Музыка и развлечения средневекового человека



Музыка и развлечения средневекового человека


Нам хорошо известен образ быта средневекового человека, в котором было много труда и мало отдыха. Господь велел трудиться, а церковь заставляла жить в послушании и платить за грехи. Но обыденность и серость средневековых будней не могли полностью властвовать над умами. Немецкий богослов, ярчайший представитель позднесредневекового социума, Мартин Лютер как-то сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!». Общество Старой Европы умело развлекаться.


Чувства средневекового человека: реакция



Современность знает массу характерных черт проявлений эмоций человека. Этикет и нормы поведения в обществе накладывают определённые запреты на бурные всплески радости или недовольства. Подобные выпады могут вызвать негодование и осуждающие взгляды.

Средневековье не было таким сдержанным: хохот был громогласным, слёзы неистощимыми, веселье шумным, ярость необузданной. Скромная и лукавая улыбка была характерна лишь для куртуазных мероприятий. Хронисты и художники не отмечали в своих произведениях означенные явления, а поэты и романисты брали на вооружение эти искусственные образы поведения элиты.
Однако за рамками аристократического общества Средних веков можно наблюдать жуткие жесты и гримасы, истошный рёв и широко раскрытые рты, которые разражались смехом.

Музыка и развлечения средневекового человека


Игры в Средневековье. Источник: medievalists.net

По свидетельствам многочисленных новелл, историй и произведений изобразительного искусства, смех вызывали повседневные и совершенно обыденные вещи. Неожиданное падение в людном месте, ловкая проделка, острое словцо, и, конечно же, масса зарисовок на темы ниже пояса.

Музыка и развлечения средневекового человека


Средневековый рыцарь. Источник: historynotes.info

От хохота разрывались и площади рынков, и ярмарки, и улицы, и таверны. Зато церковь смотрела на всё это с опаской и презрением: неспособность держать себя в руках — это всё проделки тёмных сил. У клириков возникал резонный вопрос: «а веселился ли Иисус Христос?». Пожалуй, они не могли знать этого по объективным причинам.

Средневековье: коллективная услада



Что несёт средневековому обществу радость и развлечения? Конечно же, праздники. Это самая главная коллективная форма получения удовольствий в социальной среде. Они, безусловно, очень ценились, их очень ждали. О поводах никто не беспокоился: их был вагон и маленькая тележка. В город въезжал господин или же на селе прошли удачные роды — честной люд закатывал пирушку.

Ну, а ритуальных или церковных дат было предостаточно: Сретенье, Пасха, Рождество, вербное воскресенье, день Иоанна Крестителя, Троица, Вознесение и т. д. Сопровождались церковные праздники либо поеданием блинов, свинины и баранины, либо хозяйственными работами: крестьяне жгли сорняки, уничтожали насекомых или животных. Конечно же, отдых был самым желанным и долгожданным явлением во всей Европе данной эпохи. На селе и в городской среде около трети суток в году были выходными. Как правило, из-за народных гуляний.

Музыка и развлечения средневекового человека


Праздничная процессия. Источник: readdurhamenglish.files.wordpress.com

А какие праздники без процессий и музыки? Люди шли по городам и весям, пели хором с инструментальным сопровождением: на подобных мероприятиях присутствовали барабаны, флейты и другие инструменты.

Сведения прежде всего относятся к церковной музыке. Средневековая музыка прошла большой путь: от римского наследия через арабское влияние до особых песен вагантов и трубадуров. Эпические произведения соседствовали с совершенно бытовыми сюжетами о любви, охоте, работе и т. д.

Музыка и развлечения средневекового человека


Праздник в городе. Источник: theatricaleffectsandstaging.files.wordpress.com

О народных праздничных песнях мы знаем не так много. А какой праздник без плясок? Средневековые миниатюры и картины авторов раннего Возрождения пестрят танцевальными сюжетами. Женщины и мужчины танцевали отдельно в своих кругах. В XV веке знатным европейцам было известно некое подобие «белого танца» — кароль.

Церковь опять же смотрела на подобные вещи сквозь пальцы и осуждала. Однако сами клирики плясали у алтаря в круге, держа друг друга за палец.

А как быть празднику без ломящегося от выпивки и яств стола, без похода в шумную таверну и, конечно же, без лихого мордобоя? Для привилегированной части населения на праздники приглашались скоморохи, кочующие музыканты и певцы, которые воспевали любовные дела и подвиги истинных рыцарей. Простой люд довольствовался драками один на один где-нибудь на городских задворках или с упоением наблюдал за процессом у виселицы.

Но всё же были и более гуманные развлечения: на площадях выступали жонглёры, трубадуры, а позднее появились и театральные представления — мистерии. Актёры на подобных мероприятиях имели достаточно свободы для того, чтобы показать все пороки и проколы местных властей, а также чтобы выделить все достоинства нравственного развития социума. Спектакли и представления были бесплатными и независимыми, однако к XIV веку городские власти взяли под свое крыло артистов, чтобы избежать придирок со стороны церковников.

Простой человек шёл вместе с процессией, распевал песни, хлопал в ладоши талантливым артистам, пил в средневековых кабаках и иногда участвовал в коллективных драках. Подобные вещи приносили ему удовольствие.

Подвижные игры средневековой Европы



Для человека эпохи Средних Веков игра — это всегда наделённая смыслом деятельность, которая могла подарить славу или деньги. И совершенно не важно, что ждало участника: бесславное поражение или головокружительная победа. Он всё равно сражался и шёл на риск и хитрости. Игра вызывала массу самых разных чувств и эмоций. Священнослужители ещё с IX века сформировали своё отношение к подобной деятельности: это бесполезное и бессмысленное занятие, отнимающее много времени, которое следовало бы посвящать молитвам.

В городах народ играл в мяч или лапту. Игра в мяч напоминала скорее современный большой теннис: шарик из соломы или шерсти перебрасывали через сетку или деревянную стенку с помощью своеобразных ракеток. Ракетки мастерили из дерева. Лапта была более массовым, командным развлечением: играли всей семьёй, цехом и даже кланом.

Средневековая лапта может показаться сейчас довольно травмоопасной: твёрдый предмет из дерева пинали руками, ногами, а иногда и палкой.

Музыка и развлечения средневекового человека


Ноты. Источник: Wikimedia Commons

А как жить без настольных игр? Особенно азартных. Широкую популярность в народной среде средневековой Европы получили кости. Играли все: от самых неказистых бедняков до крупных магнатов. Играли, разумеется, на деньги. Масло в огонь подливала окружающая игру среда: шумные таверны, алкоголь, оружие. За хитрости или жульничество можно было получить кулаком или кинжалом. Карточные игры в Европе появились лишь в XV веке на заре эпохи Великих географических открытий.

Средневековая сфера развлечений несла массу позитивной энергии, но чрезмерная эмоциональность европейского общества накладывала свой отпечаток и на неё. Праздники, игрища, пирушки могли как сблизить самых разных представителей социума, так и обострить отношения между ними.

Источники




  • Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. 1992.

  • Фоссье, Робер Люди средневековья / Пер. с франц. А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова, И.А. Эгипти. 2010.

  • Пастуро, Мишель Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. 2001.

  • Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. 2005.



Алексей Медведь