История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии



История Ставропольской и Невинномысской Епархии


История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии

Епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году и тогда именовалась Кавказской и Черноморской.

Ко времени открытия епархии (первый епископ — Иеремия (Соловьёв)) в Кавказской области было 126 церквей и 180 причтов, а в Черномории 66 церквей и 96 причтов.

За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре была устроена духовная семинария (1846), развёрнуто строительство храмов.

Обратите внимание

При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафадоре (Преображенском) (на кафедре с 1893 по 1919) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в Ставрополе в мае 1919 года состоялся Южно-Русский собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (впоследствии оформившееся как Русская православная церковь заграницей).

В 1920-е — 1930-е года в епархии была разрушена или отобрана у верующих большая часть храмов; в Ставрополе осталась лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати при населении 45 тысяч человек. С 1936 по 1943 в епархия не существовала.

Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связывается с именем митрополита Антония (Романовского, на кафедре в 1943—1962 гг.). Часть храмов снова была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария.

После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза; была возрождена Ставропольская Духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады; возрождение проходило в архиерейство поставленного на кафедру 1991 году митрополита Гедеона (Докукина).


28 декабря 1998 года территория Дагестана и Азербайджана вошла в восстановленной тогда Бакинскую и Прикаспийскую епархию.


В 2011 году Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и три южных района Ставропольского края переданы Пятигорской епархии, Ингушетия, Северная Осетия, Чеченская Республика тогда же переданы Владикавказской епархии.

Прежние наименования Епархии

Кавказская и Черноморская (17 июля 1842 — 30 июля 1867) Кавказская и Екатеринодарская (30 июля 1867 — 8 марта 1886) Ставропольская и Екатеринодарская (8 марта 1886 — 5 октября 1916) Кавказская и Ставропольская (5 октября 1916—1922) Ставропольская и Кубанская (1922—1934) Ставропольская и Донская (1935—1943) Ставропольская и Пятигорская (1943—1945) Ставропольская и Бакинская (1945—1994) Ставропольская и Владикавказская (1994—2011)

Ставропольская и Невинномысская (с 22 марта 2011)

Ставропольская и Невинномысская епархия


История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии



№15 (672) / 9 апреля ‘12


Епархия

Дата рождения: 5 августа 1963 г.
Дата хиротонии: 29 ноября 2009 г.
Дата пострига: 1989 г.
День ангела: 24 мая.


  • Родился в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен в храме Святой Троицы г. Миасса. В 1970 г. поступил в среднюю школу г. Миасса. В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской обл.

  • В 1981–1983 гг. проходил службу в рядах Вооруженных Сил.

  • В 1984 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен Священноначалием на обучение в Софийскую Духовную академию (Болгария).

  • В 1989 г., по благословению архиепископа Александра (Тимофеева), пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В этом же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее – во иеромонаха.

  • В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской Духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии.

  • В 1993 г., по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) и решением Священного Синода, назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского Духовного училища.

  • В 1994 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена.

  • В 1995 г. решением Священного Синода назначен ректором Нижегородской Духовной семинарии.

  • С 1996 г. – председатель Отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии.

  • В 2000 г. митрополитом Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита.

  • В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской Духовной академии и получил степень кандидата богословия.

  • В 2004 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской Духовной семинарии, председателя Отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов.

  • В 2006 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием назначен ректором Выксунского Духовного училища.

  • С 2005 г. – профессор, а затем член-корреспондент Международной славянской академии.

  • Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 83) избран викарием Московской епархии с титулом Павлово-Посадский.

  • 29 ноября 2009 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Павлово-Посадского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

  • Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 140) утвержден в должности наместника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.

  • Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 8) назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

  • С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние).

  • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Ставропольскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.


Образование:


  • 1988 г. – Московская Духовная семинария;

  • Софийская Духовная академия;

  • Московская Духовная академия (кандидат богословия).


Награды:


  • орден Блгв. Кн. Даниила Московского III ст.


Из истории епархии


С 1602 г. Северный Кавказ был частью Астраханской епархии. В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской, с кафедрой в Ставрополе. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов).


Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843–1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857–1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862–1872; местночтимый святой).

В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра – с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии).

Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893–1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г.

Важно

Временного высшего церковного управления на юго-востоке России из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия, ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства.

В историческом заседании Управления участвовал Владыка Агафодор.



В 1920–1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов, в среднем каждый из архиереев занимал кафедру около года, после чего подвергался репрессиям. Большая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

Возрождение церковной жизни связано с именем митрополита Антония (Романовского; 1943–1962 гг.) В годы его Архипастырства ряд храмов был открыт, возрождена Ставропольская Духовная семинария. После включения в состав Ставропольской епархии приходов в Азербайджане она стала именоваться Ставропольской и Бакинской. В годы хрущевских гонений семинария и многие храмы были закрыты.

В 1990 г. на кафедру был назначен митрополит Гедеон (Докукин; 1990–2003). В епархии оживилась церковная жизнь: значительно выросло количество приходов (за 20 лет – в четыре раза), была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии, школы и детские сады.

26 февраля 1994 г. учреждена викарная кафедра в Баку.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 1995 г. из состава Ставропольской епархии были выделены приходы Элистинского благочиния, образовавшие Элистинскую и Калмыцкую епархию.

Решением Синода от 28 декабря 1998 г. учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия, в которую вошли приходы Азербайджана, Дагестана и Чечни (26 декабря 2003 г.

приходы в Чеченской Республике были возвращены в Ставропольскую епархию).

В настоящее время епархия включает территории Ставропольского края и северокавказских республик: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Севернойя Осетии – Алании и Чечни (частично).

Краткая справка


Дата создания епархии: 1842 г. (по др. сведениям – 1843 г.).

Выделена из состава Ставропольской и Владикавказской епархии решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13). Объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви Ставропольского края (за исключением Кировского, Минераловодского и Предгорного районов).

Адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 157.
Телефон: (8652) 35-51-63
Факс: (8652) 35-82-25
E-mail: [email protected]

Восстанавливают святыню


Полтора столетия назад наши предки построили в Ставрополе кафедральный собор в честь Казанской Иконы Божией Матери – главный православный храм Северного Кавказа. Под стать красавцу собору построили рядом колокольню – самое высокое сооружение в городе на протяжении века.

В период антирелигиозных гонений собор уничтожили. Но память о святыне осталась в сердцах людей, и, когда это стало возможным, начались подготовительные работы по воссозданию Казанского собора.

27 сентября 2004 года на Крепостной горе был торжественно заложен первый камень в основание возрождаемой святыни. За четыре года удалось построить здание собора и водрузить на него купола.

Ведется и восстановление 76-метровой колокольни.

Монастырь



  • Иоанно-Мариинский женский: 355000, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 233; тел. (8652) 39-00-59.


Под благодатным Покровом


«Было ясное, погожее утро 1 октября 1825 года (14 октября по новому стилю). В чистом, по-осеннему прозрачном воздухе носились тысячи легких серебряных паутинок.

Одетые по-праздничному казаки Хоперского полка с семьями, во главе с атаманом, собрались вместе на большой площади в центре предполагаемой новой станицы.

Священник чинно и торжественно отслужил молебен с водоосвящением, а затем окропил святой водой всех собравшихся и землю… В день Покрова Пресвятой Богородицы место новой станицы было освящено, а территория ее, по заведенному обычаю, опахана плугом…».


Так в книге «История храма Покрова Пресвятой Богородицы», выпущенной два года назад и уже ставшей раритетом, описывается основание станицы Невинномысской.

Совет

Не зря много лет День города в Невинке празднуется под девизом «Под благодатным Покровом» – без возвращения к традициям предков, к истокам не могут стоять государство, регион, город. В свое время богоборческое лихолетье не миновало Невинномысска.

В 1934 году в тогдашней станице величественную Покровскую церковь, с которой и начался город, разрушили. Но веру порушить было нельзя. Уже через полтора года верующие приобрели дом, ставший молельным.

И только спустя десятилетия, в 1988 году, началось возведение нынешнего Покровского храма. Окончательная постройка завершена в 1998 году. Сегодня собор Покрова Пресвятой Богородицы (достоинство собора получено девять лет назад) является украшением Невинномысска.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Память – 30 апреля

Имя святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского и Кавказского, сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества.

Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, Архипастырь, он известен всему цивилизованному миру как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры.


Владыка Игнатий был третьим по порядку епископом Кавказским и Черноморским. Внешние условия религиозной жизни в этой недавно учрежденной огромной епархии чрезвычайно отличались от всего того, с чем ему приходилось иметь дело до назначения на Кавказ.

Продолжалась Кавказская война, благодатная земля обагрялась людской кровью, отовсюду слышались плач и стон. Многонациональный и разноверный состав местного населения был причиной возникновения множества таких вопросов церковно-административного характера.


Важнейшую свою задачу святитель видел в апостольском служении пастве, в укреплении здесь Православия.


Преосвященный Игнатий придавал большое значение строительству в епархии храмов Божиих. Его заботами в 1859 году основанная первым епископом Кавказским Иеремией Иоанно-Мариинская община была преобразована в монастырь.

В этой же обители в 1861 году Преосвященный Игнатий заложил новый Покровский храм. Владыка вместе с губернским архитектором Воскресенским сам составил проект храма в селе Новогригорьевском, ставшего украшением епархии.

В 1860 году Владыка Игнатий выдал храмоздательную грамоту на строительство в Моздоке нового храма в честь находящейся в этом городе и глубоко почитаемой на Кавказе чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Обратите внимание

По благословению святителя, за два года (1859 – 1860) была сооружена по проекту П. Воскресенского уникальная колокольня Ставропольского кафедрального собора Казанской Иконы Божией Матери.

Недолго – менее четырех лет – управлял Преосвященный Игнатий Кавказской епархией, но это время промыслительно совпало со многими важными событиями в жизни Кавказа. В августе 1859 года был пленен имам Шамиль. В 1860 году Кавказская линия была разделена на Кубанскую и Терскую области. В 1861 году началось заселение закубанского края.

Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь, куда после удовлетворения прошения он и выехал 13 октября вместе с несколькими преданными учениками.

Неоценимо значение сочинений святителя Игнатия, – живого опыта деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви.


Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 г.). Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии. Частица их была принесена в Ставрополь Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Кавказ в августе 1994 года.


Web-сайт Ставропольской и Невинномысской епархии: www.stavropol-eparhia.ru

В регентскую школу ставропольской и невинномысской епархии


История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии




ПРАВИЛА ПРИЕМА

· Регентская школа – специальное учебно-воспитательное заведение Ставропольской и Невинномысской епархии, целью деятельности которого является создание условий для профессиональной подготовки регентов, псаломщиков и певчих для приходов Русской Православной Церкви.

· В Регентскую школу (далее РШ) принимаются лица женского пола, имеющие среднее (полное) общее и среднее (неполное) общее образование.

Наличие музыкального образования желательно (детская музыкальная школа, музыкальное училище, музыкальный ВУЗ и проч.). Срок обучения в РШ – 2 года 10 месяцев.

На все время обучения бесплатно предоставляются жилье в общежитии и полный пансион (завтрак, обед, ужин). Успевающим студентам выплачивается стипендия.

· От поступающих требуется осмысленное знание наизусть следующих молитв:

а) начальных: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе ”, Трисвятое по “Отче наш…”, “Приидите, поклонимся…”;

Важно

б) утренних: “От сна восстав…”, “Боже, очисти мя, грешнаго…”, Ангелу-Хранителю;

в) вечерних: “Боже Вечный…”, “Вседержителю, Слово Отчее…”, “Благаго Царя Благая Мати…”, Ангелу-Хранителю;

г) Божией Матери: “Богородице Дево, радуйся…”, “Достойно есть…”, “Взбранной Воеводе…”, “Милосердия двери…”, “Не имамы иныя помощи…”;

д) Символ Веры. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением. Десять Заповедей. Заповеди блаженства. Тропари и кондаки двунадесятых праздников. Тропари и кондаки дневные. Тропарь и кондак своему святому. Тропарь святителю Игнатию Кавказскому. Псалмы 50-й и 90-й.

· Абитуриенты обязательно должны иметь навык чтения богослужебных книг на церковнославянском языке и опыт пения на клиросе в храме.

· Поступающие проходят собеседование, медицинскую комиссию и сдают следующие вступительные экзамены:

1. Устный экзамен

(I. В объеме учебника «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского – Закон Божий, История Церкви, Основы православного богослужения.

II. Чтение церковнославянских текстов.

III. Молитвы);

2. Экзамен по специальности

(цель экзамена – выявление музыкальных данных у абитуриента. Поступающий должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на фортепиано, спеть 3-4 тропаря (кондака) двунадесятым праздникам, или любые другие песнопения из богослужений Всенощного бдения и Литургии, знать основы музыкальной грамоты, иметь навык чтения нот с листа);

· Во время сдачи вступительных экзаменов абитуриенты проживают в общежитии Регентской школы в соответствии с распорядком дня Духовной школы.

· Для поступления в Регентскую школу необходимо предоставить в канцелярию Школыследующие документы:

1) рекомендацию приходского священника по образцу, установленному Учебным Комитетом при Священном Синоде (для иноепархиальных – рекомендацию Епархиального Архиерея);

2) копия паспорта, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство (для иностранцев также и копия заграничного паспорта);

3) свидетельство о рождении;

4) копия военного билета (приписного свидетельства) с отметкой о постановке на воинский учёт;

5) справку от врача о состоянии здоровья (форма 086 У) с данными флюорографического обследования и профилактическими прививками;

6) справка от психиатра;

7) справка от нарколога;

8) копию полиса обязательного медицинского страхования;

9) документ (документы) об образовании;

10) справку с места жительства о составе семьи;

Совет

11) копия свидетельства о регистрации брака и свидетельство о Венчании (для состоящих в браке);

12) справку о крещении;

13) две фотокарточки (6х8); две фотографии (3х4);

14) автобиографию (написанную собственноручно);

15) анкету (заполняется при сдаче документов);

16) прошение на имя Директора о зачислении в Духовную школу (заполняется по образцу);

Прием документов по 20 августа.

Заезд в РШ 22 августа.

· Абитуриенты по прибытии должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство (для иностранцев также паспорт и копия заграничного паспорта с отметкой визы пребывания в России), а также обязательно иметь при себе полис медицинского страхования.

· Телефоны для справок: Регентская школа: 8-928-311-23-54;

· Адрес: Регентская школа Ставропольской и Невинномысской епархии – город Ставрополь, ул. Партизанская, 1.


Ставропольской епархии исполняется 170 лет


История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии



Указом императора Николая I в январе 1843 года первым епископом Кавказским и Черноморским был назначен викарий Киевской митрополии епископ Чигиринский Иеремия (Соловьев). Было определено архиерейскую кафедру основать в городе Ставрополе.

Вскоре начальник Кавказской области генерал-лейтенант В.

Гурко уведомлял министра внутренних дел: «Преосвященный Иеремия, епископ Кавказский и Черноморский прибыл в город Ставрополь 10 апреля и вступил в священнодействие, а 18 числа открыта здесь его преосвященством Епархиальная Консистория».

День прибытия владыки в Ставрополь выпал на Великую субботу. Свою архипастырскую деятельность он начал торжественным богослужением в первый пасхальный день в Троицком соборе, объявленном кафедральным.


С учреждением Кавказской епархии и прибытием правящего епископа Ставрополь приобретает новое значение – не только военного центра (был разгар Кавказской войны), но и средоточия духовной жизни на Северном Кавказе.


Владыка Иеремия в своих проповедях заговорил о сооружении храмов, развитии христианского просвещения в Кавказском крае и миссионерской работе среди горцев, об организации просветительских и благотворительных учреждений.



В фондах Государственного архива Ставропольского края имеются документы о деятельности духовного ведомства на Ставрополье за 1801-1919 годы, в т.ч. ведомости о церквях, монастырях, послужные списки священнослужителей, данные об открытии церковно-приходских школ, училищ, о крещении инородцев и многое другое.

В отчете о состоянии епархии за 1858 год епископ Игнатий так характеризовал местное духовенство: «В характере духовенства кавказского замечены особое радушие, странноприимство (странноприимник – скиталец, богомолец. – Е.Г.), откровенность. Между священников много отличного достоинства людей. Духовенство вообще в определении богослужения и назидании пасомых неленостно…».




Обратите внимание

Архивные документы свидетельствуют: церкви были не безразличны события, происходящие в государстве. Сохранились сведения о том, что во время Русско-турецкой вой-ны 1877-1878 годов духовенство принимало активное участие в делах Общества попечения о больных и раненых воинах (впоследствии – Общества Красного Креста).

«20 числа сего ноября, – пишет протоиерей Вознесенской церкви села Прасковея Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии Федор Поспелов в рапорте Кавказской духовной консистории 30 ноября 1877 года, – совершив в означенной церкви благодарственное Господу Богу молебствие о победе, одержанной российскими войсками над войсками турецкими и о взятии крепости Карса, я объяснил прихожанам, при том бывшим, многочисленные нужды военного времени, неизъяснимые труды и подвиги самоотвержения воинов, а в особенности тяжкое положение воинов раненых и больных, и затем пригласил причт и прихожан к пожертвованиям в пользу последних, то есть больных и раненых воинов. Вследствие сего собрано мною с записью на предлагаемом жертвователям подписном листе от 20 по 30 сего ноября сто четыре рубля и двадцать копеек серебром, каковые при сем имею честь препроводить в Консисторию для отсылки по назначению».

Настоятель Сретенской церкви села Благодарного священник Андрей Боздренко представил в Духовную консисторию собранные в пользу больных и раненых следующие пожертвования: холста 380, бязи 225, ситцу 14,5 аршина, 37 рушников, 20 женских рубах, 1 платье и 9 юбок, 5 сподников, 17 платков, 15 фунтов ниток, 6 пар мужских башмаков, 83 пары чулок, 28 овчин, 18 овчинных шуб и 50 рублей деньгами. И таких рапортов десятки.

Немалое содействие оказывали священнослужители работе оспенных комитетов, составляли по приходам ведомости прививок от оспы, разъясняя их необходимость, принимали участие в ликвидации эпидемий холеры и сыпного тифа.

В период Первой мировой войны многие священнослужители обращались к своему руководству с просьбой отправить их в действующую армию.


Вот что пишет 1 ноября 1914 года архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору настоятель Дмитриевской церкви села Летницкого Ставропольской губернии священник Вячеслав Запорожцев: «Имея искреннее желание послужить своими силами церкви и Родине в настоящее тяжелое время, покорнейше прошу архипастырского благословения и разрешения Вашего на поступление священником в одну из воинских частей действующей армии…». Из послужного списка узнаем, что отцу Вячеславу в то время было 36 лет.


Тридцать послушниц Иоанно-Мариинского женского монастыря города Ставрополя изъявили желание работать в качестве сестер милосердия на фронтах Первой мировой войны. Среди них Мария Татаренкова, Прасковья Лавлинская, Матрона Бережнова, Анна Звягинцева, Софья Волкова и другие.

Неоценима заслуга духовенства в деле народного образования. Еще из летописей известно, что первые училища на Руси возникли при церквях, первыми учителями народа были духовные лица.

Священнослужители учили чаще всего безвозмездно, в своих домах и церковных сторожках, на свои средства приобретали книги, пособия. Первоначально в деле организации приходского образования помощи со стороны государства не было.

Важно

13 июля 1884 года императором Александром III утверждено положение о церковно-приходских школах, в котором отмечалось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания».

Приходские училища стали получать помещения, оборудование, вознаграждения учителям, учебные программы и учебники, осуществлялся надзор за ходом обучения.

В 1909 году в епархии насчитывалось 709 приходских школ, в том числе 132 мужских, 138 женских и 439 смешанных. В них обучались около 40 тысяч детей.

Ценнейший исторический материал представляют метрические книги, содержащие статистико-демографическую, социально-правовую информацию. Это поистине незаменимые документы при генеалогических исследованиях. Например, точную дату рождения нашего земляка писателя И.

Сургучева удалось установить по метрической книге Троицкого собора города Ставрополя. Илья Дмитриевич родился 16 (крещен 18) февраля 1881 года.

Родители: «Калужской губернии, Тарусского уезда, Кореевской волости, сельца Ишутино крестьянин Дмитрий Васильев Сургучев и жена его Соломония Петрова, оба православные».

Немалый интерес представляют творческие материалы священников. Составленные ими катехизисные (катехизис – от греческого «наставление, беседа») поучения свидетельствуют об их образованности, стремлении совершенствовать богослужение.

Священники, получившие образование в семинариях, обязывались произносить проповеди своего сочинения, тексты же предварительно проходили цензуру. Для этого в Ставрополе из лиц с высшим духовным образованием был создан особый комитет.



Совет

Несмотря на догматы, каждая проповедь носит, несомненно, творческий характер, имеет отпечаток личности автора.

Нетрадиционно начинает свое поучение, посвященное новому, 1888 году, священник села Новокубанского Павел Грищенко: «Жить – мучиться, а умирать не хочется! Ибо смерть грешника люта.

Каждый поэтому радуется Новому году, и нельзя не радоваться нам и не приветствовать взаимно друг друга с Новым годом, с новым счастьем!..». На полях – замечание представителя комитета: «С пословицы начинать поучение непозволительно».

В дореволюционные годы на Ставрополье было широко известно имя миссионера протоиерея Симеона Никольского, который являлся пожизненным членом общества восстановления христианства на Кавказе.


В архиве хранятся тексты его проповедей, а также рукописный сборник 34 духовных стихотворений брата о. Симеона – Дмитрия Никольского, тоже священника.


В сборнике есть стихи, посвященные христианским праздникам, философские, лирические: «Святая неделя Пасхи», «Утренняя заря и восход солнца», «Божественная любовь к миру», «Цветок на гробе друга».

К началу революционных событий 1917 года в Ставропольской епархии, изменившейся структурно, практически в каждом населенном пункте был храм, часто не один. В Ставрополе действовало 26 православных церквей, в это число входили домовые и монастырские. В городе работали духовное училище и единственная на Юге России Ставропольская духовная семинария.

Отрадно, что сегодня возрождаются храмы, монастыри и слышится звон колоколов на Ставрополье, как и на дальних просторах всего нашего Отечества, а служители церкви стремятся продолжить лучшие традиции, заложенные их предшественниками.

главы Ставропольской митрополии митрополита Ставропольского и Невинномысского – PDF


История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии



ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ЕПИСКОПА БУЗУЛУКСКОГО И СОРОЧИНСКОГО АЛЕКСИЯ пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Бузулукской епархии 2018 Сердечно приветствую вас, возлюбленные о Господе отцы,

Подробнее

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

Подробнее

Пасха в кубанской семье. Творческая работа ученицы 8 класса Саламаха Виктории. Учитель кубановедения Галкина В.В К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному

Подробнее

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО РОСТИСЛАВА архиепископа Томского и Асиновского духовенству, монашествующим и мирянам Томской епархии. Град Томск 2012 год Возлюбленные о Господе всечестные отцы,

Подробнее

Евангелие от Матфея 110 Помыслите о Претерпевшем Мф 20:17-19 Мф 16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников

Подробнее

Рождественское послание ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО РОСТИСЛАВА митрополита Томского и Асиновского ГРАД ТОМСК «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф, 1,23)

Подробнее

Урок 13, 31 марта 2018 И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Петра 2:12) Непосредственная

Подробнее

20 апреля 2014 года Выпуск 20 Наш сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Наш сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Пасхальное послание преосвященнейшего Иннокентия, Епископа Нижнетагильского

Подробнее

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Орской епархии Русской Православной Церкви 2014/2015 И мира Его несть предела,

Подробнее

Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2 5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего

Подробнее

Рождественское послание ГЛАВЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ МИТРОПОЛИИ МИТРОПОЛИТА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО И СУРГУТСКОГО ПАВЛА. ВСЕЧЕСТНОМУ ДУХОВЕНСТВУ, ПРЕПОДОБНОМУ МОНАШЕСТВУ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЙ МИТРОПОЛИИ.

Подробнее

1 год 1 четверть БЛАГОСЛОВЕНИЕ ключевое слово четверти. 1. Библия источник благословения. 2. Автор и соавторы Библии. 3. Истинность Слова Божия. 4. Бог лишает благословения. 5. Божье милосердие и долготерпение.

Подробнее

Урок 1 Вы начали новую жизнь Что происходит, когда гусеница становится бабочкой? Как семя превращается в могучее дерево? Управляют этими процессами и производят эти изумительные перемены законы природы.

Подробнее

Евангелие Евангелие 1. Содержание благой вести. Часто верующий человек не зная как объяснить Евангелие и пытаясь объяснить человеку о спасении может говорить о многих важных вещах, но при этом не дает

Подробнее

Тема: Кубанский пасхальный благовест Цель: – вызвать интерес к православным праздникам. – дать конкретные знания из истории христианства. – воспитывать желание знать как можно больше о кубанских традициях.

Подробнее

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Ин. 4:23). БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С САМАРЯНКОЮ В озвращаясь из Иудеи в Галилею,

Подробнее

2 Фессалоникийцам 1:1 1 2 Фессалоникийцам 1:12 Второе послание к Фессалоникийцам 1 Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2 благодать вам и мир от Бога

Подробнее

Ах в этой бурной жизни Благодарные сердца Благодатная скала Благословений потоки Ближе Господь к тебе Бог есть любовь Бог любит малых воробьев Бог мой храни меня Бог явился во плоти Боже жизнь возми Боже

Подробнее

Архимандрит Андрей (Конанос) Веруете ли вы в Воскресение Господне? Адаптированный перевод с греческого протоиерея Сергия Тишкуна В эти пасхальные дни мы являемся участниками великого чуда и огромной радости.

Подробнее

Цель: Воспитание здоровой, гармоничной личности, способной преодолеть жизненные препятствия через приобщение детей к народным традициям (народному празднику веками отработанному способу единения людей

Подробнее

В этот день мы желаем не только препоручить Богу наших усопших, но и обновить нашу веру в воскресение со Христом, победившим смерть. Вера наша заключена в словах Господа Иисуса, сказавшего: «Я есмь воскресение

Подробнее

26 апреля 2014 года Выпуск 21 Крестный ход с Благодатным огнем Благодатный огонь, который считается одним из чудес православного Христианства, сошѐл в Великую Субботу, в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Подробнее

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского, боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской Ми т ро по лии 2014

Подробнее

Серия проповедей «Сообщество веры» Часть 1 Единое основание Ин 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 1Ин 5:1 Всякий

Подробнее

Сердечко всё изранено! стихи о Духе Святом СЕРДЕЧКО ВСЁ ИЗРАНЕННО! Христианские стихи о Служении Богу в Духе Святом, для всех Христиан, и Церквей Пятидесятницы, Ревнующих о “Рождении Свыше!” Сердечко –

Подробнее

Пребывая в РАДОСТИ С БОГОМ Дорогие наши друзья, мы вновь приветствуем вас и хотим сообщить о наших радостных новостях. По милости Божьей и благодаря вашим молитвам за последний месяц у нас состоялось несколько

Подробнее

Открытый урок по ОРК СЭ в 4 классе. Тема: “Пасха” Разработала: учитель начальных классов Вернадовского филиала МБОУ Пичаевской СОШ Цель: осознание важности праздника православных христиан, смысла их веры,

Подробнее

Пасха.ВоскресениеХристово. Рождество Христово ( 7января) Крещение Господне ( Святое Богоявление) (19 января) Преображение Господне ( Яблочный Спас) (19 августа) Пасха (Светлое Христово Воскресение) Благовещение

Подробнее

Возраст 4-6 лет Год занятий первый Цикл 5 Библейские повествования из жизни Иисуса Христа Тема: Урок 43 Цель: Золотой стих: Практическая цель: Показать детям, что мы должны благодарить Бога за Его Сына

Подробнее

Молитвенное служение ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОЛИТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ Благодарим Вас за желание присоединиться к команде служителей церкви «Благая весть онлайн». Наша команда состоит из людей, живущих в разных

Подробнее

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви Учебный предмет ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ 2 класс Рабочая программа раздела учебного предмета

Подробнее

Участие в Вечере Библейский подход или Как правильно участвовать в Вечере 1 Кор 11:23-32 Лук 22:7-8 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], 8 и послал [Иисус] Петра

Подробнее

Могут ли христиане иметь сейчас вечную жизнь и не потерять ее? Вечная жизнь есть «дар Божий во Христе Иисусе, Господе нашем». Она обещана тем, кто поверит в нее. 25 Обетование же, которое Он обещал нам,

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» г. Сыктывкара Составитель: Мальцева А. В., воспитатель высшей квал. категории Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Пасха,

Подробнее

Рабочая программа по основам православной культуры для 2 класса разработана на основе 2 раздела программы А.В.Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев

Подробнее

МИТРОПОЛИТА УЛАН- УДЭНСКОГО И БУРЯТСКОГО 2018 Опять рассеивается тьма, опять является свет ( свт. Григорий Богослов) Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все боголюбивые чада Улан-Удэнской

Подробнее

3 Ин. 1 Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. 3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли

Подробнее

1 Одесса_Экзауди_2016 8 Мая Ефес.3:14-21. «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши», (Ефес.3:16,17). Мы часто слышим

Подробнее

Урок 6 Спасение Я сидел в маленьком домике девяностопятилетней Амалии, и она рассказывала мне, как приняла Иисуса своим Спасителем. Однажды, много лет назад, она оказалась у дверей одной церкви. Она боялась

Подробнее

ЧАСОВ В ЧЕСТЬ БОЖЬЕГО МИЛОСЕРДИЯ М.: Ежи Коско УТРЕНЯ С.: Ежи Коско, о. Станислав Вежбица SAC П.: Игорь Баранов, Елена Пушкар C. Поспеши, Боже, избавить меня. В. Поспеши, Господи, на помощь мне. С. Милосердие

Подробнее

Урок 7 У вас есть Помощник К этому моменту вы, возможно, говорите себе: Похоже, что христианская жизнь слишком трудна для меня. Не знаю, смогу ли я жить таким образом. Так много нужно делать, что даже

Подробнее

Урок 8 Церковь Существует много красивых зданий и соборов, а также скромных помещений миссий и хижин, на которых написано Церковь. Над зданиями возвышаются кресты, звонницы, башни, которые по-своему возвещают

Подробнее

Е. И. Долгова (Ставрополь) Архивные источники по истории Ставропольской епархии дореволюционного периода


История и положение ставропольской и невинномысской епархии, ставшей основанием для митрополии

Е. И. Долгова

(Ставрополь)

Архивные источники по истории Ставропольской епархии дореволюционного периода

Для осмысления значимости и роли Православия в жизни наших предков и современников важно комплексное изучение архивных документов, разносторонне и многопланово отражающих деятельность Русской Православной Церкви, ее влияние на духовную жизнь населения.

Значительный массив архивных источников по истории христианства на Ставрополье хранится в одном из крупнейших архивов Юга России – Государственном архиве Ставропольского края. Только в фондах учреждений духовного ведомства здесь насчитывается более 22 тысяч дел, начиная с 1795 по 1920 гг.

Учитывая особое геополитическое положение Ставрополья на Юге России в конце XVIII – первой половине XIX в., обширность территорий Кавказской, а затем Ставропольской епархии, данные архивные собрания крайне важны для изучения истории Кубани, Терека, Причерноморья.

Наиболее ранние архивные документы содержатся в фондах Александровского, Георгиевского и Ставропольского духовных правлений, в которых имеются сведения о строительстве и ремонте церквей, рукоположении священнослужителей в сан, их активном содействии работе оспенных комитетов – проведении разъяснительной работы среди прихожан, составлении ведомостей об оспопрививании и другие.

В то же время основной комплекс документов отложился в фонде Ставропольской духовной консистории, который является одним из наиболее объемных и информативных (около 14,5 тысячи дел). Он содержит разнообразный по видовому составу массив исторических источников со времени образования Кавказской епархии в 1843 г.

и до упразднения Ставропольской епархии в 1918 г.

Обратите внимание

Среди них журналы заседаний консистории, переписка с духовными правлениями, отчеты об обозрении епархии, документы о строительстве храмов и молитвенных зданий, ведомости о монастырях и монашествующих, об открытии церковно-приходских школ, миссионерской деятельности, об участии в проведении Первой всероссийской переписи населения в 1897 г., донесения, рапорты, прошения священников и миссионеров, переписка по различным вопросам церковной жизни. Особый интерес представляют чертежи церквей и молитвенных домов, иконостасов, а также творческие материалы священнослужителей – катехизические поучения.

Архивные документы свидетельствуют, что храмы играли важную роль в жизни населения, являясь основой духовной и общественной жизни. Характерным было участие священнослужителей в религиозном просвещении и воспитании детей, приобщении к монашескому быту, наставлении в вере.

В фонде хранятся прошения священнослужителей о направлении в действующую армию в годы Первой мировой войны, свидетельствующие о высокопатриотическом их настроении.

Священник молитвенного дома хутора Кисличего Алексей Прага писал Высокопреосвященному Агафодору: «Считаю своим долгом быть там, где решается судьба нашего дорогого Отечества и где столько страданий и муки.


Я вижу, что не только мой народ, но и прихожане других сел с завистью (а может быть, даже с негодованием) смотрят на то, что мы, пастыри, дома и в довольстве, и в сытости, а не с их сынами.


Несомненно то, что, когда я пойду на войну, родные всех умерших воинов, бывших и моих, и других прихожан, ободрятся и воспрянут духом. Тяжко и стыдно мне жить дома, и всепокорнейшее прошу Ваше Высокопреосвященство не препятствовать мне исполнить свой патриотический долг».

В последние десятилетия значительно активизировалось изучение клировых ведомостей церквей и монастырей – в фонде их более 900.

Повышенный интерес к этим архивным источникам обусловлен наличием сведений о времени постройки и освящения церквей, открытии штата причта и его составе, размере земельных наделов, финансовом состоянии церквей, составе прихожан.

Наряду с этим в послужных списках также отражены биографические сведения священников, диаконов, псаломщиков, а также указывается состав их семей.

При этом важно отметить, что документы консистории не только отражают историко-церковную проблематику, но и содержат обширные сведения по истории народного образования, этнографии народов Северного Кавказа и другие. И в настоящее время большую практическую ценность имеют метрические книги церквей, являющиеся наиболее полным и достоверным генеалогическим источником.

Важно

Ценные сведения по истории Православной Церкви содержатся также в фондах епархиальных миссионерского и училищного советов, Ставропольской духовной семинарии, епархиального женского училища, архиерейского домового управления, попечительств о бедных духовного звания и ряда других.

Наряду с этим обширная информация имеется также в фондах административных учреждений (губернских правлений, канцелярий губернаторов), общественных и других организаций.

Например, в документах канцелярии гражданского губернатора Кавказской области представляют интерес сведения о строительстве храмов. В документе за 1842 г.

, относящемся к строительству храма в селе Сухая Буйвола, современники отмечали, что «общество деревни, состоящее из пятисот мужского пола душ ревизских, отклонив предложение строить деревянную, желают соорудить каменную церковь, потому что, по их расчету, таковая обойдется дешевле деревянной, ибо они могут возить камень, находящийся от д. Сухая Буйвола в 25 верстах, на своих подводах, а лес должны покупать и для подвозки посылать подводы в ближайшую пристань по реке Дону, отстоящую от их деревни за 400 верст».

Рассекречивание архивных документов дореволюционного периода, имевших грифы секретности, проведено архивистами в середине 1990-х гг., и в настоящее время все документы этого периода доступны для изучения в читальном зале архива.

Уникальный по содержанию информации документальный потенциал практически неисчерпаем и открывает широкие возможности для научного познания прошлого, эффективного противодействия формированию исторических мифов и фальсификаций.

В целях расширения источниковой базы исторических исследований и введения в научный оборот новых комплексов архивных документов комитетом Ставропольского края по делам архивов и краевыми государственными архивами в сотрудничестве с учеными Ставропольского государственного университета проводится работа по изданию сборников документов и архивных справочников. В конце 1990-х гг. мы приняли активное участие в подготовке сборника документов «Православная церковь на Кубани», изданного к 2000-летию христианства и высоко оцененного Федеральным архивным агентством (по итогам отраслевого конкурса работ издание отмечено премией). Для книги были выявлены и подготовлены к изданию документы из фонда духовной консистории, которые существенно дополнили документальные источники, хранящиеся в Государственном архиве Краснодарского края.

Мы планируем продолжить публикацию наиболее значимых и интересных архивных документов по истории Православной Церкви на Ставрополье.