Президент Мирзиёев заявил о новой философии доверия в Центральной Азии
Президент Мирзиёев в своей статье заявил, что регионы Центральной Азии переходят к новому этапу развития, который он охарактеризовал как эпоху настоящего единства и добрососедства. Лидеры стран региона, по его словам, осознали свои общие интересы и теперь могут вести диалог без привлечения внешних посредников.
Мирзиёев также подчеркнул, что Консультативные встречи между главами государств играют ключевую роль в укреплении доверия и взаимного уважения. Он отметил, что этот формат позволил разрушить старые барьеры и превратить встречи в настоящие партнерские диалоги.
Для стран, таких как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, это изменение символизирует переход от разобщенности к новым уровням региональной самостоятельности. Президент Узбекистана призвал продолжить этот курс, чтобы Центральная Азия стала образцом сотрудничества, основанного на взаимном доверии и уважении.
В статье подчеркивается важность взаимной поддержки и открытого диалога, которые способны превратить регион в зону стабильности и созидания. Этот подход все более укореняется в странах Центральной Азии.
Текст статьи:
Центральная Азия сейчас вступает в новый, исторически важный этап своего развития. Мы движемся к настоящему единству. В нашем регионе впервые за долгое время создается атмосфера доверия и добрососедства, которая станет основой для совместного движения вперед.
Этот процесс не случайный, он является результатом целенаправленной работы и политической воли лидеров стран, осознавших общую судьбу и потенциал совместного развития. Успехи этого сотрудничества — свидетельство широкой потребности в региональном взаимодействии, поддерживаемом народами Центральной Азии.
На государственном уровне созданы все условия для перехода к новому этапу региональной консолидации. Мы должны перевести достигнутые договоренности в конкретные результаты, которые принесут пользу гражданам и бизнесу. Центральная Азия должна стать единым пространством возможностей, где решения принимаются не ради формальностей, а для обеспечения устойчивого развития и улучшения качества жизни населения.
Консультативные встречи глав государств стали символом происходящих изменений, превратившись в эффективный механизм для регионального взаимодействия и доверительного диалога. Они стали главной площадкой для выработки общих подходов к стратегическим вопросам, касающимся настоящего и будущего Центральной Азии.
Скоро состоится саммит в Ташкенте, который станет важной вехой в нашем совместном стремлении к стабильной, взаимосвязанной и процветающей Центральной Азии.
Ташкентская встреча должна подтвердить готовность наших стран к духу взаимопонимания и партнерства, стать поворотным моментом для углубления регионального сотрудничества.
Глобальные изменения, угроза фрагментации экономики и проблемы изменения климата, продовольственной и энергетической безопасности усиливают наше стремление к консолидации.
Все это требует от Центральной Азии большей сплоченности и согласованных действий. Укрепление сотрудничества становится не просто политической целью, а стратегической необходимостью. Центральная Азия должна стать зоной стабильности и созидания, примером того, как региональная взаимосвязанность может встать на прочную основу для устойчивого развития и безопасности.
В 2017 году был инициирован формат Консультативных встреч, который стал поворотным моментом в истории регионального взаимодействия. Лидеры начали системный и регулярный диалог без посредников, что символизировало новое политическое мышление, основанное на доверии и открытости.
Одним из значительных достижений нового этапа стало урегулирование пограничных вопросов. То, что раньше казалось невозможным, теперь стало реальностью. Границы, которые разделяли нас, стали мостами дружбы. Подписание Договора о стыке границ трех государств и Худжандской декларации между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в марте 2025 года можно считать эпохальным событием.
Впервые после обретения независимости весь периметр взаимных границ был юридически оформлен, что положило конец многолетним конфликтам.
Ферганский форум мира, прошедший в октябре, стал явным свидетельством стремления наших стран к укреплению мира и согласия в Ферганской долине.
В области водных ресурсов, где раньше существовали острые разногласия, также произошли позитивные изменения. Соглашение между Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном о совместной реализации Камбаратинской ГЭС-1 открывает новую страницу совместного использования водных ресурсов.
Успешное сотрудничество в строительстве Яванской и Фандарьинской ГЭС на реке Зарафшан с участием Узбекистана и Таджикистана также подтверждает движение в правильном направлении.
С Туркменистаном достигнута договоренность о рациональном использовании водных ресурсов Амударьи, что улучшает совместное управление водными ресурсами и снижает риск экологических проблем.
Эти шаги формируют новый дух партнерства, основанного на доверии и взаимной выгоде. Такие проекты способствуют экономической активности населения и укрепляют энергетическую безопасность региона.
С сентября 2023 года граждане Узбекистана и Кыргызстана могут свободно пересекать границу по ID-картам, что стало важным шагом к созданию зоны свободного передвижения людей. Подобные соглашения обсуждаются с Казахстаном и Таджикистаном, что способствует укреплению гуманитарных и культурных связей.
Важным шагом в институциональном оформлении сотрудничества стало учреждение Совета национальных координаторов на пятой Консультативной встрече в Душанбе в 2023 году. Это создало основу для системного подхода к выполнению совместных инициатив.
Подписание Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в 2022 году на Чолпон-Атинской встрече стало важным шагом к укреплению регионального единства. Присоединение Таджикистана к этому документу в 2025 году стало значимым событием.
В 2022 году также была принята Концепция взаимодействия государств Центральной Азии в многосторонних форматах, что задало рамки координации между странами на международных площадках.
Принятая в 2024 году на саммите в Астане Концепция развития региональной кооперации «Центральная Азия — 2040» определила долгосрочные приоритеты для обеспечения безопасности и развития региона.
Таким образом, формируется новая экономическая реальность. За последние восемь лет общий ВВП стран Центральной Азии увеличился почти в два с половиной раза и достиг 520 миллиардов долларов, а объем внешней торговли вырос более чем вдвое.
Взаимная торговля между странами увеличилась до 11 миллиардов долларов, а общая инвестиционная активность возросла в 5,6 раза. Товарооборот Узбекистана с другими государствами региона вырос в три раза — с 2,4 миллиарда долларов в 2016 году до 7,2 миллиарда в 2024 году, а число совместных предприятий превысило 1 800.
В промышленности Центральная Азия демонстрирует устойчивый рост на уровне около 6 процентов в год, что вдвое выше среднемировых темпов. Это связано с созданием новых форм кооперации и совместными проектами в разных отраслях.
В гуманитарной сфере активно развиваются контакты между людьми. Созданные платформы для диалога и культурного обмена способствуют укреплению взаимопонимания между народами.
Открытие новых пунктов пропуска и запуск транспортных маршрутов значительно увеличили количество поездок и культурных обменов. Доля внутреннего туризма в региональных потоках превысила 80 процентов.
Происходящие изменения становятся реальностью, и формируется новая региональная идентичность, основанная на историческом родстве и культурной общности.
Новый дух доверия и совместного будущего служит опорой для дальнейшего укрепления региональной консолидации и запуска Центральноазиатского процесса.
Каждое государство региона вносит свой вклад в стабильность и процветание, работая над экономическим развитием и укреплением доверия.
Казахстан развивает транспортные коридоры и модернизирует пограничные пункты, Кыргызстан и Таджикистан сотрудничают в области энергетики, а Туркменистан выдвигает инициативы по укреплению мира и доверия.
Наши действия и ответственность за будущее подтверждают, что Новая Центральная Азия выбирает путь мира и сотрудничества. Мы не строим стены, а возводим мосты.
Сегодня Центральная Азия утвердилась как самостоятельный участник международных отношений и важный центр устойчивости и развития.
Форматы «Центральная Азия плюс» отражают возросшую международную правосубъектность региона, который теперь рассматривается как целостный партнер.
Сейчас существуют более десяти форматов «Центральная Азия плюс», что подтверждает растущую динамику региона в глобальной политике.
Участие глав государств в диалогах «Центральная Азия плюс» свидетельствует о повышении их практической значимости.
Важным аспектом является необходимость решения вопросов, связанных с Афганистаном, который является частью нашего региона. Устойчивое развитие Афганистана будет способствовать стабильности в Центральной Азии.
Строительство Трансафганской железной дороги создаст новые возможности для торговли и взаимосвязанности, что также поможет восстановлению Афганистана.
Важно продолжать работу по гуманитарной поддержке афганского народа и развивать энергетическое сотрудничество.
Центральная Азия должна стать зоной мира и безопасности, основанной на сотрудничестве и развитии.
Сегодня мы выходим на новый этап взаимодействия, переходя к совместному решению ключевых региональных вызовов — изменения климата, энергетического перехода и продовольственной безопасности.
Население нашего региона уже превышает 80 миллионов и, согласно прогнозам, к 2050 году превысит 100 миллионов. Центральная Азия — один из самых молодых регионов мира.
Наша задача — превратить этот демографический ресурс в движущую силу прогресса и инноваций.
Сотрудничество должно основываться на принципах суверенитета и невмешательства. Взаимодействие должно быть прагматичным и ориентированным на реальные результаты.
Во-первых, необходимо углубление регионального взаимодействия и создание устойчивых механизмов.
Во-вторых,в области безопасности важно создать общий потенциал для противодействия угрозам.
В-третьих,важно развивать внутрирегиональную торговлю и создавать благоприятные условия для инвестиций.
В-четвертых,приоритетом остается развитие гуманитарного сотрудничества и укрепление связей.
В-пятых,нужно вырабатывать согласованные подходы во внешней политике, особенно в условиях растущей геополитической турбулентности.
Развитие регионального сотрудничества для Узбекистана является осознанной стратегией, основанной на общей ответственности за будущее региона.
Мы уверены, что только совместными усилиями можно справиться с общими вызовами безопасности и развития.
Сегодня мы закладываем основу Новой Центральной Азии — сильного и стабильного региона.
Процессы, происходящие в нашем регионе, являются осознанным выбором, требующим совместных усилий и ответственности за общее будущее.
Объединяя наши возможности, мы предлагаем международному сообществу свою модель мирного и созидательного сотрудничества, основанную на доверии и взаимной поддержке, что поможет сделать Центральную Азию единым пространством мира и процветания для всех народов региона.
Читайте также:
