Мигранты и шовинисты



На что рассчитывают инициаторы визового режима?
В каждой стране власть старается внушить населению страх перед каким-нибудь явлением. На него всегда можно свалить ответственность за собственные промахи и отвлечь население от поисков настоящих виновников. В России таковыми «козлами отпущения» в разное время становились масоны, евреи, шпионы, вредители и даже гомосексуалисты. Теперь эту сомнительную честь с ними разделяют трудовые мигранты из Средней Азии, против которых ополчилась российская «прогрессивная общественность».
И хочется, и боязно
Как ни странно, всем известно, кто виноват в тяжёлом состоянии российской экономики. Народ со свойственной ему проницательностью прекрасно понимает, что источник бед – это коррумпированная власть, продажные чиновники и бестолковые управленцы. По идее озвучивать эти мысли и доносить их до власти по всем политологическим канонам должна оппозиция. Но поскольку в России она представляет собой зрелище весьма жалкое, то и все её действия отличаются убогостью. И это понятно – никто ведь не хочет, чтобы его забили в тюрьме насмерть, как Магнитского, или навсегда изгнали из информационного поля, как Лимонова, Делягина и прочих. А верещать очень хочется. Вот и выбрали тамошние бузотёры самую безобидную жертву – трудовых мигрантов из Азии.
11 февраля 2013 года Координационный совет российской оппозиции заочным голосованием принял заявление «О необходимости отмены безвизового режима со странами Средней Азии». Текст данного документа поражает своим лицемерием и ханжеским морализаторством. Например, в нём написано, что «из года в год ширится поток мигрантов из Средней Азии в Россию, а мигранты соглашаются на нищенскую оплату и ужасные условия труда». Казалось бы, сейчас последуют фразы возмущения столь безобразным положением дел. Ан-нет! Вместо этого делается вывод, что такой процесс «подрывает рынок рабочей силы в самой России». Или вот ещё «существование на полурабских условиях вынуждает многих мигрантов пополнять ряды криминалитета», словно подавляющее большинство преступников в РФ – не этнические русские, а неизвестно откуда набежавшие гастарбайтеры. Но это ещё не всё. Оказывается, «неконтролируемая миграция подрывает попытки России интегрироваться в Европу». Вот оказывается, кто виноват! Не повсеместное попрание прав человека, не сомнительные судебные процессы, а трудяги, приехавшие заработать себе и своим семьям на пропитание.
Впрочем, не только «картонная» внесистемная оппозиция пытается вякать. В Государственной думе тоже нашлись деятели с аналогичными идеями, и, что интересно, из партии, которая, судя по своему названию, должна придерживаться позиций интернационализма. Речь идёт о КПРФ. Давно утратившая всё свое коммунистическое содержание, эта организация всё более превращающаяся в охранительную национал-шовинистическую служанку Кремля, присоединилась к истерике вокруг угрозы со стороны мигрантов. Её депутаты выступили с очередными поправками в законодательство, смысл которых опять-таки сводится к необходимости введения виз для приезжих из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
– Что тут говорить? – замечает по этому поводу глава Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – КПРФ – самая ксенофобская и расистская партия в Думе. А разжигать ненависть к мигрантам – единственное, что могут сделать депутаты, надеясь завоевать хоть какое-то сочувствие публики.
А теперь немного статистики. Специалисты МИД КР рассказали нам, сколько наших соотечественников в прошедшем году выехало за пределы Родины в поисках лучшей доли.
– По предварительным данным, за 2012 год на территорию России выехало порядка 530 тысяч человек, но информация пока не точная, мы ждём подтверждения от ФМС РФ, – объяснили в ведомстве. – Эта цифра показывает количество мигрантов, официально вставших на консульский учёт. Территориально большинство наших граждан расположилось в Московской области и Белокаменной. Наименьшее число кыргызстанцев переехало в Дальневосточный федеральный округ. Порядка 110 тысяч оформили разрешение на работу. Около 70 тысяч человек получили патенты на занятие предпринимательской деятельностью. Также нам известно, что где-то 50-60 тысяч находятся за границей по иным мотивам, т.е. по учёбе или же личным целям. Из оставшихся – около 290 тысяч наших соотечественников пребывают в России с неурегулированным правовым статусом. Но и здесь стоит отметить, что цифра постоянно меняется, ведь кто-то приезжает, а другие покидают территорию иностранного государства.
Получается, больше полумиллиона наших сограждан официально находятся в России.
Человеческий капитал
На что же рассчитывают инициаторы визового режима? Даже если на секунду согласиться с теми, кто говорит о серьёзном влиянии мигрантов на криминогенность России, идея всё равно бредовая. Ведь разве наличие визы остановит тех, кто считает для себя позволительным нарушать закон? В Кыргызстане, к примеру, почти у всех есть паспорта, но это никак не мешает многим из них грабить и убивать.



Есть, впрочем, идея так называемой легализации гастарбайтеров. По данным главы Федерации мигрантов Муххамада Амин Маджумдера, на территории России сейчас проживает около 10 млн. нелегальных иностранцев — они работают в теневом секторе, хотя могли бы приносить прибыль экономике страны. По его мнению, лучший выход из этой ситуации — разово амнистировать всех нелегалов. Экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслав Поставнин напоминает, что за рубежом часто практикуют амнистию мигрантов, и этот опыт признан удачным.
— В США один раз в 15 лет проводят подобные действия, – объясняет он. – Сейчас в Америке готовится легализация молодёжи, которая прожила на территории страны не менее пяти лет. Таким образом, Штаты получают человеческий капитал в виде добропорядочных граждан. В разное время амнистию проводили Испания, Италия, Германия и Франция.
Однако не все эксперты считают, что послабления смогут улучшить ситуацию. Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что легализация иностранцев приведёт лишь к очередным проблемам. По его мнению, подобные меры только закрепляют и стимулируют нарушения закона.
Заведующая отделом миграции Института стран СНГ Александра Докучаева уверена, что подобные предложения являются абсурдными и спровоцируют всплеск мздоимства.
– Систему учёта создать можно, но если в ней допустят ошибки или её захотят обойти, то это может привести к новым взяткам в системе контроля за миграционным потоком, – говорит она. – Наказывать надо нанимателей нелегальных рабочих. Это похоже на перекладывание проблемы с больной головы на здоровую.
Инокультурные жители
Ещё один аналитик, экс-депутат Госдумы РФ Вячеслав Игрунов рассказал автору этих строк, какие в действительности причины порождают антимиграционные настроения в России, и что будет, если их глашатаи убедят власть в своей правоте.
– Стремление освободиться от трудовых мигрантов охватило в России всё общество, – убеждён он. – Если власть, которая столкнулась с реальными трудностями, смягчила свою позицию (да и то не слишком), то её место теперь занимает оппозиция – от коммунистов до либералов. Резолюция КС оппозиции по этому вопросу столь же изоляционистская, как и предложения коммунистов. Такие настроения отражают рост общей напряжённости в обществе, конфликты с инокультурными новыми жителями больших городов (прежде всего, с выходцами из Северного Кавказа). Обыватель ищет защиты от некомфортности, от чужой речи, от чужого стиля поведения, которые стали повсе-дневными. И не находит простых решений, кроме попыток изгнания чужих. Это сделать трудно, потому что реальные экономические интересы делают выгодным привлечение мигрантов. Запретительные же меры только ставят трудовых мигрантов во всё большую и большую зависимость от коррумпированных правоохранительных органов и бюрократии. Нечистоплотные работодатели также пользуются этим для своей выгоды. Например, выгодно привлечь рабочих, затягивать выплату им заработной платы, а через пару месяцев наслать на них ОМОН, чтобы их выселили из Москвы и отправили, скажем, в Таджикистан. Но простые люди не очень понимают действие всех этих механизмов, они искренне надеются на возвращение к более привычной городской среде. КС оппозиции даже говорит, что введение виз защитит законных мигрантов и избавит их от рабского труда. Что совершенно ошибочно, поскольку виза автоматически не предполагает разрешения на работу. Более того, изгнание среднеазиатских мигрантов увеличит приток мигрантов из Северного Кавказа, с которыми у москвичей и жителей иных городов Центральной России гораздо больше конфликтов. А их-то из России не выставишь. Они – россияне. Вот и хочет Путин снова ввести крепостное право, вернув институт прописки.
Но есть, наверное, и ещё одна проблема, о которой, видимо, не задумываются или просто умалчивают борцы с мигрантами из Средней Азии. Рабочая сила, прибывающая в Россию из стран бывшего СССР, нужна в первую очередь ей самой. Даже если кыргызов, казахов, узбеков и таджиков выживут из страны, и они в большинстве своём окажутся вынужденными уйти, их горе не сравнится с тем, которое постигнет саму Россию. Трудовые мигранты погорюют, но найдут себе другие страны, особенно если учесть, как растёт число наших соотечественников, отправившихся работать за океан. Мы не пропадём. А вот удержит ли вожжи Путин, когда Россию покинет армия людей, готовых «пахать» за гроши? Согласятся ли на такие же нищенские оклады сами россияне? Не полыхнёт ли Белокаменная, а за ней вся Федерация, когда кремлёвские чиновники и их думские подпевалы обнаружат, что у них нет денег для выплаты настоящих РОССИЙСКИХ зарплат?
Да и ещё – кого после ухода из России трудовых мигрантов начнут винить властители-неудачники? Вероятно, животных. В Санкт-Петербурге, например, уже принят закон, запрещающий… топот котов.
Виктор Волгин


Комментарии (2)