От «Кавказской платформы» – до формата «три плюс три»: декларации и реальность






Турция стремится в максимальной степени переформатировать Кавказский регион «под себя»


Впоследнее время к теме «кавказского» переговорного формата «три плюс три», приковано повышенное внимание заметно взбудораженного экспертного сообщества и СМИ, не в последнюю очередь – медийно-дипломатическими усилиями президента Турции.



«Азербайджан, Турция, Россия, Иран, Грузия и Армения – давайте вшестером предпримем совместный шаг и установим мир в регионе. В этой связи господин Ильхам Алиев уже сделал Армении предложение относительно мира в регионе. Есть некоторый негативный настрой со стороны Грузии, но если все эти страны продемонстрируют позитивный подход, то эта платформа будет создана, и регион превратится в площадку мира»,



– воззвал потомок выходцев из Лазистана Реджеп Эрдоган по итогам прошедшего 30-31 октября в Риме саммита G20. Формат «три плюс три», нацеленный на разблокирование экономических и коммуникационных связей в регионе, стал одной из тем переговоров министров иностранных дел России и Турции Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу, уделивших особое внимание координации усилий по дальнейшей стабилизации ситуации в Закавказье. В октябре данная инициатива затрагивалась в ходе встречи глав внешнеполитических ведомств России и Ирана на фоне серьёзного обострения отношений между Тегераном и Баку.



«Мы поддерживаем выдвинутую президентами Азербайджана и Турции идею создания такого консультативного регионального механизма, который называют «3+3», речь идет о странах Южного Кавказа и их соседях. Это Азербайджан, Армения, Грузия и Россия, Турция и Иран. И, конечно, мы считаем, что настало время, и еще раз это подчеркиваю, хотя об этом говорилось немало, переводить эти планы в практическую плоскость»,



– отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. По её словам, «развитие многостороннего регионального сотрудничества отвечает интересам всех предполагаемых участников данного формата», способствуя «повышению доверия в межгосударственных отношениях, урегулированию имеющихся противоречий, раскрытию экономического, транспортного потенциала региона».


Как полагает директор информагентства Turan Мехман Алиев, геополитическое значение платформы заключается в создании единого общекавказского пространства для сотрудничества: «Дело в том, что Турция и Иран также являются частично кавказскими странами. Горы Малого Кавказа охватывают также Иран и Турцию. По сути, северо-западные районы Исламской Республики Иран и восточная часть Турции являются Южным Кавказом. А то, что традиционно называется Южным Кавказом – Азербайджан, Армения и Грузия – это, по сути, Центральный Кавказ. Таким образом, в формат “3+3” вовлекается весь Кавказ: Южный – Турция, Иран; Центральный – Азербайджан, Армения и Грузия и Северный – Россия». Пока инициатива обсуждается заинтересованными сторонами по политико-дипломатическим каналам (включая телефонный звонок Ильхама Алиева Николу Пашиняну, о котором упомянул Эрдоган по возвращении из Рима в Анкару), уместно задаться вопросом – гарантирован ли ей успех и каким может быть её реальное содержательное наполнение? Будет ли это в организационном плане некий аналог «астанинского» переговорного формата по Сирии либо же пресловутой «крымской платформы», где турки проталкивают повестку дня, имеющую, мягко говоря, самое отдалённое отношение к региональной стабильности и добрососедству? Даже если немного пофантазировать и предположить, что на этот раз всё будет по-иному – что может стать итогом гипотетической встречи, помимо бодрых заявлений и чувства «глубокого дипломатического удовлетворения»? В случае серьёзности намерений – не имело бы смысл предварительно «обкатать» предполагаемые темы для обсуждений в ходе экспертной (пусть даже закрытой) встречи, кто её будет готовить и где она могла бы состояться?




Пока здесь вопросов куда больше, чем ответов, да и судьба предыдущих прожектов не внушает оптимизма. Несмотря на то, что они также позиционировались как беспроигрышные для всех участников, ни одному не удалось получить консолидированной поддержки  со стороны всех заинтересованных игроков. Как тогда, так и ранее подобные предложения не несли особой конкретики и носили весьма расплывчатый характер. В августе 2008 года на фоне «пятидневной» войны в Южной Осетии премьер-министр Турции Эрдоган выступил с идеей  «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе», первоначально без Ирана (а в 2000 году Сулейман Демирель добавлял к «кавказской пятёрке» США). Параллельно, начиная со второй половины 2000-х годов, Анкара инициирует и последовательно продвигает трёхсторонний военно-политический формат «Турция – Грузия – Азербайджан», скреплённый несколькими коммуникационными проектами по линии «Восток – Запад». Попытки, обходя стороной разногласия из-за Абхазии и Южной Осетии, привлечь к нему российскую сторону окончились ничем. Так, в 2019 году главы железных дорог России, Турции и Азербайджана подписали меморандум о развитии перевозок по (недозагруженной) линии Баку – Тбилиси – Карс, однако грузинские коллеги присоединиться к данному документу отказались (1).

Все кто ждет победы переходим на сайт