Забрать у частников все? Государственным становится все больше имущества
На первый взгляд может показаться, что частного имущества осталось немного, но судьба национализированных объектов остается неясной. Иногда ГКНБ или Генпрокуратура делятся информацией о дальнейших действиях, но это скорее редкость. Точные данные о количестве и стоимости национализированных активов отсутствуют, так как не существует открытой базы данных от государственных органов.
Kaktus.media проанализировала официальные сообщения и подсчитала, сколько объектов и на какую сумму было возвращено государству за последние пять лет.
Участие министерств и мэрии
В четвертом квартале 2025 года в госсобственность было возвращено 99 объектов. Наиболее активные действия госорганов были зафиксированы в октябре, когда удалось выявить почти половину объектов, которые ранее были переданы частным лицам с нарушениями. В декабре же таких случаев было значительно меньше.В числе национализированных объектов за прошлый год также оказались квартиры (55) и различные здания (18). Часто квартиры возвращаются после того, как на незаконно приватизированных участках возводятся многоэтажные дома. Снос построенных объектов не производится, однако новые владельцы передают государству жилую площадь в качестве компенсации.
Скорее всего, эти объекты будут снова проданы или переданы Государственной ипотечной компании для строительства. Примером такого подхода служит бывший Бишкекский ликеро-водочный завод, участок которого был возвращен в декабре 2024 года и оценивался в более 610 млн сомов. Он ранее принадлежал семье экс-спикера Жогорку Кенеша Чыныбая Турсунбекова, а осенью 2025 года участок был передан в уставный капитал ОАО "Государственная ипотечная компания".
Рост государственных активов
Когда в 2021 году начали появляться первые сообщения о национализации, мало кто мог предположить, к каким масштабам это приведет. Изначально речь шла о возвращении имущества в рамках серьезных уголовных дел.Процесс немного замедлился в 2022-2023 годах, но последние два года он вновь активизировался. Статистика показывает, что за год в госсобственность поступило в два раза больше объектов, чем за предыдущие четыре года.
Наиболее дорогими национализированными объектами за последние пять лет стали:
- месторождение золота Апрельское - 4 млрд 350 млн сомов;
- рынки "Оберон-Дордой" и "Оберон-Орто-Сай" - 3 млрд 889,5 млн сомов;
- араванский хлопковый завод "Ак-Була" - 3 млрд 217 млн сомов;
- АБК "Радиозавод" в Токмоке - 3 млрд сомов;
- рынок "Жума-базар" в Сузакском районе - 2 млрд сомов;
- более 60 га земельных участков сельскохозяйственного назначения в Баткенской области - 1,8 млрд сомов;
- завод "Кум-Шагыл" - 1,7 млрд сомов;
- гостиница "Ош нуру" - 1 млрд 566 млн сомов;
- месторождение ртути Улуу-Тоо - 1 млрд 246,5 млн сомов;
- центр отдыха "Симирам" - 1 млрд 84,6 млн сомов.
Как и ожидалось, наибольшее количество объектов было возвращено в Чуйской области, как по количеству, так и по общей стоимости. В то же время Таласская и Нарынская области остаются регионами с наименьшим количеством незаконно переданного в частные руки имущества — в восемь и десять раз меньше объектов соответственно по сравнению с Чуйской областью.
За последние пять лет в госсобственность вернули более 30 участков общей площадью свыше 7,5 тыс. гектаров на сумму почти 15 млрд сомов. Среди активов также имеются 55 квартир, 27 детских садов, шесть школ, 17 заводов и десять рынков. В крупных городах регулярно возвращаются здания автовокзалов, а также пансионаты, дома отдыха и детские лагеря, часть из которых становится ведомственными пансионатами для сотрудников государственных структур.
Важно отметить, что в открытом доступе нет полной базы данных по национализированным объектам, и неизвестна судьба изымаемых активов. Некоторые из них передаются Госагентству по управлению госимуществом и периодически выставляются на торги, в то время как другие возвращаются местным властям. Как эти органы распоряжаются полученными активами, остается загадкой.
В начале прошлого года предложение о проведении амнистии для определенных объектов, приватизированных с августа 1991 года по 1 января 2025 года, было внесено группой депутатов. Этот документ был принят в первом чтении только в сентябре 2025 года. После этого Жогорку Кенеш распустился, и новый состав пока не рассматривал этот вопрос.
Читайте также:
