Информационно аналитический портал «Аргументы Недели» / История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать

История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать

Дивеевский монастырь


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать

Адрес обители: Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с.Дивеево. Координаты: Latitude: 55.0399 и Longitude: 43.2463 Телефоны: монастырской канцелярии 8(83134)30015 и паломнического центра 8(83134)43445. Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором. В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Село Дивеево, расположенное в южной части Нижегородской области, уже два столетия остается местом паломничества для множества людей. Их цель – посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, одного из четырех мест, находящихся под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

Считается, что каждый день она осеняет обитель своим присутствием и ночь, проведенная в ней, подарит благословение Божьей Матери.

Как добраться до Дивеево


На автомобиле из Москвы: – М-7 по направлению на Владимир, через Муром, Навашино и Кулебаки. Расстояние около 500км. – М-7 через Владимир на Нижний Новгород, далее через г. Арзамас (весь путь почти 600км).

На поезде: 

– из Москвы (Казанский вокзал) до ст.Арзамас-2. Поезда ежедневные. – до Арзамас-2 идут поезда из разных городов, от Казани до Улан-Уде. Междугородние автобусы или поезд до Нижнего Новгорода. Далее 180 км рейсовыми автобусами от городского автовокзала (ул. Лядова, тел. справочной 8831433-55-98) до с.Дивеево. Расписание автобуса: понедельник-пятница 6.30, 14.25, 15.25. Суббота-воскресенье 7.00, 14.25, 15.25. Автобусом или поездом до Арзамаса (ст. Арзамас-2), далее 65 км рейсовым автобусом от автовокзала (тел. 8314741814) с 5.30 до 17.30. Можно воспользоваться такси или вечерним монастырским автобусом, прибывающим на ж/д вокзал Арзамас-2 в 20.30. От вокзала Арзамас-1 прямых маршрутов в Дивеево нет. Не стоит включать в свой маршрут Саров, самый близкий из городов остается закрытым.

От некоторых храмов в разных городах несколько раз в год отправляются организованные группы паломников, к которым можно присоединиться.

Где остановиться


В этом выбор путешественника ограничен только финансовыми возможностями – от съема комнаты в частном секторе села и монастырской гостиницы до номеров отелей (примерно от 2тыс.руб.) и гостевых домов (1500-3000), которых много в Дивеево.

Аренда дома или просторных апартаментов обойдется в несколько раз дороже. В недалеко расположенной “Дивеевской слободе” (гостиничном комплексе) кроме проживания с питанием предлагают баню, бильярд и охраняемую парковку. Комплекс составляют стилизованные под старину красивые бревенчатые дома.

Предложения о сдаче недорогого жилья можно посмотреть на ВК, группа “Дивное Дивеево”.

Обратите внимание

Чтобы попасть в монастырскую гостиницу следует заранее обратиться в монастырский паломнический центр. Пребывание в ней и питание оплачивается трудом – так называемым послушанием.

Паломники-трудники выполняют порученную работу, от помощи на кухне, в коренном цеху (чистка овощей), в трапезных до уборки храмов, территории, ухода за садом и Святой Канавкой.

Многих привлекает возможность оказать посильную помощь обители.

Дивеевский “общепит”


В селе несложно выбрать заведение с подходящим меню для разных вкусов и бюджета. Наибольшее разнообразие ждет посетителей ресторана и кафе в “Дивеевской слободе”. В “Охотничьем домике” подают запеченных кур, поросят и даже баранов, целиком зажаренных на вертеле.

Есть там и традиционные шашлыки. В ресторане “Малиновый звон” и “Раздолье” имеется отдельное детское меню, специально для маленьких гостей. Цены там не ниже столичных. В “Пельменной” специализируются на традиционных блюдах русской домашней кухни.

Кроме обязательных вареников и пельменей разных сортов можно заказать супы, разные блюда из рыбы и мяса. Есть в меню много постных блюд. В гостевых домах постояльцам предлагаются завтраки, а по желанию и трехразовое питание.


В некоторых есть общая кухня, где можно приготовить что-то “на скорую руку”, закупив продукты в сельском «Магните» и на рынке.


В кафе, блинной и чайной, расположенных в обители, меню более скромное, да и посетителей всегда много.

Полезные советы


Дресс-код Вход на территорию монастыря разрешен только в строгой одежде (для женщин платок, длинная юбка, для мужчин – брюки, рубашка). Декольте, шорты, мини-юбки не допускаются, женщины в брюках тоже. Если в вашем багаже не оказалось подходящих вещей, то их можно приобрести в лавках у монастыря. Для маленьких девочек исключений не делают, платок обязателен.

Разрешение на фотосъемку

Его можно получить в паломническом центре и в самом монастыре (свечная лавка, где записывают требы). Там же выдают талоны на бесплатный обед в трапезной.

Послушание

Если в монастыре к вам обратились с просьбой выполнить поручение, а по каким-то причинам вы к этому не готовы, то отказ будет принят абсолютно нормально. Любая помощь в работе принимается с благодарностью. Считается, что за труды на благо монастыря преподобный Серафим обязательно вознаграждает.

Парковка

Она имеется рядом с монастырем. Если на стоянке не оказалось свободных мест, можно оставить автомобиль рядом с ближайшими домами. Их жители оказывают такую услугу за скромное вознаграждение.

Из истории обители


Небольшое село, появившееся в середине VI века, своим названием обязано мурзе Дивею, своему первому хозяину. Эти земли были пожалованием Ивана Грозного и дополняли княжеский титул. Через них проходили пути паломников, шедших к святым местам. Через два столетия в селении выстроят небольшую бревенчатую церковь (Св.

Николая Чудотворца), место посещаемое странниками. Обитель будет основана позже, примерно в 1760 годах овдовевшей помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой. Кончина супруга оттолкнет ее от мирских радостей и приведет к принятию пострига.

Монахиня Александра соберет оставленное ей имущество, чтобы заложить в Дивеево церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Один из приделов храма был освящен во имя первомученика архидьякона Стефана, другой – Николая Чудотворца. Сохранились слова Серафима Саровского предрекавшего храму великую судьбу.

Важно

Помещица Жданова пожертвует обширный участок рядом с церковью для строительства обители. Маленькая монашеская община сначала состояла из матушки Александры и всего четырех послушниц.Она получила название в честь Казанской Божьей Матери. Монахини соблюдали всю строгость Саровского устава.

Через несколько лет Серафим Саровский даст свое благословение на создание Мельничной общины. Через 16 лет их объединят в Серафимо-Дивеевскую общину. Монастырский статус будет дан в 1861 году, руководство доверено матушке Марии (Е.А.Ушаковой). Монастырь процветал и в 1917 году в нем постоянно жили почти 1500 послушниц и более 260 монахинь.

Но начавшаяся революция едва не уничтожила обитель – через два года на территории организуют трудовую артель. Но монастырь просуществует до 1927 года. Знаменитую на всю Россию Казанскую церковь закроют спустя десять лет.



Вернуться к жизни Свято-Дивеевскому монастырю удастся лишь в конце восьмидесятых годов. Еще одно важное событие произойдет летом 1991 – перенесение мощей Серафима Саровского долгое время считавшихся утраченными.

Святые места Дивеевской обители


Первым обычно называют один из двух соборов – Троицы Живоначальной
Его строительство было начато в 1848, закончено в 1875 году. Автором проекта храма был А.И. Резанов, ученик создателя русско-византийского стиля храмового зодчества К.А.Тона.

Хотя собор закладывали после кончины преподобного, но сбылось его предсказание, сделанное монахиням о грандиозности и великолепии будущего храма. Он превзошел Саровскую обитель. Колокольню из пяти ярусов пристроили позже (конец XIX – начало XX вв.).  Паломники стремятся побывать там из-за раки с мощами Св.

Серафима Саровского. К ним всегда стоит очередь, особенно длинная в праздничные дни и по выходным.
Приложиться к святым мощам: как правильно
Нужно подойти к раке, сделать два поклона перекрестившись, затем приложиться и, поклонившись, отойти.

Принесенные для освящения на мощах иконы, а так же четки, крестики, пояса “Живый в помощи” передаются стоящей рядом монахине. Она прикладывает их к раке.

Спасо-Преображенский собор
Он был построен позже, уже в 1916 году. Бурные события тех лет не позволили освятить новый храм, в нем не проводилось богослужений. Его использовали сначала как стрелковый тир, затем гараж и склад.

Прекрасное здание постепенно ветшало, пока не было передано обители. Освящение состоялось только в начале девяностых годов. С того времени это действующий храм, в котором можно побывать на службе.

В нем сохраняются два ковчега с мощами (блаженной Паши (Параскевы) Саровской и преподобной Марфы Дивеевской).

Совет

Казанская Какими величественными не казались бы соборы, но история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря началась со скромной церкви иконы Казанской Божьей матери.

В 1773-1779 годах шло строительство большого трехпрестольного храма заменившего маленькую деревянную церковь. Один из его пределов был зимним, два других – летними. За ходом работ присматривала и первая настоятельница – матушка Александра.

Именно ей удалось тогда выкопать первый из источников.

Преподобный Серафим благословил пристройку еще двух церквей (Рождества Богородицы и Рождества Христова) при храме. В церкви Рождества Христова, освященной вновь уже в 1991, можно видеть старинные фрески, прекрасно сохранившиеся до нашего времени.

Святая Канавка Уникальной святыней Дивеевского монастыря считают Святую Канавку, вырытую монахинями по завету преподобного Серафима. Он открыл свое видение в ноябре 1823 года – Богородица указала ему место для будущего монастыря. Обитель должна быть обязательно окружена земляным валом, канавой и насыпать его должны монахини.


Закончить долгую работу удалось перед смертью старца в 1833. Канавка, проложенная по пути Пресвятой Богородицы, обегала обитель, очерчивая семиугольник и как бы отделяя его от мирской суеты.


Но через несколько лет после кончины преподобного отношение к Канавке стало почти пренебрежительным – перестали поддерживать в чистоте, ходили и ездили через нее, часть строений возводилось снаружи. Только через двадцать лет вспомнили о словах и заветах Святого Серафима, и Канавка была очищена. Ежевечерне по ней проходили молящиеся сестры.

А слава о необыкновенном месте разошлась по стране. Даже растущая тут трава считалась чудотворной, исцеляющей хвори. Осень1927 года стала роковой для святой обители – монахинь вышлют по поселениям и лагерям, а здания займут под разные цели. После закрытия монастыря Канавка была засыпана, через нее были проложены трубы коммуникаций.

Восстанавливать ее первозданный вид начали лишь летом 1997 года. Благоустройство завершилось к июлю 2006 года. Сегодня, как и столетия назад, люди проходят по Канавке, читая сто пятьдесят раз молитву “Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою..”. По преданию, просьба молящегося обязательно будет услышана.

Обратите внимание

В церковной лавке продается “Богородичное правило” – небольшая книжечка с этой молитвой.

Пустынька Блаженной Параскевы (Паши) Саровской Дом, превращенный в музей – одно их мест, посетить которые интересно любителям отечественной истории. Блаженная Паша (мирское имя Ирина Ивановна) вела отшельническую жизнь, погрузившись в молитвы и благочестивые труды на благо обители.

Родившаяся в крестьянской семье и много пережившая, она получила благословение старца Серафима и прожила сначала в вырытой ею пещере, а затем в маленьком домике-келье в Дивеево более 30 лет. Ей приписывали необычную способность предвидеть будущее. Могилу блаженной Параскевы можно увидеть у Троицкого собора.

Музей совсем небольшой, всего три маленьких зала. Один из них полностью посвящен жизни Серафима Саровского. Кроме сохранившихся старых фото и документов тут хранится вышитый руками последней российской царицы Александры Федоровны покров. Этот дар предназначался для украшения ковчега с мощами святого.


Здесь же посетители увидят точно воссозданный фрагмент кельи преподобного. Мебель в ней некогда сделана самим старцем. Другой зал оформлен так, как было при его блаженной хозяйке – со всей обстановкой, куклами, столом с чайным прибором и собранием старинных икон.


В третьем коллекция монашеской одежды, праздничный наряд Прасковьи Ивановны, портреты, фотографии и много личных вещей игумений – основательниц монастыря и его попечителей. В пустыньке монахини читают неусыпаемую Псалтирь, как это было до революции.

Источник Серафима Саровского в Дивеево: исцеления и чудеса


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



История возникновения источника Серафима Саровского в д. Цыгановка


Серафимовский источник появился в 60-х 20го века. После революции город Саров, где в былые времена подвизался святой Серафим Саровский, был закрыт по причине строительства там военного объекта.

И к источнику, выкопанному некогда самим святым, о чем и поведала всему миру «Летопись Серафима-Дивеевского монастыря», простые люди попасть уже не могли.

Город и прилегающая к нему территория были обнесены колючей проволокой.



И вот как-то охранники, обходившие запретную территорию с дозором, увидели в лесу старичка в белом балахончике. Они его спросили, что он здесь делает, а в ответ старец ударил посохом и в том месте забил источник воды.

Как не пытались скрыть информацию о чуде атеистические власти, но молва об этом разносилась среди людей. И они стали тайком ходить на источник, набирать из него воды, и благодарить батюшку Серафима за чудо. Потому что у верующих сомнений не оставалось: источник святой воды извел сам Серафим Саровский, чтобы люди, лишенные возможности попасть в закрытый город, могли прикоснуться к благодати.

Но такой поворот дела не понравился властям, и в 80-х годах было отдано распоряжение засыпать источник. На место пригнали трактор, но приступить к выполнению приказа не получилось – сломалась какая-то деталь.

Представители власти с солдатами уехали за деталью, оставив тракториста одного рядом со своей машиной. И тут случилось еще одно чудо. К трактористу подошел старичок.

Обратился к нему по имени и строго сказал: «Источник мой не засыпай!», и исчез.

Когда была доставлена нужная деталь трактора, и хотели возобновить работу, тракторист наотрез отказался выполнять приказ. Как его не уговаривали, чем только не угрожали, а засыпать источник пораженный мужчина отказался.

Когда открылся Серафимо-Дивеевский монастырь, Серафимовский источник передали в его ведение. В 1994 году там отвели русло реки, и получилось искусственное озеро.

С тех пор ведутся работы по благоустройству источника и прилегающей территории, построена часовня.

Чудо исцеления


На данный момент источник Серафима Саровского самый многолюдный – в любое время года здесь не стихает поток паломников и туристов. В народе его считают одним из самых «сильных» – именно здесь получают исцеления от многих болезней. И случаи таких чудес записываются в свидетельства – ведется своеобразная хроника.

В народе говорят, что в источнике батюшки Серафима самая холодная вода, можно сказать, ледяная. Но это некого не смущает. Православные верят в ее целебную силу: пьют, умываются ею и погружаются, дабы получить исцеление или поддержку в делах спасения.

Автор статьи знает лично одну семью, чей сын получил исцеление на источнике батюшки Серафима. Эта семья, состоящая из супружеской пары с двумя детьми, приехала в паломническую поездку на святую Дивеевскую землю.

У младшего семилетнего сына была сильная астма, так что несколько раз в день ему приходилось впрыскивать себе лекарство из баллончика аэрозоля. Родители и старший брат искренне и от всего сердца молились в храме у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании здоровья мальчику.

А затем поехали на источник.

И там с молитвой и крестным знамением, троекратно ребенок погрузился вместе с родителями и братом в купель, и случилось чудо! Болезнь отступила! Все оставшиеся дни паломничества, и по возвращению домой (о чем нам сообщили по телефону) приступы астмы больше не беспокоили ребенка. Счастливые родители благодарили Бога и святого Серафима Саровского за чудо исцеления их сына.

Некоторые правила


На территории источника не принято громко разговаривать и мешать молящимся, ругаться и вольно себя вести.

Женщинам лучше погружаться в сорочках. Перед источником есть торговые палатки, где можно приобрести сорочки для купания и емкости для воды.

В часовне можно поставить свечки и помолится перед иконой. Душеполезно будет перед погружением прочитать Акафист Серафиму Саровскому и попросить у него помощи.

Погружаются в источник троекратно, осенив себя крестным знамением. Также с молитвой и пьют воду. Надо помнить, что святая вода требует от нас благоговения и молитвы, и только тогда по вере нашей она принесет нам пользу душевную и телесную. Воду, которую вы увезете с собой отсюда, также дома принимайте с молитвой, каждый день по чуть чуть.

В праздник обретения мощей Серафима Саровского 1 августа и на Крещение Господне, на Серафимовский источник совершается Крестный ход. Принять в нем участие, помолится на молебне и увидеть освящение воды может каждый желающий. И это благодатное событие запомнится надолго.

Как добраться


Добраться до источника можно разными способами. На личном транспорте, на рейсовом автобусе сообщением Дивеево – Сатис. К сожалению, районные автобусы на сам источник не заезжают, а останавливаются в д.

Цыгановка. Далее придется идти пешком 3км, дорога там хорошая, так что летом многие паломники выбирают именно этот путь. Иногда полезно пройтись прогулочным шагом к источнику любуясь природой и успокаиваясь душой.



От Серафимо–Дивеевского монастыря на источник ходят экскурсионные автобусы. В дороге вы прослушаете историю монастыря, а на месте у вас будет время помолиться, погрузится в купель источника и набрать воды с собой. Время отправления  уточняйте в паломническом центре монастыря по телефону:  8 (83134) 4-34-45

Другие чудотворные источники возле Дивеево


Татьяна Страхова

Как добраться – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивееве



Привет всем кого заинтересовал данный маршрут! Скажу сразу, собирались долго поехать в эти места, но вот УРА, сбылось! Дабы посетить Муром по дороге, решили выехать часа в три ночи с пятницы на субботу! Наша компания состояла из двух машин и четырех человек, то есть каждый экипаж состоял из двух человек! Главной машиной шел наш «пушистик», так мы с мужем называем наш белый Шевроле Лачетти, за рулем которой, была ваша покорная слуга, а «на хвосте» у нас сидела «99», за рулем был Алексей, который, отдать ему должное замечательно держался в нашей маленькой, но все ж колонне! Конечный пункт нашего прибытия было с. Дивеево (450 км от Москвы), с заездом в славный город Муром.

palomniki.su

Важно

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивееве, которое расположено на берегу реки Вичкинзы. От Нижнего Новгорода до Дивеева – 180 км, от Арзамаса – 65 км, от Сарова – 12 км. На юге Дивеевский район граничит с республикой Мордовия.

В нижегородское село Дивеево, где находится Серафимо-Дивеевский монастырь, можно добраться



на самолете

до Нижнего Новгорода

на теплоходе

до Нижнего Новгорода

на поезде

до Нижнего Новгорода, Арзамаса или до Мухтолова

на автомобиле

через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское

В нижегородское село Дивеево, где находится Серафимо-Дивеевский монастырь, можно добраться



на самолете

до Нижнего Новгорода

на теплоходе

до Нижнего Новгорода

на поезде

до Нижнего Новгорода, Арзамаса или до Мухтолова

на автомобиле

через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское

Посетить Дивеево, где покоятся мощи святого Серафима Саровского, я наметил, решив завершить этой поездкой цикл своих дальних велосипедных походов по дорогам центральной России. Каждая из таких поездок обычно длилась одну–две недели и по протяженности составляла несколько сотен километров. Намеченное на это лето велопутешествие по счету должно было оказаться пятнадцатым.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь находится на юге Нижегородской области, в селе Дивееве, которое расположено на берегу реки Вичкинзы. От Нижнего Новгорода до Дивеева – 180 км, от Арзамаса – 65 км, от Сарова – 12 км. На юге Дивеевский район граничит с республикой Мордовия. Издавна эти места населяли мордовские племена.

В середине XVII века царь Иван Грозный проходил через мордовские земли воевать Казанское ханство, тогда и возникли город Арзамас и многие села в его округе, в том числе и село Дивеево. По преданию, Дивеево получило свое название от имени татарского мурзы Дивея Мокшева, сына Бутакова, выступившего на стороне царского войска в походе на Казань.



В Дивеево, удивительное и святое место в Нижегородской области, я езжу более десяти лет и, надеюсь, что эти поездки будут продолжаться еще очень долго.

В этом небольшом селе в 60 км от Арзамаса находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.Дивеево – это страна чудес, четвертый удел Божией Матери на Земле.

Для меня поездки в Дивеево – это как глоток воздуха, санаторий для души и возможность увидеть иной смысл всех текущих жизненных событий, как радостных, так и печальных.

otzovik.com

Самолетом…

Дивеевский монастырь


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



Так, наверное, сложилось исторически, что дивеевская земля считается особой, святой землей.  Ее выбрала Царица Небесная в последний Четвертый Свой Удел.  Нужно отметить, что начало четвертого Жребия Богородицы было положено в городе Киеве. Это произошло в 1758 году.

Сегодня Серафимо Дивеевский женский монастырь является одним из самых почитаемых храмов. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы почитать молитвы и преклонится перед иконами, святых, которые находятся в храме.

История Дивеевского монастыря


В летописи Серафимо Дивеевского монастыря собрана вся история существования храма, с момента его создания. Там указано, что в 1760 году вдова полковника Агафья Семенова ехала из Киева в Саров. Проезжая село Дивеево женщина решила остановится отдохнуть. Местом остановки она выбрала местную церковь.

Здесь во время сна к Агафье явилась Богородица. Она ей указала на то, чтобы женщина осталась в селе Дивеево навсегда и при этом построила каменную церковь, при которой будет основана женская община.  По Библии именно тут в Дивеево Небесная Царица решила обустроить свой последний жребий, после Афона, Киева и Иверии.

В то время село было похоже не на населенный пункт, а на рабочий поселок. На территории посёлка не было духовной атмосферы, поэтому Агафья сначала вместе со своей дочерью поселилась рядом возле поселка. Спустя некоторое время дочь Агафьи сильно заболела и умерла.  Но несмотря на все свои переживания, женщина решила все же выполнить обет и приступила к строительству церкви.

Для этого, она принимает решение поехать на родину и продать все свое имущество. А на вырученные деньги от продажи построить храм. Он был построен в честь Казанской Божьей Матери.  После того как строительство было завершено, Агафья занялась обустройством общины. Но для этого нужно было где-то выделить землю.

Совет

Подходящий участок очень долго не могли найти, но в 1780 году произошло чудо – Дивеевский помещик Жданов принести землю, которая находилась рядом с церковью в жертву для женского монастыря.

  На ней по благословению Владимирского епархиального начальства Агафья построила три кельи и огородила их забором.  В одной она жила сама, в другой жили послушница, а в третья предназначалась для встречи гостей.  Агафья часто бывала в церкви и брала совет у священнослужителей.

Она делала достаточно большие вклады в строительство Успенского собора в Саровском монастыре.

Отец монастыря Пахомий взял над сестрами духовное руководство и согласился их вновь обретенную общину обеспечивать питанием из монастыря. Сестры ж в свою очередь занимались рукоделием и шили монахам одежду.  Вскоре Агафья тяжело заболела. В 55 лет она умерла.



Нужно отметить, что первое упоминание о Дивеевском монастыре Серафима Саровского было в 1808 году. Когда настоятельницей монастыря стала Анастасия Кирилловна, требования к монахиням тали намного строже. Она стремилась к строгому образу жизни. Она придерживалась строгого устава монастыря, и то же самое требовала от других его жителей.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи.

Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Спустя некоторое время Серафим Саровский обратился с просьбой к Ксении о том, чтобы она немного смягчила устав для обителей Свято Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря.


Но несмотря на просьбы Серафима Ксения ему отказала. После чего к нему во сне явилась Богородица и указала на то, что должна быть создана новая обитель. Причем она также указала на сестер, которые должны в нее перейти.


Так и случилось. С тех пор в селе существовало две женские общины. Причем обе находились под строгим контролем полицейских. Наблюдение за ними велось по той причине, сто ни одна из общин не была официально зарегистрированной. Официально их зарегистрировали только в 1839 году.

А в 1942 году они были объединены в одну общину и стали называться «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Святые Серафимо Дивеевского монастыря


В монастыре находится большое количество святых. Но одним из самых почитаемых святых, к которому съезжаются паломники со всего мира являться мощи Серафима святого. О чудесах, которые произошли после преклонения и молитвы им рассказывают достаточно много людей.

Одной из историй поделилась женщина из Самары, которая после посещения Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря излечилась.  Однажды женщина стала себя плохо чувствовать.

У нее начала неметь левая нога, а спустя некоторое время онемела полностью левая половина тела.  Врачи после проведения ряда обследований и результатов МРТ обнаружили несколько межпозвоночных грыж.

Врачи сразу предупредили женщину, что нужно будет делать операцию.

Обратите внимание

Но существует огромный риск. Если будет задет нерв, то она останется лежачей до конца своих мирских дней. Несмотря на сильные боли в спине женщина решила поехать в паломнических тур в Дивеево. Очередь к мощам святого была не сильно большая. После вечернего богослужения у мощей святого Серафима, один из священников мотыжкой батюшки легко постукивал по больным местам прихожан.

Женщина подошла к священнику и сказала, что она не хочет операции на спине и рассказала свою историю. Он крестообразно постучал по ее больной спине. По непонятным причинам ей не хотелось уходить из церкви, и она решила еще раз пойти и приклонится к мощам.  Дорога домой по словам женщины была легкой.

Дома и на работе все удивились от того, что ей после поездки стало намного легче. А больше всех удивились врачи. Ведь от болезни не было и следа.

Нужно отметить, что иконе Серафима Саровского люди молятся о:


Нужно также сказать о том, что молитвы к чудотворцу имели невероятное действие исцеления не только после смерти старца, но и при его жизни.

Обязательно к прочтению:  Храм в Марьино «Утоли мои печали»

Текст молитвы святому Серафиму:

Где находится Дивеевский монастырь


Дивеевский монастырь Серафима Саровского расположился на юге Нижегородской области. Как видно с самого названия он находится в селе Дивеево, что находится на берегу реки Вичкинзы.  Для того, чтобы доехать до монастыря необходимо будет преодолеть небольшой путь и сделать несколько пересадок.

И так информация для паломников и православных верян желающим преклонится мощам и вознести молитву к Серафиму Саровскому:


Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Дивеевском монастыре:

Дивеевский монастырь


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



Окрестности Нижнего Новгорода вызывают интерес многих туристов. В частности, многих интересует село Дивеево, как доехать до него, знают далеко не все любители путешествий.

История Дивеево


Селение было основано в 1559 году. Первым его владельцем считается мурза Дивей. По одной из версий, именно по его имени назвали село.



По другой версии, название произошло от старинного славянского слова «диво» – чудо. Вроде в этой местности часто происходили чудеса.

В начала 19 века история Дивеево развивалась под влиянием преподобного старца Серафима. В этом же веке был построен монастырь, и появился Троицкий собор.

Село известно тем, что его любил посещать последний русский император Николай II со своей супругой Александрой Федоровной.


Сейчас Дивеево представляет собой паломнический центр, в который едут люди со всей России и других стран.


Памятки Дивеево

Если вы хотите посмотреть, что есть интересного в этом селе, то следует обратить внимание:


Спокойствие и духовное равновесие здесь найдут все желающие.

Как доехать Дивеевского монастыря


Самый удобный путь в Дивеево для паломников – через Арзамас. Этот город пересекает две ветки железной дороги, и соответственно, там работает два жд вокзала. Приехав сюда на поезде, необходимо на общественном транспорте добраться в центр города к автовокзалу. Туда идет большинство городских маршрутов.

Автобусы по направлению Арзамас – Дивеево ходят каждый час с полшестого утра до полшестого вечера. В конце дня из села отправляется маршрутка, которая отвозит паломников к поездам.

Где-то в 20.30 ее можно поймать на привокзальных площадях: сделав вояж по городу, водитель собирает пассажиров и едет назад к обители.




Объявление, что микроавтобус идет в монастырь, обычно вывешено впереди.

Через Нижний Новгород лучше воспользоваться прямым автобусом до Дивеево. Отправление с автовокзала «Щербинки» в 10.30 каждый день, кроме среды. Помимо рейсового автобуса из Нижнего ходят частные маршрутки: посадка в районе Московского вокзала под виадуком. Также можно добираться до села через Арзамас: в течение дня туда идут несколько рейсов.

Наиболее рациональный путь из Москвы на автомобиле – через Ногинск по владимирской трассе. В областной центр лучше не заезжать, а двигаться по объездной дороге и повернуть на Муром. Этот город находится где-то на полпути от Владимира к Дивеево.

Важно

Здесь главный ориентир – мост через реку Ока, построенный в 2009 году. Он находится в 5 км к востоку от города, к нему по дороге из Владимира есть несколько вариантов проезда: через Афанасово, Лесниково с выездом на нижегородскую трассу, или же через Ковардицы и непосредственно Муром.

После моста дорога дальше идет через несколько населенных пунктов. Последний город перед Дивеевом – Ардатов. Здесь важно не перепутать и не свернуть на арзамасскую дорогу.

С западного направления дороги идут по Рязанской области, ориентироваться нужно на большую развязку у Шацка и дальше ехать на северо-восток в город Сасово. Оттуда – прямой путь в Нижегородскую область.

С юга – Мордовия. Село находится недалеко от границы республики, поэтому все дороги сходятся к ее столице – Саранску. От него на север идет федеральная трасса Р158, по которой можно доехать прямо до Арзамаса, а можно свернуть в Лукоянове на Первомайск. Более сложный путь – на северо-запад от мордовской столицы через Старое Шайгово, Краснослободск.

С южной и западной стороны все дороги сходятся в городе Сарове, от которого до Дивеева всего 17 км. Только заезжать в город не надо, а следует двигаться по объездной.

С востока прямого пути нет – только через Нижний Новгород или Саранск.

Все по поводу размещения, посещения, расписания служб, экскурсий и т. д. можно узнать в паломническом центре, который расположен в двухэтажном здании у Казанского собора.

Контакты

Адрес Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь.

Телефоны: 8 (831-34) 4-34-45 паломнический центр ([email protected]).

Официальный сайт монастыря: www.diveevo.ru

Серафимо-Дивеевский монастырь – четвёртый земной удел Богородицы


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с.

Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02'24.2″N 43°14'44.0″E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.



Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв.

сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами.

Совет

Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами.

В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде.

В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной


Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.


Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой.

В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря.

В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь – в гостях у Серафима Саровского


Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником.

По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!».

Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой.

Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы.

Обратите внимание

В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Рейтинг достопримечательности


Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области на карте


Дивеевские источники и источник Серафима Саровского близ Цыгановки


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



Издревле в русском православии почитались источники. Места около них облагораживались, ставились часовни, сооружались купальни. Считалось, что вода в них обладает особыми целебными свойствами, врачует тело и душу.

Многие легенды повествуют о том, как появился родник: либо на этом месте вдруг появилась икона (как, например, в Ильинском), либо святой самолично ударил посохом и забил ключ (Гремячий ключ в Подмосковье)… Из Дивеево мы запланировали поездку на один из Дивеевских источников.

♦ По теме: Экскурсии по Нижнему Новгороду и Нижегородской области

https://www.youtube.com/watch?v=8vpcMhqQUxg

Дивеевские источники


В окрестностях Дивеево расположено немало источников. Наиболее известные среди них следующие:

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево (старинный, на окраине села Дивеево, близ поселка Северный). Считается, что он возник еще во времена Ивана Грозного, после явления в Казани иконы Божией Матери в июле 1579 года.

Источник Матушки Александры в селе Дивеево (новый). Ближайший к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Первоначально бил напротив Казанской церкви, за дорогой. Верили, что он исходит от могилы матушки Александры. В начале 60-х годов была устроена плотина, источник был затоплен. Но ключ забил в другом месте, ниже по реке.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево (новый). Некогда здесь било несколько ключей, в XIX веке рядом с ними построили часовню Иверской иконы Божией Матери.

В середине 1970-х годов в яме, образованной завязшим трактором, стала собираться ключевая вода. Недавно источник облагородили.

Считается, что вода из этого источника особо помогает одержимым недугом беснования.

Источник «Явленный» близ села Кремёнки. По преданию, накануне битвы 9 октября 1670 года между царскими войсками и отрядами Степана Разина, вода в источнике покраснела и явился лик Божией Матери. Также верят, что здесь каждое утро является сама Богородица, чтобы омыть свое лицо, прежде чем пройти по Святой Канавке.

Источник в честь Святой Троицы близ села Автодеево. Рядом находится Никольский скит. По преданию, в этом месте одной женщине было явление Пресвятой Троицы.

Самый известный из Дивеевских источников — источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Находится около деревни Цыгановка, близ хутора Хитрый, на берегу реки Сатис. Расположен он в Саровском лесу и, строго говоря, является уже не Дивеевским, а Саровским источникам.

По преданию, источник этот забил в 60-е годы XX века. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец в белом балахоне.

На вопрос, что он здесь делает, старец лишь трижды ударил посохом о землю и исчез. А в тех местах забили три ключа.

Многие описывают случаи чудесного исцеления от болезней и бесплодия, произошедшие после омовения в водах этого источника.

Наша поездка к источнику Серафима Саровского


Из Дивеево мы, поскольку были несколько ограничены во времени, поехали только на один источник, самый дальний — источник Серафима Саровского. В самом Дивеево никаких указателей мы не нашли. Местные жители объяснили дорогу.

Правда, это объяснение было таким: «Езжайте прямо, никуда не сворачивайте, километров двенадцать». И когда на выезде из Дивеево мы уткнулись в Т-образный перекресток, в нерешительности остановились. Поблизости работал трактор, и мы спросили тракториста, куда ехать.

Видимо, мы были не первыми с этим вопросом, потому что тракторист лишь устало махнул рукой в одном из направлении и буркнул: «направо».

Проехав какое-то расстояние, я засомневалась, туда ли еду. Около какой-то деревушки, где был небольшой автосервис, остановились, чтобы спросить дорогу.

На мой вопрос, туда ли мы едем, дяденька из автосервиса показал на табличку на столбе, которую он самолично приделал и которую я не заметила: «На источник — прямо». Зато он подробно объяснил нам дорогу. Выяснилось, что почти в конце будет перекресток.

Его надо пересечь, но пропустить все машины справа, куда уходит главная дорога. Проехать через строительный рынок, дальше в лесу будут скиты. Дорога сама приведет к источнику. Поблагодарив доброго человека, мы отправились в путь.


Кстати, навигатор, который я подключила, все время глючил, отключался от питания. То ли сказывалась близость закрытого Сарово, то ли батюшка Серафим постарался.


И вот, мы у источников. Пропустить их невозможно — рядом огромная стоянка для машин и автобусов, много людей. Мы взяли канистры для воды и отправились к источнику. В речке плавали ужи — значит, вода чистая.

Сам источник прекрасно оборудован, есть купальни. Мы не рискнули погружаться в воду — уж слишком она холодная. Только омыли лицо.

 Воду из ключей сначала набирают в ведра, а уже из них ковшиками переливают в канистры и бутылки.

Солнце клонилось к закату, а нас ждала долгая дорога в Муром. Поэтому мы заторопились в путь.

Источник Серафима Саровского на карте


Координаты: 54°54’50″N 43°16’4″E

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Дивеевский монастырь


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



В преданьях Серафимо Дивеевской обители хранится вся хронология события монастыря, начиная с его возникновения.

Летопись начинается с того, что в примерно в тысяча семьсот шестидесятом году, когда жена покойного полковника Семенова Агафья выехала из Киева в Саров.

Вдова ехала помимо деревни Дивеево, и она приняла решения заехать в село и передохнуть немного. Остановилась вдова в сельском храме.



Тут ночью в сновидениях вдове полковника и предстала Дева Мария. Пречистая сказала Агафье, что ей надо остаться в этой деревне жить и возвести храм из камня, в котором будет создан женский монастырь. По Святому писанию здесь в селе Дивеево Владычица Небес приняла решение построить свой последний удел, после Афона, Киева и Иверии.



В те года деревня представляла собой не деревню, а скорее рабочий поселок. В этом селе не существовало религиозного духа, и потому сперва Агафья со своей дочерью жила вблизи села. Через несколько лет дочка Агафьи тяжело занедужила и скончалась. Однако невзирая на все свое горе, вдова приняла решения исполнить волю Богородицы и стала строить храм.



Сперва Агафья решает вернутся домой и распродать все свои вещи. А на полученные средства возвести церковь. Она была создана во имя Казанской Пресвятой Девы Марии. Затем как только стройка храма была окончена, Агафья стала начинать строить обитель. Однако для монастыря требовался земельный участок.



Требующую землю никак не могли отыскать, однако в 1780 году случилось чудесное событие – Дивеевский феодал Жданов принес участок земли, который располагался недалеко от храма в качестве пожертвования для женской обители.

На нем после освящения Владимирской христианской церкви женщина возвела три домика, которые обнесла забором. В одном поселилась она, в другом поселились ученицы, а третий служил для гостей. Женщина постоянна приходила в храм и слушала рекомендации преподобных.

Агафья жертвовала очень большие денежные средства для в возведения Успенской церкви в Саровской обители.



Монах обители Пахомий стал духовным руководителям монахинь и принял решение в их новопостроенный монастырь поставлять еду из обители. Монахини со своей ж стороны увлекались рукоделием и отдавали священникам одежду. Спустя Агафья серьезно заболела. И в пятьдесятипятилетнем возрасте скончалась.



Необходимо заметить, что первый раз упоминают о Дивеевской обители Серафима Саровского в начале 1808 году. В то время инокиней обители избрали Анастасию Кирилловну и требования к сёстрам стали очень суровыми. Анастасия преследовала довольно строгий образ жизни. Настоятельница максимально четко следовала правилам обители, и хотела чтоб все следовали ее примеру.



Через несколько лет Серафим Саровский пришел с обращением к Ксении для того чтоб она чуть-чуть изменила правила для жителей Свято Троицкой Серафимо Дивеевской обители.

Однако не взирая на обращения Серафима Ксения ответила отказом.
Через время к Серафиму в сновидениях пришла Дева Мария и сказала, что необходимо построить новый монастырь.

Также Богородица сказала какие монахини должны уйти в новый монастырь.



Так и получилось. С того времени в деревне было построено два женских монастыря. Примечательно, что они были под строжайшем присмотром полиции. Контроль за монастырями велся по тому, что обе этих обители не были законно зарегистрированные. Официальная регистрация этих монастырей произошла лишь в 1839 году.



И только в начале сороковых годов два монастыря объединили в одну обитель и дали название «Свято Троицкая Серафимо Дивеевская Женская обитель».



Где находится Дивеевский монастырь? Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь :


История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать



В России можно найти немало монастырей и храмов, история которых насчитывает не одну сотню лет. Многие из них разрушались, восстанавливались, перестраивались, но всегда хранили свою чистоту и святость. Таким является Серафимо-Дивеевский монастырь. Он признан одним из самых значительных в истории православной России и отличается особым укладом жизни, строгим иноческим правилом.



Познакомимся с историей основания, преданиями и современной жизнью обители, с ее святынями и реликвиями. А также узнаем, где находится Дивеевский монастырь и как удобнее добраться до него паломникам.

История


В 1758 году в Киев приехала богатая помещица из рязанской области Агафья Мельгунова. В 30 лет она овдовела, позднее умерла ее 9-летняя дочь. Тогда женщина решила вступить на духовный путь. В Киево-Флоровском монастыре она постриглась в монахини и стала матушкой Александрой.

Однажды во время пребывания в Киево-Печерской Лавре после ночной молитвы ей было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Александре обойти все великорусские места на севере России и там, где укажет Божья Матерь, основать новую святую обитель.

Старцы Лавры приняли за истину видение монахини и, дав благословение, отпустили ее в долгое и нелегкое странствие по Руси.

Важно

И вот когда матушка Александра в 1760 году направилась в Саровскую пустыню из Мурома, остановилась она отдохнуть в селе Дивеево. Ей вновь привиделась Богородица с указанием, что именно это место положено монахине для основания обители и служения Богу до окончания своей жизни. С этого момента и начинается история Дивеевского монастыря.

Уже через четыре года здесь, рядом с деревянной Стефановской церковью, на собственные средства монахини был заложен фундамент Казанского храма. А в 1780 году прошло освящение церкви. В ней было два алтаря (или придела). Левый устроен в честь святителя Николая, а правый – (по указанию Божьему) в память о первомученике архидиаконе Стефане.

Изначально Казанский храм был приходским. Однако отец Серафим (Саровский) предвидел, что это будет монастырский собор. И в 1788 году матушка Александра с благословения саровских старцев получила у местной помещицы почти 2,5 тысячи кв. м усадебной земли вблизи храма.

Там был построен большой дом с надворными постройками. В нем вместе с матушкой Александрой поселились еще четыре послушницы. С годами община росла. В 1789 году попечение над ней взял Серафим Саровский, тогда еще носивший сан иеродиакона.

А в 1826 году по его благословению была устроена Мельничная община, находящаяся недалеко от Казанской.

Серафимо-Дивеевский монастырь


Через девять лет после смерти старца Серафима обе общины объединили и назвали Серафимо-Дивеевской. Статус монастыря она получила гораздо позже, в 1861 году. Казанская церковь с приделами действовала отдельно.

В течение последующих 50 лет обитель достраивали и расширяли. Так был возведен игуменский корпус, позднее в восточной части была устроена домовая церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.

К началу 20 в. Серафимо-Дивеевский монастырь превратился в крупное иноческое общежитие. По списку здесь проживало в три раза больше людей, чем в селе Дивеево.

Совет

Во время революции многие храмы были разрушены, а священнослужители изгнаны из своих обителей, либо преданы мученической смерти. Не обошла стороной эта ужасная пора и Дивеевский монастырь. Матушка Евдокия (Шикова) и ее три послушницы были убиты в 1918 году. Сегодня в их честь отстроен и освящен придел в Казанском храме.

Годом позже обитель приобрела статус трудовой артели (хотя и продолжала еще действовать). А через восемь лет ее закрыли вовсе. Послушницы расселились по округе, пытаясь сохранить дивеевские святыни. В военные годы закрыли и Казанский храм, частично он был разрушен.

Современная жизнь


Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.

В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг.

в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.




Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками.


В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу.

Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.

В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.

Спасо-Преображенский собор


Спасо-Преображенский собор является частью Дивеевского монастыря. Он был заложен в 1907 году и к началу революции его полностью достроили. Не было лишь отопления.

Советская власть внесла изменения в привычный уклад жизни собора, превратив его сначала в гараж, а затем в тир.

Удивительно то, что эти печальные события предвидела еще в момент закладки фундамента храма блаженная Прасковья Ивановна.



Возрожденному монастырю собор был передан в 1991 году, и восстановление его продолжалось еще несколько лет. Фотографии разрушенного храма сегодня можно увидеть на специальной памятной доске на территории Церкви Рождества Христова, здесь же в Дивеево.

В 2000 году храм приобрел святые мощи преп. Марфы Дивеевской. Тут также можно поклониться мощам блаженной Параскевы (или Паши Саровской), которая предсказала гибель династии Романовых и жестокие гонения на Церковь.

По давней традиции главную службу в праздник «Успения Божьей Матери» проводят в Спасо-Преображенском соборе.

Благовещенский собор


В 2012 году было принято решение о строительстве нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это было сделано по завету Серафима Саровского. Попытки предпринимались еще столетие назад, однако тогда место, указанное старцем, было занято.

Там стояла Тихвинская церковь, основанная Иваном Толстошеевым, лжеучеником батюшки Серафима, гонителем сестер Дивеевского монастыря. После революции в ней устроена была паровая мельница. Через год она сгорела, и на ее месте построили кирпичную столовую для школы-интерната.

Обратите внимание

В 2011 году интернат перенесли в село Сатис. И место для возведения храма освободилось.

По плану размеры его определены священной реликвией Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину (24 м), 30 – в длину (36 м) и 50 – в высоту (60 м). За основу был взят храм Заиконоспасского монастыря в стиле московского барокко 18 века. Белоснежные стены, стальная кровля, золотая главка и восемь приделов – именно таким предстанет храм перед прихожанами.

Святыни монастыря


Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом.

Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года.

Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.


В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.


Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.

В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.

К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.

Важно

Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.

Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.

Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.

Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).

В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.

Святые источники


Так, где находится Дивеевский монастырь, уже давно бьют из земли целебные источники. К ним тянутся болящие христиане со всего мира. Самым древним считается Казанский источник. Помимо него, здесь есть целебные родники Иверский, матушки Александры и целителя Пантелеймона.

Но наиболее почитаемым является источник преп. Серафима, который расположен возле реки Саровки, у поселка Цыгановка. Он явил немалые чудеса исцеления при жизни старца и после его смерти. В советские годы источник засыпали. Однако он чудесным образом пробился в другом месте. Засыпать его так и не смогли. К 2009 году здесь была построена часовня и три купальни.

Реликвии


В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.

В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры – основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.

Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.

Совет

В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.

Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.

Скиты и подворья


На скитах и подворьях Серафимо-Дивеевского монастыря действуют храмы. На первых сестры обители занимаются хозяйственными работами, а вторые выполняют представительскую функцию.

Монастыри Спасо-Зеленогорский, Серафимо-Понетаевский и Свято-Троицкий Белбажский теперь действуют еще и как скиты Дивеевской обители.

Как добраться паломникам


Для паломников уже давно не является тайной информация, где находится Дивеевский монастырь и какие богослужения и празднества в нем проходят. Он расположен примерно в 180 км от Нижнего Новгорода и одной частью граничит с Мордовией.

Согласно историческим данным, раньше эту землю населяли мордовские племена. Но Иван Грозный в борьбе за Казанское ханство вытеснил их. Тогда был образован город Арзамас и села в округе. Дивеево получило свое название по имени татарского мурзы Дивея, который выступал на стороне царских войск.

С юга до Дивеевской обители удобнее добраться через Рязань или Саранск, с востока – из Самары через Пензу или Ульяновск.


Из Арзамаса и Нижнего Новгорода в Дивеево ходят автобусы. Если добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево.


При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому в случае необходимости можно сделать пересадку в Арзамасе.

Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше ехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, после свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево.

Адрес Дивеевского монастыря: Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района. Где он расположен, знает каждый местный житель области. Поэтому сложности с поиском просто невозможны. Епархией организуются поездки для желающих посетить монастырь трижды в неделю (из Нижнего Новгорода), для пенсионеров, ветеранов и инвалидов предусмотрены единичные поездки.

Где остановиться


Там, где находится Дивеевский монастырь, в настоящее время интенсивно развивается инфраструктура, в частности, есть магазины, гостиницы. Последние отдельно ориентированы на прием паломников и священнослужителей.

Также гостиничный центр есть на территории монастыря. Проживание и питание в нем предоставляются бесплатно. Взамен от паломников требуется послушание (выполнение определенных работ).
12-11-2019, 13:19
Вернуться назад