Главная » Эксклюзив » «Формат будет более прагматичным». Чего ожидать от встречи Трампа с лидерами стран Центральной Азии?
Эксклюзив

«Формат будет более прагматичным». Чего ожидать от встречи Трампа с лидерами стран Центральной Азии?


На саммите, который пройдет в Вашингтоне 6 ноября, в повестке дня будут обсуждаться редкоземельные металлы, вызвавшие интерес у США. Участие президента Дональда Трампа и лидеров Центральной Азии подчеркивает значимость минеральных ресурсов региона. Эксперты отмечают, что встреча в формате «С5+1», отмечающем свое десятилетие, окажет влияние на внешнюю политику стран, находящихся между Россией и Китаем, помогая им сохранять многовекторный подход. Подробности можно найти в материале Азаттык Азия.

В 2013 году госсекретарь США Джон Керри допустил ошибку, объединив названия Казахстана и Кыргызстана в одно слово — Кырзахстан. Этот конфуз долго обсуждали в СМИ. Однако уже в 2015 году Керри посетил все пять государств Центральной Азии, инициировав новый диалог между Вашингтоном и регионом, что привело к созданию формата «С5+1», который теперь отмечает десятилетие.
На первых этапах взаимодействия встречи проходили на уровне министров иностранных дел, что способствовало регулярным обсуждениям по вопросам сотрудничества. Первый саммит на высшем уровне с участием глав центральноазиатских государств и президента США состоялся в 2023 году во время Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. В тот момент администрация Джо Байдена акцентировала внимание на политической солидарности и поддержке независимости стран региона, особенно в контексте российской агрессии против Украины, подчеркивая важность суверенитета и укрепления региональной сплоченности.
Новый саммит «Центральная Азия — США» ожидается более практичным. Это связано с возвращением Дональда Трампа в Белый дом и его подходом America first.

— При администрации Байдена основной акцент ставился на единстве Центральной Азии, чтобы страны могли совместно противостоять давлению со стороны России и Китая. Теперь же при Трампе формат, вероятно, станет более прагматичным и ориентированным на выгоду, — комментирует Эрика Марат, эксперт по Центральной Азии и профессор Университета национальной обороны США (мнение специалиста не отражает официальную позицию правительства США). — США будут искать возможности, которые будут выгодны им в первую очередь.

Информация о предстоящем саммите «С5+1» появилась в конце октября, когда Трамп отправил приглашения лидерам Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, которые были приняты. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, единственный из лидеров региона, на которого США увеличили торговые пошлины (27% для Казахстана против 10% для остальных), выразил в ответном письме Трампу «искреннюю признательность».

Хотя в сентябре президенты всех пяти стран присутствовали на Генассамблее ООН в Нью-Йорке, обсуждение встречи с президентом США не состоялось. Шавкат Мирзиёев, единственный из лидеров, который встретился с Трампом, пригласил его посетить Самарканд. Трамп пообещал подумать, а затем спустя месяц пригласил лидеров пяти стран в Вашингтон.

ПРИОРИТЕТ РЕДКЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ

После того как в октябре Китай ввел ограничения на экспорт критически важных редкоземельных металлов в рамках торговой войны с США, интерес Вашингтона к ресурсам Центральной Азии возрос. Эти 17 элементов необходимы для производства высокотехнологической продукции.

— В данной ситуации Вашингтон рассматривает Центральную Азию как альтернативный источник стратегических ресурсов. Вопросы доступа к редкоземельным металлам и противодействия китайскому влиянию, вероятно, окажутся в центре повестки, — считает таджикский политолог Мухаммад Шамсуддинов.

Это подтверждается визитами американских чиновников в регион перед саммитом. Специальный посланник США по Южной и Центральной Азии Серджио Гор и заместитель госсекретаря Кристофер Ландау посетили Узбекистан и Казахстан, где обсуждали вопросы торговли и инвестиций в критически важные минеральные ресурсы и энергетику.

Темы, связанные с критически важным сырьем, также обсуждались на саммите «Центральная Азия — Европейский союз» в апреле в Самарканде, где Казахстан объявил об открытии крупного месторождения редкоземов с ресурсами 20 миллионов тонн. Хотя запасы не подтверждены, если оценки верны, это может вывести страну на третье место по размерам резервов после Китая и Бразилии.

Тем не менее, возможности добычи редкоземельных элементов в Центральной Азии остаются под вопросом. Американский аналитический центр Atlantic Council указывает, что основными препятствиями являются высокие транзитные расходы, нехватка экспортной инфраструктуры и рискованная инвестиционная среда, снижающая коммерческую привлекательность региона.

ВЫГОДЫ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

То, что страны региона становятся интересными для международного сообщества как группа, а не по отдельности, рассматривается как положительный момент, по мнению Алишера Ильхамова, основателя исследовательского центра Central Asia Due Diligence в Великобритании.

— Если страны региона хотят сохранять и улучшать свой международный статус, им следует продолжать интеграцию в рамках Центральной Азии, — подчеркивает Ильхамов. — Укрепляя связи с Западом через такие саммиты, страны смогут проводить многовекторную внешнюю политику и избежать превращения в сателлитов Москвы и Пекина. Однако цена этой политики может быть увеличением давления со стороны Москвы, что уже наблюдается.

Сразу после объявления о саммите в Вашингтоне, глава МИД России Сергей Лавров обвинил Запад в попытках «оторвать страны Центральной Азии и Закавказья от РФ» и пообещал, что Москва будет этому противостоять.

Встреча в Вашингтоне состоится через месяц после саммита «Центральная Азия — Россия» в Душанбе, где президент Путин подчеркнул стратегическую важность региона для Кремля, убеждая партнеров в том, что Москва остается главной силой и гарантом безопасности. Однако крупных инвестиционных соглашений между Россией и центральноазиатскими государствами на саммите в Душанбе не было заключено. В условиях экономического спада Москва, скорее всего, не готова вкладываться в проекты, хотя и рассматривает своих южных соседей как сферу своего влияния.

Центральноазиатские страны пытаются лавировать между интересами России, Китая и Запада. Казахстану сейчас особенно сложно: после Вашингтона Токаев отправится в Москву с государственным визитом. Встреча с Путиным запланирована на 12 ноября.

«Это событие имеет большое значение для нас, мы готовимся к нему. Мы полагаем, что оно станет важным шагом в укреплении нашего стратегического партнерства и союзничества. [Между Казахстаном и Россией] самая длинная в мире государственная граница — 7591 километр. Связи между нашими странами подтверждают, что Казахстан и Россия «обречены» на вечное союзничество и дружбу», — сказал Токаев во время встречи с Путиным в октябре на саммите в Душанбе.

После этой беседы Токаев и Путин дважды общались по телефону. Официальные источники сообщают, что обсуждали «подготовку» к предстоящему визиту. С начала года президенты Казахстана и России общались по телефону девять раз.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Перед саммитом международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что в Центральной Азии наблюдается рост репрессий и давление на СМИ и критиков власти. Согласно отчету Госдепа США, в регионе фиксируются случаи пыток и жестокого обращения, произвольных задержаний гражданских активистов и оппозиционных фигур; свобода слова находится под серьезным ограничением, а журналисты сталкиваются с преследованиями.

Директор HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон призвал участников предстоящего саммита уделить внимание вопросам соблюдения прав человека.

Однако, по мнению наблюдателей, этот призыв вряд ли будет услышан.

— Я отмечаю ослабление позиции администрации Трампа по правам человека в нашем регионе, — говорит Алишер Ильхамов. — Вопрос прав человека уже отошел на второй план при предыдущем президенте, но сейчас это стало еще более очевидным. С этим можно было бы смириться, если бы администрация Трампа возобновила масштабную помощь Украине в ее борьбе против российской агрессии. Исход этой войны будет оказывать значительное влияние на политический климат в Центральной Азии, в том числе по правам человека.

Эрика Марат считает, что повестка не будет включать не только вопросы прав человека, но и демократии и изменения климата, которые обсуждались при администрации Байдена.

— При Байдене акцентировались вопросы энергетической безопасности в Центральной Азии и альтернативные источники энергии, сейчас, скорее всего, внимание будет сосредоточено на конкретных экономических интересах, — подчеркивает Марат. — Что касается войны в Украине, вряд ли можно ожидать детального обсуждения. Однако, возможно, Трамп поднимет вопрос обхода санкций Россией через Центральную Азию, особенно в сферах энергетики и стратегических технологий.

Незадолго до отправки приглашений в Вашингтон, члены американского конгресса призывали Трампа организовать саммит «С5+1». Республиканец Патрик Хейзенга и демократка Сидни Кай Камлагер-Дав написали президенту письмо, в котором подчеркивали, что десятилетие платформы «С5+1» предоставляет США уникальную возможность углубить сотрудничество и продвигать свои стратегические интересы в регионе.

Темы прав человека в письме не поднимались, но конгрессмены выразили надежду на решение проблемы аккредитации журналистов, работающих в финансируемых США медиа.

 
Читайте также:
Госсекретарь США посетит Кыргызстан
Украина / Праздники
Госсекретарь США посетит Кыргызстан
Продолжая просматривать сайт argumenti.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК