Сколько веревочке виться?



История с рейдерским захватом нефтебазы предпринимателя Валерия Хона, в которой главную скрипку играл экс-премьер Омурбек Бабанов, получила очередное продолжение. Грядущей осенью истечет срок действия кабального договора, заключить который Валерия Павловича вынудил (с подачи своего «кореша» Бабанова) печально известный Максим Бакиев. Но, похоже, олигарх снова намерен подложить «компаньону» свинью: по замыслу Омурбека Токтогуловича, даже получив нефтебазу обратно, Хон не сможет эксплуатировать ее или сдать в аренду. Все потому, что Бабанов отстроил в Сокулуке новую базу ГСМ и, естественно, не потерпит рядом конкурента. Самое интересное, что матерые политики, которые в свое время свалили Омурбека Бабанова с кресла главы правительства, почему-то упорно не желают обращать внимания на его «проделки». Напомню, что история эта началась в июле 2008 года, когда руководство ОсОО «Мунай Мырза Базис» в лице его главы, бабановского племянника Сагадылда уулу Жаныбека, заключило с хоновским ОсОО «ВОССТ» договор купли-продажи нефтебазы. Цена вопроса — пять миллионов долларов: именно эту сумму родственник бизнесмена-политика должен был перечислить на счет «ВОССТ» в течение трех дней после подписания документов (понятно, что таких денег у молодого человека не было, выплату гарантировал сам Омурбек Токтогулович). Хон, в свою очередь, в эти же сроки обязался передать покупателю все права на объект. Свои обязательства Валерий Павлович выполнил, но деньги на счет так и не поступили… (Много позже в беседе со мной Омурбек Бабанов признался, что и не думал перечислять средства партнеру. На юридическом языке такие действия называются рейдерским захватом и в любой цивилизованной стране караются по закону. Но не в Кыргызстане: все судебные инстанции республики радеют за интересы политика-олигарха.)

Позже Бабанов (не без помощи все того же «принца» Максима) вынудил Валерия Хона на пять лет передать нефтебазу в аренду своей подставной фирме «АТЭК Ойл» по цене втрое ниже рыночной. При этом, подчеркиваю, всевозможные ремонтные работы на объекте могли вестись только с разрешения собственника, то есть ОсОО «ВОССТ». Однако бабановские работники самовольно провели на базе сварочные и прочие работы, не соответствующие местным требованиям. Сегодня нефтебазой пользуются субарендаторы — племянник и сестра политика. Это притом, что компания «АТЭК Ойл» вообще не имела права заключать договор субаренды, поскольку на объект наложен судебный арест.
Казалось, после смены власти в апреле 2010-го Валерий Хон мог бы надеяться на благополучный исход дела. Но «мальчик» Омурбек Бабанов оказался на диво гуттаперчевым — он умудряется находить себе покровителей при любом режиме. В бакиевский период Бабанову подсобил Максим Курманбекович, после его взяла под свое крыло Роза Отунбаева, ставшая сначала главой временного правительства, а позже — «переходной» президентшей.

Нынешний глава государства, находящийся под влиянием разного рода советников (в том числе и Розы Исаковны), любит время от времени сокрушаться по поводу несовершенства нашей судебной власти. Как-то, выступая на заседании Совета по судебной реформе, Алмазбек Шаршенович изрек, что «несправедливая судебная система стала причиной, которая привела к двум революциям, народным восстаниям, поэтому справедливая судебная система — основа будущего страны». Однако складывается впечатление, что в действительности эта самая «основа будущего» мало интересует президента…

Борясь за нефтебазу, Валерий Хон пережил три покушения. В первый раз Валерия Павловича спас Шамиль Атаханов, который оказался рядом и спугнул нападавших. Во второй раз на бизнесмена напали трое неизвестных с арматурой, битой и ножом — тогда он чудом выжил. А третье нападение произошло прямо в стенах парламента, где его ударили по голове, после чего упавший Хон получил в грудную клетку пинок такой силы, что судмедэксперты зафиксировали у него перелом ребра.

Поняв, что в родной стране справедливости не добиться, Валерий Павлович обратился в международные инстанции — благо, Кыргызстан некогда ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП). Согласно документу, наше государство обязано было обеспечить пострадавшему эффективную правовую защиту, но не сделало этого.




♦ ♦ ♦

В договоре субаренды нефтебазы от 9 декабря 2009 года говорится, что «все неотделимые улучшения, производимые для повышения производительности объекта, проводятся только арендодателем по отдельному соглашению в счет арендной платы». Но, повторюсь, сразу после подписания контракта на базе стали проводиться не согласованные с арендодателем ремонтные и строительные работы. Более того, Валерия Хона и руководство ОсОО «ВОССТ» не допускали на территорию объекта для контроля деятельности арендатора.

Тогда же Валерий Павлович предположил два варианта развития событий: Бабанов либо хочет предъявить ему огромный счет за проделанную работу и таким образом вновь отнять нефтебазу, либо откажется платить за аренду, мотивировав это расходами на проведенные работы (и плевать, что никто не давал на них разрешения). По прошествии времени стало ясно, что экс-премьер смотрел куда дальше: он построил в Сокулуке новую нефтебазу, чтобы спокойно отдать Хону его собственность. Главная подлость заключается в том, что ремонтные работы на хоновском объекте не были согласованы не только с владельцем, но и с соответствующими государственными структурами. Понятно, что когда база вернется в распоряжение хозяина, все госинспекции, которые не смели и слова возразить всесильному Омурбеку Токтогуловичу, как шакалы кинутся на ОсОО «ВОССТ», запретив эксплуатировать объект. И предлог для этого будет самый благовидный.

♦ ♦ ♦

Причиной отставки премьер-министра Омурбека Бабанова, если помните, послужил племенной конь, подаренный главе кабмина представителями турецкой компании «Серка». В августе 2012 года депутаты фракции «Ата-Мекен» обвинили Омурбека Токтогуловича в коррупции и потребовали завести на него уголовное дело: поводом послужил как раз подарок. Обвинение против Бабанова выдвинул «атамекеновец» Джоомарт Сапарбаев, уличивший премьер-министра в лоббировании интересов турецкой фирмы. Тот, используя служебное положение, присудил «Серке» победу в тендере на строительство аэронавигационной башни в аэропорту Манас, за что, как утверждал Сапарбаев, и получил дорогущего скакуна английской породы (стоимость такой лошади, по разным данным, колеблется в пределах от 500 тысяч до 1,3 миллионов долларов), минуя таможенные процедуры.

С вопросом о том, почему депутаты, заинтересовавшиеся «конским делом», не проявили аналогичного интереса к рейдерскому захвату Бабановым чужой нефтебазы, я обратился к самому Джоомарту Сапарбаеву.

— Именно наша фракция говорила и о захвате Бабановым этой базы, — ответил «атамекеновец». — Мы хотели вынести вопрос на пленарное заседание, но депутаты из других фракций нас не поддержали, поэтому мы рассмотрели его сами. Пригласили Валерия Павловича, и он принес все документы, подтверждающие его правоту.

— Это было в тот день, когда на Хона напали в здании Жогорку Кенеша?

— Да, и насколько я знаю, это было не единственное покушение на предпринимателя. Мы направили в Генеральную прокуратуру письмо с просьбой разобраться в деле Валерия Хона. Но, по непонятным нам причинам, Валерий Павлович не поддержал свое обвинение.

— ???

— Не знаю, в чем дело. Наверное, были какие-то причины…

— Я слышал, что Валерий Павлович никогда не отказывается от своих слов. Говорят, депутаты сами отказались его выслушать… Однако меня интересует другое: намерены ли парламентарии, вернувшись из летних отпусков, поднять вопрос о конфликте вокруг нефтебазы?

— Мы сейчас как раз занимаемся сбором информации по этому и другим делам Омурбека Бабанова. Буду рад, если вы или кто-то еще представит новые документы, свидетельствующие о его проделках.
Улугбек БАБАКУЛОВ.
http://www.mk.kg/articles/2014/07/22/skolko-verevochke-vitsya.htm