает действия президента Дональда Трампа, но он стал важным этапом в обсуждении роли Америки на мировой арене. Это обсуждение отражает взгляды движения MAGA и меняющиеся настроения среди американцев. Для стран Азии СНБ представляет собой ключ к пониманию того, как вторая администрация Трампа воспринимает Индо-Тихоокеанский регион, отношение к союзникам, оценку Китая и роль США в условиях растущего геополитического противостояния.
Национализм MAGA как новая основа внешней политики
СНБ ясно демонстрирует основные черты национализма MAGA — это сочетание сдержанности в международных делах, акцент на национальных интересах и отказ от интернационалистских взглядов. Документ утверждает, что его подход «не опирается на традиционные политические идеологии», а «предусматривает в первую очередь выгоду для Америки» — то есть, slogan America First.
Стратегия уходит от прежних амбициозных целей американской гегемонии и вместо этого сосредотачивается на более узком понимании национальных интересов, ориентированном на внутренние преобразования. Для многих зарубежных столиц, уставших от американского поучения, такая идеологическая смена кажется долгожданной.
Тем не менее, новая стратегия несет как положительные, так и настораживающие аспекты для Азии.
Пять причин, по которым Азия видит в новой СНБ возможности
1. Азия — приоритет для США за пределами Западного полушария
В СНБ Индо-Тихоокеанский регион занимает центральное место в американской внешней политике вне Западного полушария, которое остается основным направлением стратегии Трампа. Это подтверждает преемственность курса: от азиатского «поворота» Обамы до концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» Трампа и Индо-Тихоокеанской стратегии Байдена. Рост китайской мощи и экономическая активность региона делают этот акцент неизбежным.
Также важным является утверждение, что США будут противостоять доминированию какой-либо одной державы в Азии, что является критически важным сигналом для стран, обеспокоенных амбициями Китая.
2. Азия не подвергается жесткой критике, как Европа
В отличие от Европы, где Трамп открыто критикует «упадок, зависимость и либеральные излишества», документы СНБ демонстрируют стратегическое уважение к Азии. США обещают ограниченное вмешательство в Индо-Тихоокеанском регионе, в отличие от «мускулистого активизма» в Европе, направленного на «спасение западной цивилизации».
Это связано с тем, что идеологическая борьба MAGA является внутренней дискуссией Запада о ценностях и будущем либерализма, в которую Азия не вовлечена.
3. Азия не вызывает у США раздражения своей наднациональной организацией, в отличие от ЕС
Сложная бюрократия Европейского Союза вызывает неприязнь среди сторонников MAGA. Азия, где региональные институты развиты менее активно, представляется более совместимой с трамповским мировоззрением, основанным на суверенитете и прагматизме.
Либеральный акцент на правах человека и социальных стандартах часто воспринимается с недоверием среди азиатских правительств, от Китая до демократических, но националистически настроенных стран. Для них подход America First, сфокусированный на суверенитете, кажется логичным и предсказуемым.
4. Призыв Трампа к прагматизму перекликается с азиатской политической культурой
Многие правительства в регионе долгое время с недоверием относились к концепции «международного порядка, основанного на правилах», считая её лицемерной. Прагматизм и коммерческий подход в дипломатии вызывают гораздо больше доверия. Азиатские страны, привыкшие к транзакционному стилю, чувствуют себя комфортнее, когда США действуют прагматично. Это подтверждается тем, как страны региона активно стремились заключить выгодные сделки с Трампом во время его недавнего визита.
5. Признание Китая «почти равным конкурентом» успокаивает многие столицы
Многие страны Азии извлекли значительную выгоду из сближения с Китаем с 1980-х годов и проявляют тревогу по поводу возможной новой холодной войны. Стремление не выбирать между Вашингтоном и Пекином остается в приоритете.
Готовность Трампа рассматривать Китай как «почти равного» партнера и нацеленность на «взаимовыгодные экономические отношения» успокаивают многие страны. Для тех, кто не принадлежит к формальным альянсам, как, например, Индия, призыв Трампа к большей региональной ответственности открывает возможности для укрепления собственного стратегического положения.
Но Азия также осознает риски: неопределенности не меньше, чем возможностей
1. США могут вмешиваться во внутренние дела стран
Хотя акцент на невмешательстве звучит положительно, Азия понимает, что сверхдержавы действуют не по принципу, а по обстоятельствам. Давление Трампа на Южную Африку и Нигерию показывает, что стремление к наказанию и принуждению сохраняется.
2. Транзакционный подход Трампа может перерасти в экономическое давление
Требования США к Японии и Южной Корее увеличить инвестиции сопровождались фактически вымогательскими условиями. Подобные подходы были использованы и в отношении Малайзии и Камбоджи. Это не уважение к суверенитету, а давление со стороны сильного на слабого.
3. Отказ от «порядка, основанного на правилах», делает уязвимыми слабые государства
Если США не готовы защищать территориальную целостность малых стран, они могут остаться один на один с Китаем. Давление Вашингтона на Украину с требованиями уступок России вызывает серьезные опасения в регионе о том, как США будут действовать в случае китайской экспансии.
4. Экономическое сближение с Китаем может противоречить обязательствам по безопасности
С учетом растущей мощи Китая США будет все сложнее поддерживать военное превосходство. Это усиливает тревогу среди союзников и может привести к тому, что некоторые государства начнут рассматривать радикальные варианты, включая обсуждение ядерных опций.
5. Тайвань остается ключевым источником неопределенности
Формулировки СНБ по Тайваню вызвали жесткие споры, но не прояснили, как США будут действовать в кризисной ситуации. Жесткий ответ Вашингтона на заявление премьер-министра Японии Санаэ Такаити о связи безопасности Японии и судьбы Тайваня лишь усилил тревогу: Трамп требует от союзников большего, но сам предлагает все меньше гарантий.
Азия должна адаптироваться к новой стратегической реальности
В отличие от Европы, у Азии может быть больше времени для адаптации к изменениям в американской политике. Однако вызовы, с которыми она сталкивается, значительно серьезнее. В отличие от России, Китай действительно может изменить безопасность всего региона.
Будущее Индо-Тихоокеанского пространства будет зависеть от того, как США смогут управлять сложными отношениями конкуренции и экономической взаимозависимости с Пекином. Невозможность однозначной позиции американской политики может вызвать цепные реакции по всему региону.
Азия должна развивать собственные возможности, расширять партнерства вне зависимости от США и создавать гибкие коалиции. В этом контексте предложение СНБ о «сети распределения бремени» открывает новые горизонты:
«Соединенные Штаты будут готовы оказать помощь — возможно, через более благоприятные условия торговли, обмен технологии и оборонные закупки — тем странам, которые берут на себя большую ответственность за безопасность в своих регионах».
Азия должна воспользоваться этой возможностью.
Читайте также:
