Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды

Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды


Недавно я заметил кое-что странное на Google Maps: фотографии, касающиеся войны в Сирии, были прикреплены к локации дипломатических миссий России. Вместо обычных фотографий зданий и архитектурных комплексов, фото интерьеров или историй об этих местах, локации включали в себя фотографии разрушенных сирийских городов, изображения раненных гражданских и жителей домов, извлекаемых из под обломков этих домов, а также оскорбления российского и сирийского президентов.


При ближайшем рассмотрении оказывается, что локации принадлежат российским посольствам и консульствам в странах Европы, Северной Америки и Ближнего Востока. И речь идёт не об одной и двух фотографиях, а о нескольких десятках файлов, загруженных под видом публичных фото российских дипломатических ведомств.

Грязная игра


Подобные фотографии можно найти прикреплёнными к локации консульства России в Стамбуле:
Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды


Вот что сопровождает локацию российского посольства в Берлине:

Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды


Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды


Вот что можно найти на локации российского консульства в Нью-Йорке:

Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды


И российского посольства в Оттаве:
Лживые карты как инструмент антироссийской пропаганды


Количество загруженных фотографий и видео даёт понять, что случайный выбор неправильной локации или случайное нажатие не той кнопки здесь ни при чём. Речь идёт о нацеленных и скоординированных действиях враждебного характера.

Простой анализ ситуации показывает, что это попытка дискредитировать образ России в глобальном инфополе посредством использования множества аккаунтов Google. В конце концов, прикрепление подобных материалов к локациям зданий дипмиссий — это вандализм сродни рисованию граффити на стенах или забрасывания объектов в запрещённые зоны.

Однако, когда речь идёт о зарубежных представительствах страны, подобные действия, несомненно, несут характер политического демарша, сравнимого с пикетами, демонстрациями и целыми комплексами политических мероприятий подобного толка.

Тем не менее, в большинстве стран действуют законы, касающиеся пикетов и демонстраций рядом с дипломатическими зданиями. Это обусловлено мерами по обеспечению их защиты (особенно от явно враждебного поведения демонстрантов), закреплёнными в международных договорах.

В Интернете таких правил нет. И в то время, как интернет-сервисы проникают в каждый аспект нашей повседневной жизни, Google и другие гиганты сферы информационных технологий, делают всё, чтоб предотвратить создание подобных правил. Они утверждают, что эти правила подвергнут опасности права и свободы людей, но на самом деле это не более, чем защита собственных коммерческих и стратегических интересов. Ведь любые правила ведут за собой ограничения и потерянные возможности как в плане прибыли, так и в плане распространения влияния.

Защитники прав человека против Google


За последние несколько лет существенно возросло количество судебных исков к Google в разных странах, где компания нарушила экономическое законодательство. В декабре 2019 французский суд оштрафовал Google за нарушение правил конкуренции. Это случилось сразу после того, как корпорация выплатила французским властям миллиард евро ради прекращения расследования случаев мошенничества. В январе 2019 Еврокомиссия обязала Google выплатить почти полтора миллиарда евро за злоупотребление своим доминирующим положением на рынке.

Но самое удивительное то, что в конце 2019 года так называемые защитники прав человека ополчились на Google и Facebook: «Модель бизнеса Google и Facebook угрожает правам человека» – гласит отчёт Amnesty International. «Эта модель бизнеса, основанная на тотальной слежке, предлагает пользователям сделку Мефистофеля, по условия которой наслаждение правами человека онлайн возможно только при условии отдачи их системе, построенной на их нарушениях». Отчёт содержит в себе ряд рекомендаций государствам по поводу строгих законодательных ограничений работы компаний во избежание нарушений прав человека.





Это приводит нас к вопросу о том, почему организация, всю свою историю боровшаяся против нарушений прав человека государствами так яростно взывает уже к государствам ввести регуляции Интернета, доступ к принципам внутренней политики компаний и тщательный анализ алгоритмов работы медиа-платформ.

Не секрет, что Amnesty International часто использовалась американскими разведывательными структурами как элемент воздействия американской «мягкой силы». То же касается Greenpeace, WWF и прочих организаций по «защите прав человека» и «охране окружающей среды». Поэтому если разведсообщество начало атаку на ключевые фигуры IT-индустрии внутри США, это должно иметь существенные причины.

Маловероятно, что поборники прав человека не читали откровений Эдварда Сноудена несколько лет назад или что они не слышали об опубликованных на WikiLeaks материалах о повсеместной слежке ЦРУ или серии документов Vault 7. Они защищают Джулиана Ассанжа, запертого в посольстве и крайне удобно обвинённого в изнасиловании.

Они даже упоминают открытия Сноудена 2013 года. Но свою кампанию они начали лишь в конце 2019. Где они были до этого?

Да, Google, Facebook, Instagram, Whatsapp и YouTube пристально следят за миром. Разумеется. Помимо этого, они манипулируют своей аудиторией, создавая «информационные пузыри» и запирая в них свою аудиторию. Но это было известно и десять лет назад. Известно было и то, что они следили за пользователями и передавали результаты слежки правительству США в соответствии с Патриотическим актом 2001 года и Актом свободы 2015 года.

На протяжении последнего десятилетия это волновало очень мало кого в США.

Но за последние два или три года стало ясно, что Интернет неподконтролен его американским создателям. Свобода слова, провозглашённая одной из ключевых ценностей Запада, всё ещё существует на просторах Интернета. После того, как она была вытравлена из западных СМИ, она так неудобно и неожиданно всплыла в Интернете. Каждому редактору и журналисту объяснили, как нужно делать их работу, а тех, до кого не дошло, выдавили из профессии. Сейчас центральные СМИ более-менее подконтрольны и делают то, что велено: проталкивают права ЛГБТ, глобальное потепление, Грету Тунберг, прибытие мигрантов в Европу, химатаки в Сирии, российское вмешательство в американские выборы, протесты в Гонконге, и вообще всё, что ложится в рамки текущей политической повестки.

На фоне череды провалов «мягкой силы» и коллапса западного либерализма мы видим ужесточение цензуры во имя защиты столь долго и тщательно возводимой машины пропаганды.

Цензура или борьба с фейковыми новостями


Есть причина, по которой цензуру не называют цензурой. Существует табу возрастом в сотни лет. Нужны иносказания, эвфемизмы. Например, из ниоткуда возникла масштабная борьба с фейковыми новостями, распространяемыми «плохими» СМИ, поддерживаемыми «плохими» правительствами. Но западные СМИ в действительности являются главными производителями фейковых новостей и используют этот ярлык, дабы клеймить всё, что не укладывается в рамки их идеологической модели. Под предлогом борьбы с фейковыми новостями в западных СМИ вводится цензура и контроль над инфополем.

IT-гиганты ни в коем случае не являются идеологическими врагами США. Они сами по себе американские до мозга костей, они чрезвычайно преданы правительству США и выступают в роли носителей и распространителей либеральной идеологии по всему миру. Их топ-менеджеры вовлечены в любое предприятие американских спецслужб, где задействована секретность, они имеют огромную сеть контактов и пользуются покровительством Пентагона, ЦРУ и АНБ, они ежесекундно передают терабайты пользовательских данных разведслужбам, и они причастны к актам информационной агрессии вне США. Они входят в арсенал американских стратегических средств атаки на Китай, Россию, Иран, Сирию, Йемен, Саудовскую Аравию, Турцию, Северную Корею, Венесуэлу и массу других стран.

Но внутри США существует раскол, страна разделена. «Неожиданная» (вопреки всем предсказаниям и офлайн-опросам) победа Трампа в 2016 и перспектива её повторения в 2020 лишь усугубляет этот раскол. Идёт битва за Интернет как за самую мощную платформу для распространения политического влияния.

Игроки медиарынка тоже понимают это и изо всех сил пытаются вырваться вперёд, заслужив благосклонность спецслужб. Особенно очевидным их рвение стало в конце прошлого года. Facebook объявил о своём «тесном сотрудничестве» с ФБР, которое, очевидно, позволило соцсети раскрыть и уничтожить 50 сетей «скоординированного недостоверного поведения». Google также пытается проявить себя достойным новых вызовов. Выяснилось, что как минимум с февраля 2019 компания внедряла программу по борьбе с дезинформацией. Также у Google есть своя команда по раскрытию и удалению аккаунтов, распространяющих эту дезинформацию. В дополнение к этому поисковый гигант намерен бороться с фейковыми новостями путём показа плашек с информацией из Википедии.
Но, похоже, даже Википедия неспособна помочь Google бороться с фейками на их собственном картографическом сервисе.

Илья Титов
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: