История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви



Московский космодамиановский храм на маросейке – древо


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru





Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке

Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре 1547 года, ее построили заново, но в 1629 году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам».

Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана.

Обратите внимание

Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг.

храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В конце XVIII века Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве.


В июле 1790 года они обратились к Московскому митрополиту Платону (Левшину) с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт.


Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.





Космодамианская церковь на Маросейке, 1881 год. Фото из альбома Н. А. Найденова

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт.

Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября 1795 года был освящен северный придел во имя свв.

бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября 1803 года – освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

Важно

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю.

«Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью.

Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив.


В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты.


Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви.

Совет

Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану.

Обратите внимание

14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Настоятели



  • Феодор Бородин (с 14 октября 1993)


Использованные материалы


Прогулки по Москве. Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке и Армянский переулок


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви

?Twilight Mom (katja_k) wrote,
2005-06-19 02:38:00Twilight Mom
katja_k
2005-06-19 02:38:00Category:По Маросейке мы дошли до Храма Косьмы и Дамиана (на пересечении Маросейки и Старосадского переулка). В старину Старосадский переулок назывался Космодамиановским по имени храма.

Поскольку сегодня Троица – вход в храм украшен березовыми веточками.

“Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь. Нынешнее здание построено в 1791-1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.

Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом №17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, – где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии.

Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана – святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов – в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного.


Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм – совсем незадолго до построения одноименного в Москве.


Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления – главная в храме на Маросейке.

Наверно, стоит заметить, что надпись “свободен от постоя” на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат.

В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в “освободившемся” здании устроили склад, а во дворе-сквере – пивную, которую сломали в 50- г.г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует.” © http://www.pravoslavie.ru/

Обратите внимание

Потом мы перешли Маросейку и попали в Армянский переулок. Поскольку там кругом посольства (с одного края – Белорусское, с другого – Армянское), мы особо не фотографировали, чтобы не нервировать охрану посольств. Но кусочек развалюшки, примыкающей к реставрирующемуся зданию посольства Армении, мы все-таки урвали.

Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским. На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д.

11), дом Лазаревых (в настоящее время — Армянское посольство, д. 2).

В исторических хрониках 1718—1725 гг. дворов по Армянскому переулку не значится, надо полагать, что переулок в это время не был еще замощен.

В середине XVIII в. переехал в Россию из Персии на постоянное жительство богатый и знатный армянин Л. Н. Лазарев с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой (улица Кирова) и Маросейкой (улица Богдана Хмельницкого), особенно в описываемом нами переулке, где в 1781 —1782 гг.

на средства Лазаревых была построена во дворе дома № 3 большая армянская церковь. Екатерина II возвела весь род Лазаревых в дворянское звание, и, как русские помещики, они купили несколько деревень, где большей частью устроили шелковые и бумажные фабрики. Самая большая из шелковых фабрик была во Фрянове, Московской губернии, Богородского уезда.

Здесь выделывали парчи и шелка, не уступавшие заграничным. Особенно большое состояние нажил И. Л. Лазарев. Он умер (в 1801 г.) бездетным и передал большую часть богатств своему брату Иакиму, завещав ему построить училище для детей беднейших армян. Последний исполнил волю завещателя и в 1815 г.


открыл в своем доме (№ 2) такое училище, одновременно начав строить для него новый большой дом и (в 1817—1823 гг.) флигели, стоящие и сейчас здесь. В 1835 г. училище получило права гимназии, а в 1848 г. было преобразовано в высшее учебное заведение — Лазаревский институт восточных языков.


Институт занял почти все пространство по Армянскому переулку от Кривоколенного до Малого Златоустовского, при институте был большой сад. Институт много сделал для подготовки русских деятелей в странах Востока. Сохранилась гравюра первой четверти XIX века, изображающая Армянский переулок близ Кривоколенного.

По обеим сторонам переулка стоят одноэтажные домики; проезжая часть его замощена булыжником. Архитектурным украшением переулка являются здания института и армянской церкви. Институт принадлежит к числу архитектурных достопримечательностей Москвы.

Его здание, приподнятое высоким цоколем, эффектно поставлено в глубине парадного двора, окаймленного со стороны переулка красивой оградой с монументальными воротами. Великолепный портик выразительно оформляет центр здания. Главный корпус и гармонично сочетающиеся с ним боковые флигели составляют прекрасно решенный ансамбль.

Важно

Рядом с армянской церковью, на месте современных домов № 5 и 7 и двора боярина Матвеева (№ 9), находился в конце XVIII в. обширный двор князя С. В. Мещерского. Сохранился план этого двора 1777 г., рисующий нам его застройку. В глубине двора стояли большие каменные палаты, в которых жил еще боярин А. С. Матвеев (их снесли в 1783 г.).

С юго-востока к палатам примыкала небольшая каменная домовая церковь Троицы «с главою и звоном». К северу от палат были еще другие каменные строения, а к востоку находился обширный сад с прудом. По Армянскому переулку, возле парадных ворот на каменных столбах, стояли небольшие каменные строения.

В том году князь Мещерский ломал ветхие деревянные строения, находившиеся к северу от его парадного двора, и создавал здесь новый дом с особыми воротами в Армянский переулок и деревянными строениями по красной линии этого переулка.

Во дворе, по сторонам ворот, торцами к переулку, строились деревянные же людские покои, а против ворот — деревянное полукружие конюшен, в центре которого был проезд на задний двор. К югу от парадного двора князя Мещерского, захватывая часть Сверчкова переулка, между Девяткиным и Армянским, был длинный, но узкий двор полковника Дашкова, с небольшим каменным строением посредине и деревянными — по обоим переулкам. За ним стоял двор полковника Дубровского, с ветхим каменным зданием по Армянскому переулку. Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского переулка, не доходившими, однако, до Покровки. На противоположном углу Армянского переулка и Маросейки в 1774—1793 гг. был обширный двор полковника Хлебникова, сложившийся из четырех скупленных им владений: дочери губернского прокурора Ладыженской — на углу, купца Пастухова — рядом по переулку, дочери подпоручика Добровольской — дальше

за ним и священника церкви Космы и Дамиана — Тимофеева. На самом углу с Маросейкой Хлебников выстроил большой каменный дом в три этажа, а от него по переулку развел обширный сад. Предполагают, что этот дом строил архитектор В.И. Баженов. Уличный фасад дома в XIX в.

подвергся большим изменениям, но со стороны двора сохранилось до известной степени обличье конца XVIII в. В 1793 г. этот дом был куплен знаменитым полководцем, фельдмаршалом графом П. А. Румянцевым-Задунайским. По желанию графа дом расписали внутри картинами сражений, в которых он участвовал.

После его смерти дом, в 1796—1827 гг., принадлежал его сыну — графу Н. П. Румянцеву, основателю

Румянцевской библиотеки и музея, а в 1827—1835 гг.—другому его сыну, графу С. П. Румянцеву. За садом этого дома стояла церковь Николы в Столпах с оградой; против нее, на другом углу Малого Златоустовского и Армянского переулков, — маленькие дворики ее причта с деревянными строениями. Их охватывал, выходя в оба переулка, большой двор с садом армянина Лазарева.

Совет

Дальше находился его же обширный двор, и только на самом углу с Кривоколенным переулком — двор отца поэта Ф. И. Тютчева, а напротив — двор графа Е. В. Санти. Основным же домом Тютчевых был дом № 11. В этом доме Ф. И. Тютчев провел свои детские и юношеские годы. В 1817 г. здесь у Тютчевых бывал В. А. Жуковский. В 1825 г.

в этом же доме жили декабристы: член Северного общества Д. И. Завалишин, член «Союза благоденствия» А. В. Шереметев. 9 января 1826 г. здесь на квартире Шереметева был арестован декабрист И. Д. Якушкин. После пожара 1812 г., в который сгорели многие деревянные строения, на месте их появились по переулку каменные, а во дворах — и каменные, и деревянные. В 1813—1819 гг.

Комиссия строения г. Москвы продолжила нынешний Сверчков переулок от Девяткина переулка до Армянского. В XIX в. Армянский переулок значительно изменил свой вид и застройку. На углу улицы Маросейки дом бывший Румянцевых перешел сначала в руки жены генерала Дивова (1835—1839 гг.), потом купца-раскольника Щеглова (1840—1843 гг.), купцов Усачева (1844—1857 гг.

), Сапожникова (1858—1864 гг.), Каулина (1864—1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 г. Что сделали эти владельцы с домом, рассказывает известная «бабушка» Е. Янькова: «…Румянцевский дом на Покровке… там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский.

Потом этот дом купил какой-то купец (Щеглов, в 1840 г.) и, конечно, соскоблил и счистил эти славные воспоминания. В 1864—1876 гг. другой купец, Каулин, уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы (следующие владельцы. ) весь дом приспособили под квартиры и торговые помещения.


Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в доме в разное время переделок и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». Во второй половине XIX в.


на месте сада был воздвигнут трехэтажный каменный корпус с квартирами-комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы, в советское время надстроенный. В 1870-х годах в главном доме помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, потом года четыре здесь квартировал один из видных железнодорожных деятелей — В. К. Фон-Мекк (строитель Казанской железной дороги).

В 1888 г. в половине бельэтажа помещалась Городская аукционная камера, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитейших вельмож и государственных деятелей конца XVIII — начала XIX в. В советское время в этом доме жил и умер художник В. К. Коленда, являвшийся автором ряда интересных работ, запечатлевших архитектурные памятники Москвы.

Дом по переулку напротив в первой половине XIX в. был обращен его владельцем Горихвостовым в богадельню для вдов и сирот лиц духовного звания. Можно думать, что в нее влилась бывшая при церкви Николы в Столпах в XVIII в. богадельня для нищих. Для богадельни были использованы обширные палаты Милославского; здание это сохранилось до советского времени.

Обратите внимание

В конце XIX — начале XX в. на месте одноэтажных зданий по Армянскому переулку были воздвигнуты трех- и четырехэтажные дома (№ 1, 3, 5, 7 и др.), переулок был замощен булыжником, освещен газовыми фонарями. Но лишь после Великой Октябрьской социалистической революции здесь началась настоящая городская жизнь.

Церкви Николы в Столпах и армянская были снесены; на месте первой появилась большая школа. В главном корпусе Лазаревского института некоторое время помещался Дом культуры Армении (а теперь – посольство). В 1905 г. в Лазаревском институте был революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 г., во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. © Сытин П.

В., Издательство “Московский рабочий”, 1958; Портал “Археология России”, 2004

Посмотреть на мою Москву!

Церковь Косьмы и Дамиана — здание в стиле классицизм | Узнай Москву


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви



На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего — и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году — и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне.

Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи — М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год.

Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел — Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного — единственный в Москве случай.


Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой.


Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики.

Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский. После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь.

Важно

Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем — клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен.

С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Москва. Церковь Космы и Дамиана (Исцеления Спасителем расслабленного) на Маросейке


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви

Статью добавил(а): Игорь Демин,  30 августа 2005

Построена в 1791-93 гг. по проекту М.Ф. Казакова на средства прихожан по заказу подполковника М.Р. Хлебникова. Выстроена на месте прежнего каменного храма, которому предшествовала деревянная церковь.

Прежний храм был известен чудотворной иконой “Исцеление Спасителем расслабленного”. Главный престол — Спасский (Исцеления Спасителем расслабленного), в приделах — свв. бессребреников Косьмы и Дамиана и св. Николая Чудотворца. Церковь была закрыта в 1920-х гг. (по другим сведениям, в начале 1930-х гг.

), иконы и утварь конфискованы и исчезли. Реставрирована в 1972 г. Вновь освящена в 1993 г.

Статью добавил(а): Игорь Демин,  23 июня 2007

Главный престол церкви освящен в честь чудотворной иконы Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона была прославлена в подмосковном селе Ведерницы (см. церковь Спасителя, исцелившего расслабленного, в Ведерницах).

Несмотря на посвящение главного престола, церковь чаще именуют Космодамианской – по левому приделу. До постройки казаковской церкви на этом месте находилась старая церковь, также называемая Космодамианской по своему приделу – главный престол в ней был освящен в честь святителя Николая.

Когда была построена старая церковь – неизвестно, наиболее старые упоминания о ней относятся к началу XVII века.

Нынешняя церковь была выстроена в 1791-1793 годах, однако работы по ее украшению продолжались до 1803 года. В 1793 году был освящен Никольский придел, в 1795 – Космодамианский, а основной престол освящен лишь 4 октября 1803 года.

До середины XIX века церковь разделялась на зимнюю и летнюю половину: основная часть храма с престолом Спасителя, исцелившего расслабленного, закрывалась на зиму, и богослужения велись только в трапезной и двух приделах. В 1857 году в подвале под церковью была устроена духовая печь, и богослужения во всем храме стали круглогодичными.

Сайт храма: http://www.hram-kosmadamian.ru

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  25 октября 2017
Совет

Церковь Космы и Дамиана, что на Покровке, известна с 1620 г. В 1639 г. была каменная. В 1651 г. к ней пристроены каменная паперть и колокольня. В конце XVII в. надстроена была верхняя церковь Казанской Божией Матери. В 1722 г. значится главный престол Николая Чудотворца.

Старая церковь была разобрана в 1791 г., нынешняя выстроена по проекту М. Ф. Казакова. Главный престол Спасителя, исцелившего расслабленного, освящен 4 октября 1803 г., Никольский придел 18 декабря 1793 г., Космодамианский 21 октября 1795 г.

Сохранились старые храмовые иконы этой церкви и другой, которая с 1813 г. была приписной, Поклонения веригам апостола Петра. Последнее название напоминает о том, что Иоанн Грозный венчался на царство 16 января 1547 г. Церковь упоминается в Ладанной книге 1584 г. и в переписной книге 1620 г.

Каменная была сооружена по указу царя Алексея в 1669 г. по тому поводу, что на 16 января пришелся в 1647 г. день свадьбы царя с Марией Ильиничной Милославской. При церкви был придел вмц. Екатерины; церковь разобрана в 1840 г.


Место церковное сохраняется незастроенным, переулок носит название Петроверигского.


Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке. Достопримечательности — Путеводитель по Москве


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви



Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного, приделы — Космы и Дамиана и Никольский.

История


Строительство церкви


Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах.

Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Церковь святых Космы и Дамиана. 1883 год N. A. Naydenov, Public Domain

Церковь выстроена по проекту М. Ф. Казакова в 1791—1793 годах (отделка закончена к 1803 году) на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (ул. Маросейка, 17).

Главный иконостас. Фото начала XX века. ГНИМА. неизвестен, Public Domain

Церковь обновлялась в 1893 году.

С XVII века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским).

Архитектура церкви


Композиция церкви необычна. В её основе находятся четыре цилиндрических объема: основная часть церкви, её апсида и приделы, равные по высоте апсиде.

С западной стороны примыкают кубическая трапезная и колокольня, поставленные по продольной оси сооружения. По бокам приделов симметрично поставлены двухколонные портики.

Трудная задача объединения группы цилиндрических объемов решена зодчим с удивительным мастерством.

Обратите внимание

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке Lodo27, GNU 1.2

Церковь Космы и Дамиана считается одним из наиболее ярких программных памятников зрелого классицизма. Развитие классицизма в направлении всё большего лаконизма выдвигало на первый план пластику основных масс здания, а здесь эта тенденция была выражена с наибольшей полнотой.

Несмотря на относительно небольшой размер, церковь до сих пор является выразительной доминантой района.

Советский период


Церковь Космы и Дамиана была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановлено снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Церковь устояла.




Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов.

В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.


В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда, по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.


В 1992 году храм временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества.

Возрождение храма


Церковь возвращена Русской православной церкви в 1993 году. Постепенно были разобраны советские перекрытия и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас и восстановлены иконостасы приделов.

В храме идут постоянные богослужения.

Церковь Космы и Дамиана в Шубине


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви



Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин отмечает: «Впервые Столешников переулок, как Рождественская улица, упоминается в духовной грамоте Ивана III в 1504 году.

Но стоявшая уже в первой половине XIV века церковь Космы и Дамиана, что в Шубине, и наименование в XVIII веке переулка Шубиным заставляют предполагать, что переулок существовал в XIV веке». В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В.

Маяковского есть замечательные строчки: Люблю Кузнецкий (простите грешного!), потом Петровку, потом Столешников; по нимв годураз сто или двести яхожу из «Известий»и в «Известия».

Важно

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского.

В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М.

Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно.

Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М.

Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы.

В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами.

Совет

Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих.

К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества.

В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.


У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.


Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных.

Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением.

Обратите внимание

Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов.

Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне: Матушка, Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу, Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки! Кузьма-Демьян, По сеням ходила, Гвозди собирала, Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел».

Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния.


В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.


В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную.

Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет.

Важно

А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок.

Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей.

Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют.

В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем.

В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка.

В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали.

Совет

В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя.

Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта.


В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен.


В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р.

Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г.

Обратите внимание

Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли.

Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен.

Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.


В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось.


Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века.

В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография.

Важно

На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г.

Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу.

Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт.

Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко.

В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма.

Совет

Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос.

Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Церковь Космы и Дамиана в Шубине интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

О храме


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви



Первое упоминание о деревянной церкви относится к концу XVI века. В 1608-1609 годах храм был полностью уничтожен. Новый каменный храм усердием графа Никиты Зотова был построен за четыре года и освящен в 1730 г.

В 1820 году, после разорения французскими войсками, храм был обновлен и вновь освящен. В 1888 году был пристроен зимний придел во имя святого благоверного князя Александра Невского.

После революции решением Мособлсовета в 1940 году храм был закрыт. В разоренном и перестроенном храме последовательно размещались клуб, типография и ремонтные мастерские.

Новая жизнь храма началась в январе 1992 года, когда была зарегистрирована православная община. В 1993 году здание было передано Церкви, в 1994 году была отслужена первая Божественная литургия. В 2000 году была построена колокольня, а к 2005 году храм был полностью расписан.


11 октября 2015 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском и Божественную литургию в новоосвященном храме.


На Приходе с 1996 г. действует Воскресная школа. Более 10 лет назад создано и по сей день осуществляет служение Православное сестричество во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Сестры милосердия окормляют Пансионат № 1 для Ветеранов труда; Военный клинический госпиталь №3 им. А. А. Вишневского; Дом ребенка в Мытищах и другие лечебные заведения.

В настоящее время к Приходу относятся следующие приписные храмы:


  • Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пансионате для Ветеранов труда № 1;

  • Святого Георгия Победоносца в Военном клиническом госпитале №3 им. А. А. Вишневского

  • Храм-часовня во имя святого равноапостольного князя Владимира на Химкинском кладбище.


При храме святых Космы и Дамиана с февраля начинают работать 3 секции



  1. Рукопашный бой

  2. Борьба

  3. Современные танцы


Сейчас идёт набор детей во все секции.


  • младшая группа 7-9 лет

  • старшая группа 10-17 лет


Желающие записаться могут обращаться по телефону

8 926 029 1288 (Дмитрий)

Адрес зала для тренировок: Химки, ул. Кольцевая, дом 8

Молебен для добровольцев


3 февраля в 11:45 (в воскресенье после поздней Литургии) состоится
МОЛЕБЕН ДЛЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ.

Служит отец Георгий Михайлов.

После совместной молитвы – БЕСЕДА С БАТЮШКОЙ И ЧАЕПИТИЕ.

Если Вы хотите стать добровольцем и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, приходите на нашу встречу!

Познакомимся поближе, поговорим о текущих задачах и о дальнейших планах созданной при храме добровольческой службы.

Приносите, пожалуйста, что-то вкусное к чаю ☺

Служба добровольцев


Служба добровольцев при храме святых бессребреников Космы и Дамиана.

Если Вы хотите стать добровольцем нашего храма, записывайтесь на ознакомительную встречу
по телефону 8-906-032-92-77, священник Георгий Михайлов.

Встречи проходят каждое воскресенье в 12:30, сбор в церковной лавке.

Возможные виды помощи:


  • Одиноким пожилым людям (хозяйственные дела, прогулки, присмотр за больным);

  • Многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами (хозяйственные дела, помощь детям в подготовке домашнего задания, прогулки, сопровождение на кружки, в школу);

  • Помощь в социальных учреждениях (пансионат для престарелых, военный госпиталь);

  • Организация благотворительных акций и праздников;

  • Помощь в рамках своей профессии.


Рождественский праздник в православной группе детского сада


11 января 2019 года православная группа детского сада №56 в г. Химки отпраздновала Рождество Христово.

Далее…

Рождество Христово в храме святых Космы и Дамиана


7 января 2019 года в храме святых Космы и Дамиана в Космодемьянском прошла праздничная служба на Рождество Христово. Литургию возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Куликов в сослужении со штатными священниками храма.

Далее…

Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке


История храма косьмы и дамиана в москве на маросейке от самых первых упоминаний о космодамианской церкви



Вернёмся, дорогие мои камерады, ненадолго в Москву… Сегодня остановимся на стыке улиц Маросейка и Покровка, где расположился постине замечательный во всех отношениях (в том числе и архитектурном) храм.

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале XVII века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам».

Обратите внимание

Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св.

Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг.

храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

В конце XVIII века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это была тяжелый, критический период… Но, ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, а о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве.


В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт.


Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.

Главный предел Спасителя, исцелившего расслабленногоПравый предел святителя Николая Мир Ликийских чудотворцаЛевый предел святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви.

Важно

Через 2 года, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года.

Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения.

До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью.

Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. В 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи.

И это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного.

Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы.

Совет

Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.

С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва.

Священник Николай Романский (Москва, 1895 г.)

________________________________________

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив.


В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты.


Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви.

Совет

Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану.

Обратите внимание

14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.