Сегодня: 24.10.2018
Новым премьер-министром Кыргызстана стал Мухаммедкалый Абылгазиев              Главные события 2017 года в мире              Сооронбай Жээнбеков официально вступил в должность президента Кыргызстана              Дастан Джумабеков избран спикером Жогорку Кенеша              Премьер-министр Кыргызстана принял решение расторгнуть договор с чешской компанией Liglass Trading              Правительство Кыргызстана отзовет из судов все иски против компании «Кумтор»              Премьер-министр России Д. Медведев одобрил единовременное списание Россией долга по кредитам Кыргызстана в размере $240 миллионов              Команда "Азия MIX" победила в финале Высшей лиги КВН              В Кыргызстане отложили всеобщее налоговое декларирование до 2020 года              Бишкекский городской кенеш постановил считать Днем города Бишкек 29 апреля              Президент подписал Закон КР об объявлении 7 апреля праздничным нерабочим днем              Нурсултан Назарбаев на президентских выборах набрал 97,75% голосов избирателей             



Кыргызов учат торговать

Кыргызов учат торговать Нужен ли государству экспорт?
Экономика «азиатских драконов», Латинской Америки, США, Германии, Японии выросла благодаря экспорту. Не только она, есть и другие примеры. В 50-е годы прошлого века США начинали с экспорта сырья, пшеницы, хлопка, меди, угля. ФРГ в те же годы экспортировала уголь, чёрные металлы, химическую продукцию. Япония – текстиль, металлы, химическую продукцию. В 60-е
годы в экспорт включились новые индустриальные страны. Может ли и наша республика пойти по такому пути?
Кустарный товар
Кыргызстан тоже хочет торговать, правда, пока у него не очень получается. Выход на мировой рынок – головная боль нашей экономики сегодня. Всмотримся в цифры. В общем объёме товарооборота за прошлый год доля импорта составила 73,9%, а вот экспорта всего – 26,1%. При этом импорт вырос до 5373,9 миллиона долларов, а экспорт уменьшился, составив 1893,8 миллиона «зелёных». И дело вовсе не в том, что наши бизнесмены категорически не хотят вывозить свою продукцию за рубеж. Другое плохо: не так просто попасть на заграничные рынки. Нужно, чтобы наш товар был, как минимум, конкурентоспособен по качеству, объёмам, стоимости, времени производства и доставке.
– Я живу в Турции и могу сравнивать качество кыргызстанского и турецкого товаров. Сразу скажу, что пока наше производство не поднимется на много порядков, мировой рынок нам не по зубам. Наш товар – убогий и серый, произведён кустарным способом и очень дорогой по цене. Скучный ассортимент, некачественная упаковка, тоже унылая и безвкусная. Турки просто не купят то, что мы им привезём, – так прокомментировал мой вопрос о возможности экспорта Нур Султанов, обычный кыргызстанец, живущий в стране янычаров.
И вправду, покупатель голосует деньгами. Мне вспоминается, как много лет назад в Минкуше начали производить зубные щётки. Они были дорогими, некрасивыми и кондовыми, хотя и с натуральной щетиной, так сказать, «экологически чистый продукт». Но «несознательные» кыргызстанские покупатели упорно брали красивые китайские щётки, игнорируя минкушские попытки рассказать им, что китайский товар плохой. Думаю, точно так же поведёт себя любой покупатель в любой точке мира.
Что же сделать, чтобы нас всё-таки «покупали»? Ответ чиновников как всегда прост. Для этого нужна особая Стратегия развития экспорта страны (СРЭ). Ну да, стратегии мы плодим чуть ли не каждый год. От бессилия и неумения работать, наверное. Словом, Министерство экономики КР написало, точнее, дописывает ещё одну стратегию, и планирует к марту начать её утверждать в правительстве.
Между тем интересно было бы изучить и наши местные феномены. Например, швейники как-то сумели пробиться на российский рынок ещё до того, как Минэконом засучило рукава. Швейный экспорт – заслуга не Темира Сариева, не президента Акаева или Бакиева. Это заслуга покупателей России, которые выбрали наш товар. Тут надо сказать «спасибо» Всемирной торговой организации (ВТО). Она дала возможность ввозить в Кыргызстан китайские полуфабрикаты по низким ценам. Здесь мы вкладывали в них свой труд и продавали не членам ВТО.
А что чиновники? Им почему-то кажется, что если они определят мероприятия и ведомства, ответственные за их исполнение, это заставит весь мир покупать нашу продукцию, даже если она будет похожа на те минкушские зубные щётки...
Однако чтобы написать фундаментальный труд по стратегии, понадобились добрые помощники. Спасибо, Международный торговый центр (ITC) и Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) откликнулись – они-то торгуют по всему миру, им виднее. Летом и осенью прошлого года международные специалисты поделились секретами с нашими экономистами, что нужно сделать, чтобы выйти на мировой рынок. Например, мы узнали о том, что экспортировать мясомолочные продукты получится, если ввести систему учёта скота и его паспортизацию. Беспаспортную говядину заморские граждане не едят.
Геополитическое место
В целом же документ о нашем рыночном будущем выглядит слабо, изобилует трескучими фразами, за которыми чувствуется пустота.
– Никогда наше государство не было заинтересовано в экспорте, не заинтересовано в нём оно и сегодня, – так прокомментировал оценку СРЭ эксперт по экономическим вопросам Болот Алымкулов. – Кто у нас может заниматься экспортом? Только власть имущие. Максим Бакиев в своё время забирал то, что интересует зарубежье. Ореховый кап, орехи, фасоль, энергетику, поливную воду, золото. Кстати, о последнем, разве простому бизнесмену позволят заниматься разработкой золотого месторождения? И воду не дадут, там сидят так называемые «чёрные». Об этом нигде не пишется и не говорится, но в этот бизнес просто так не вклиниться. К тому же воду возить – высокие транспортные расходы. Автомобилем не навозишься – себестоимость дороже золота. К сожалению, мы вообще не воспринимаемся как надёжные партнёры, и это ставит большой и жирный крест на всех наших попытках крупно торговать. В торговле есть понятие чести. Если ты честен, – с тобой можно иметь дело, если ты «кидала», – тогда и тебя будут кидать.
Нам для начала нужно измениться самим, стать устойчивыми и солидными, говорить всегда одно и то же, а мы сегодня дружим с одной страной, завтра – с другой, послезавтра – с третьей. Пока мы не утрясём своё геополитическое место в мире, у нас ничего не сдвинется. После мародёрства и межнациональных конфликтов нас воспринимают как варваров и маргиналов, в наш профессионализм особо не верят. Как, например, мы ведём себя с «Кумтором»? То одно решение принимаем, то – другое. Кто же захочет иметь с нами дело в бизнесе? Пока наше имя грязно, ни экспорта, ни импорта не видать.
Успех им только снится
– Значит, проблемы торговли тоже упираются в политику?
– А как же. Каждая страна оберегает свои рынки. Мы можем написать ещё пятнадцать стратегий, но это не сработает до тех пор, пока господин министр экономики не съездит, например, в Китай и не попросит разрешения торговать хотя бы в одном их округе. Рынки закрытые, никто на них чужаков просто так не пускает. Хорошо, допустим, провели переговоры, и какая-то из стран Европы или Азии открыла нам свой рынок. Что мы можем им предложить? Тут встанет вопрос о производстве. Это технологии, оборудование, мировые стандарты, профессиональные кадры. Ничего этого у нас нет.
– Минэкономики активно и спешно занимается стандартизацией.
– Нам нужно привести в соответствие с мировыми свои стандарты, унифицировать их. Никто не купит курицу, если мы не докажем, что она получена из такого-то яйца, выращена в таких-то условиях, там был такой-то температурный режим, она питалась таким-то кормом, забой был такой-то и в такие-то сроки, не раньше и не позже.
– Есть множество вопросов, которые бизнес не возьмёт на себя, ими должно заниматься государство, чтобы помочь экспорту.
– Но оно не помогает. Оно лишь пишет стратегию, обещая, что будет помогать. Возьмём ту же швейную промышленность. Если государство будет адекватным и предсказуемым и границы с Казахстаном не будут то открываться, то закрываться, – для швейников уже одно это будет большим подспорьем.
– В предварительном разговоре вы упоминали о том, что для экспорта нужно решить проблемы инфраструктуры, которая свяжет Кыргызстан с рынками сбыта.
– Через горы на верблюдах свой товар мы не повезём. Самый дешёвый транспорт после водного – это железная дорога. Но кроме коммуникации, есть множество и других важных факторов. Например, без сильной энергетической базы стать экспортным государством нереально. Этого тоже нет в стратегии. А самое главное – нужно навести порядок в головах наших чиновников. Пока министры не осознают, что на самом деле нужно делать, чтобы запустить экспортный механизм, громкий успех им будет только сниться, а, проснувшись, они будут писать одну за другой ещё множество стратегий.
Гульмира ИБРАИМОВА



1 комментариев















Информация



Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наши партнеры: