Профессия - убицы



Однажды 30-летний бишкекчанин Александр Ким собрал у себя дома в Кызыл-Аскере нечто вроде рабочего совещания. Пригласил сводных братьев Григория и Владимира. Показал оружие (ножи, обрезы) и маски. Всё, сказал, хватит горбатиться за копейки (сам он - в прошлом таксист, а братцы трудились в макаронном цехе).
С завтрашнего дня, объявил старший Ким, у нас с вами начинается "настоящая" работа. Такая, благодаря которой мы сначала купим контейнер, потом товар, а дальше уже бизнес пойдёт как по маслу…

Кто первый, кто последний?


"Мой отец, Навруз Абушов, занимался в Бишкеке частным извозом. Ездил на машине "Мерседес-Бенц" белого цвета. В середине августа 2011 года он пропал. Точную дату назвать не могу… 19 августа мы написали заявление в Октябрьское РУВД Бишкека. 21 августа нас вызвали на опознание в Сокулук.
Отец находился в морге. Я его опознала по одежде, наколке и вставной челюсти" (из показаний в суде дочери одного из убитых).
"Телесные повреждения Абушова Н. характеризовались двумя проникающими и четырьмя не проникающими в грудную полость колото-резаными ранениями грудной клетки с повреждением внутренних органов" (из заключения судебно-медицинской экспертизы).
Навруз Абушов считается первой "официальной" жертвой этих четверых подонков. А был ли он первым на самом деле? Таксисты в Бишкеке пропадали и раньше, и трупы их потом находили с ножевыми и огнестрельными ранениями. Во многих случаях почерк убийств практически идентичен.
Братья Кимы и Владимир Ротарь на следствии брали на себя ещё несколько похожих убийств, однако доказательств их причастности и к ним тоже милиционеры так и не нашли.
Есть неофициальная версия, скорее - предположение, что старший из Кимов, Александр (который, собственно, и организовал банду), раньше состоял на более скромной "должности" в некой подобной группировке. После же откололся и решил "работать" самостоятельно…
Предположения и версии, какими бы правдоподобными они ни казались, к уголовному делу не подошьёшь. Им, этим троим (четвёртого - опять же по "официальной" версии - так пока и не нашли, и материалы в отношении его выделили в отдельное производство; впрочем, к четвёртому мы ещё вернёмся), с лихвой хватит и доказанных преступлений.
Таксиста Абушова бандиты попросили отвезти их в Сокулукский район. Там, в поле между сёлами Озёрное и Степное, остановили, оглушили ударом по голове, вытащили из машины и изрезали ножом. Тело запихали в багажник его же автомашины, вывезли в район военно-антоновского кладбища, сбросили в арык и забросали мусором.



Двоих таксистов убили по одной схеме. Сначала увезли за город…

…потом оглушили, застрелили или зарезали.



"Официально" после Абушова (с которым расправились в период с 15 по 17 августа 2011 года) был убит Хасан Имиров. Тоже таксист. Тоже водитель "Мерседеса". 20 августа 2011 года Кимы и Ротарь наняли его, чтобы ехать в садоводческое общество "Приборист" (Аламединский район).
Имирова не зарезали, а застрелили из двух обрезов. Тело бросили там же, в районе "Панорамы". А на "Мерседесе" убитого через два дня снова отправились на "работу".
Последним, по официальной версии, был Александр Солдатов. Не таксист. Предприниматель, владелец пейнтбольного клуба. Человек, которого близко знали очень многие - в том числе и те, от кого зависело скорейшее раскрытие его убийства. На нём, Солдатове, убийцы и споткнулись.
А между Солдатовым и Имировым был, оказывается, ещё и Игорь Лещёв.


"Не попали, потому что пьяные были"…


Случилось это ночью 22 августа 2011 года в Ленинском районе Бишкека. Таксист Игорь Лещёв приехал по вызову к дому клиентов. Везти пассажиров (на их счастье, замешкавшихся дома) надо было в аэропорт "Манас".
Ожидая клиентов, Игорь стоял около своей "Хонды-Одиссея". В свете фар увидел несущийся по направлению к нему "Мерседес" с повреждённым габаритным огнём. Потом выяснится, что это - тот самый "Мерседес", который лишь позавчера принадлежал застреленному на "Панораме" таксисту Имирову.
Машина затормозила около Игоря. Из неё выскочили двое.
- Ротарь и младший Ким, - уверенно говорит Игорь. - Я их потом опознал без труда. Но успел заметить, что в салоне "Мерседеса" оставался кто-то третий. Который, видимо, и руководил нападением.
Я стоял, слегка наклонившись к багажнику своей машины. Мне в спину выстрелили. Руку обожгло пороховыми газами, а пуля попала в автомобиль. Почему в меня не попали, хотя стреляли практически в упор? Скорее всего, потому, что пьяные были.
Как потом установит следствие, на свою ночную "работу" Кимы и Ротарь отправлялись, хлебнув для храбрости водки. Каким образом выбирали очередную жертву? Это было делом случая. На кого показывал главарь Александр Ким - на того и нападали. Представьте себе: едет по ночному Бишкеку белый "Мерседес" с повреждённым подфарником. И кто-то там, внутри, указывает подельникам на вашу припаркованную машину: "Вот эта!"…
Жутковато становится.
Игорь Лещёв от выстрела серьёзно не пострадал. Сначала думал, правда, что совершенно оглох на одно ухо, но сейчас, по прошествии двух лет, слух восстановился. Пострадала его "Хонда", но тогда это казалось сущей мелочью.
Он спрятался за машину, присел и пытался сообразить, как быть и что делать дальше. Он звука выстрела проснулись жильцы дома, повыскакивали на улицу. Кто-то позвонил в милицию. В общей суматохе нападавшие скрылись.
И с тех пор к их поиску подключились сотрудники Ленинского РУВД Бишкека. Так и искали совместными усилиями - аламединцы, "ленинцы", "октябрята"…

О том, как жестоко убили Александра Солдатова, наша газета писала в декабре 2011 года. Потому сейчас сообщим лишь те подробности, которые тогда по каким-то причинам остались "за кадром".
Свидетельствую: не доживший нескольких часов до своего 33-летия Саша Солдатов человеком был удивительным.
- Вы знали моего Сашу? - изумляется в суде его мать Татьяна Григорьевна.
Да не знала я его… По имени не знала. Когда увидела фотографию - узнала сразу. Много раз встречала в мясном павильоне бишкекского Орто-Сайского рынка молодого мужчину, который ну никак не вписывался в общую базарную атмосферу. Всегда чистый, аккуратный, подтянутый (да простят меня остальные торговцы!), всегда предельно вежливый, тактичный, деликатный. Врождённый интеллигент.
- Он и во всём остальном такой же был, - подтверждают его родственники. - Не дай бог кого-то обидеть, кому-то причинить неудобство… Зато помочь - всегда пожалуйста. Очень может быть, он, как человек очень неглупый, и в день убийства догадался, куда и зачем его везут под предлогом показать недорогой бус "Спринтер". Любой другой на его месте, наверное, отказался бы ехать: с какой стати - за город, в поле… Насторожился бы и не поехал. А Саша… Возможно, побоялся обидеть своих будущих убийц отказом. Раз, мол, зовут, - значит, ехать надо. Хоть и страшно, и не хочется.
День рождения у Александра 31 августа. На этот день в пейнтбольном клубе была заказана большая игра. Со дня на день у Саши должен был родиться сын… Игра не состоялась, а наследник появился на свет, когда отца уже не было в живых.
На звонки Солдатов перестал отвечать 30 августа - когда накануне уехал в неизвестном направлении с неким тёзкой-корейцем. Предварительно Александр Солдатов взял из дома 180 тысяч сомов, которые намеревался обменять на доллары, добавить к ним ещё деньги заказчиков и, рассчитавшись с поставщиками и продав свою старенькую "Ауди", купить микроавтобус.
"Саша сказал Куату: вот этого парня надо убить, надо деньги у него забрать, у него деньги есть, он хочет машину купить, - рассказывал в видеокамеру арестованный Григорий Ким, имея в виду своего старшего сводного брата Александра Кима и его приятеля Куата Искакова. - Куат говорит: ладно, чё, давай поедем…
Саша достал верёвку и накинул на шею водителю. Вытащили его из салона. Вот здесь машина стоит, а здесь он лежал. Куат взял его за голову и протащил вот так, сзади машины, к багажнику. Куат начал его бить, Саша тоже начал бить".
"Телесные повреждения Солдатова характеризовались закрытой черепно-мозговой травмой, вдавленным переломом свода черепа, множественными ушибленными ранами головы, кровоподтёками на передней поверхности грудной клетки и бедра" (из заключения судебно-медицинской экспертизы). По материалам следствия, именно этот - наиболее разговорчивый тогда из троих преступников - 20-летний Гриша Ким лично добивал Солдатова отвёрткой.
Григория взяли первым. После него поймали Владимира Ротаря и Александра Кима. Куат Искаков по сей день официально находится в розыске, хотя и есть основательные подозрения, что никто его на самом деле не ищет.
Из пятидесяти с лишним (!) назначенных заседаний Сокулукского районного суда результативными были только около десяти. Суд отменялся, откладывался и переносился по странным причинам.




На скамье подсудимых - трое. Александр Ким 1980 года рождения - кореец, женатый, с высшим образованием, безработный, прежде не судимый. Имеющий душевнобольную мать (на это первоначально и делала упор защита: парень, дескать, страдает наследственным психическим заболеванием, а потому должен быть признан невменяемым). Судебно-психиатрическая экспертиза эти доводы отмела: старший из Кимов признан абсолютно вменяемым и отдающим отчёт в совершённых им преступлениях.
Владимир Ротарь 1978 года рождения - украинец, женатый, с образованием 9 классов, безработный, несудимый. Мать Ротаря - вторая супруга отца Александра Кима. Так что Владимир и Александр - почти что родственники.
Отец Кима и мать Ротаря в 1991 году родили им третьего братца - Григория. На сегодняшний день он не женат, не образован (больше шести классов средней школы не осилил) и до 2011 года тоже не судим.
На следствии все трое вину признавали полностью. В Сокулукском райсуде признавали вину частично. Теперь, когда начался суд апелляционной инстанции, Григорий вообще от всего отказывается. А где же четвёртый, Куат Искаков, принимавший самое активное участие по крайней мере в последнем убийстве?
Его мать и сестра в качестве свидетельниц выступили в суде. Их сын и брат, бывший одноклассник Александра Кима, а ныне якобы гражданин Казахстана, в августе 2011 года приехал в Кыргызстан в отпуск. 25 августа привёл домой бывшего одноклассника, а 27 августа этот одноклассник (Ким) пригнал и оставил у них во дворе чью-то машину - "Мерседес" белого цвета. Чья это машина и почему должна находиться у них во дворе - ни мать, ни сестра Куата Искакова якобы даже не задумались.
А 29 августа старший Ким приезжал в гости к родственникам одноклассника Искакова уже на белой "Ауди", за рулём которой находился молодой мужчина-европеец (это был, по всей видимости, Александр Солдатов).
Ситуация непонятная. Родственницы по требованию милиции назвали, естественно, казахстанский адрес Куата. По которому его, объявленного в розыск, естественно, не обнаружилось. А неофициально до участников процесса доходят разговоры, что родственницы с сыном и братом продолжают регулярно общаться. Во всяком случае знают, что с Куатом всё в полном порядке (хотя он вроде бы уже по документам и не Куат Искаков и не гражданин Казахстана)…
В Сокулукском суде обвиняемые молчали. На все вопросы - "да", "нет", "нечего добавить". Даже от последнего слова отказались. Зато один из защищающих их адвокатов Жумакан Бакасов старался вовсю. Начал с требования, чтобы это уголовное дело рассматривал обязательно суд присяжных. "Нет у нас в Кыргызстане пока такой практики, - объясняли адвокату. - Институт присяжных абсолютно не разработан, эта идея пока ещё на стадии обсуждения". Но адвокат ссылался на Конституцию, на права человека и ещё на что-то - и отказывался при таком "раскладе" вообще участвовать в судебном разбирательстве.
- Честно говоря, - признаётся мать убитого Саши Солдатова, - у меня сложилось впечатление, что он взялся за это дело исключительно из принципа. Судьба подзащитных его, по-моему, не очень-то тревожит, да и вряд ли они много ему заплатили. Но, мне кажется, для него этот процесс - вопрос профессиональной чести. Он мне сам сказал однажды: "Хоть одного, да всё равно вытащу!".
Кого именно хотел вытащить адвокат - теперь становится ясно. В Чуйский областной суд троица осуждённых явилась с озвученной на первом же заседании целью:
- Среди нас есть один невиновный. Гриша. Он не должен сидеть.
Сказал это Владимир Ротарь. И это была, пожалуй, самая длинная из произнесённых им за два года "речей". Да и эту резко оборвал сидящий с другой стороны от Григория Александр Ким. Сквозь зубы прошипел что-то вроде "не лезь, куда не просят"…
Ротарь и в суде Сокулукского района нашёл в себе силы буркнуть "извините" в качестве последнего слова. Кимы же сидели как истуканы. Такими же они остаются и теперь.
Во время сокулукского судебного процесса адвокат мог запросто проигнорировать очередное заседание и никого об этом не предупредить. Мог театрально швырнуть на стол папку с материалами дела: я, дескать, с вами больше не играю! - и, извинившись перед подзащитными, покинуть зал суда…
Первое заседание суда Чуйского областного началось с того же самого: адвокат Бакасов не явился. А его подзащитные, по их словам, даже не в курсе, что он подал апелляционную жалобу. Но, мол, раз уж подал, то мы с ней полностью согласны и поддерживаем. Адвокату, дескать, виднее.


На что жалуетесь?


Ещё одна адвокатская странность: сам пожаловался на предыдущий приговор - значит, по идее, должен быть больше остальных заинтересован в новом процессе и должен был прибыть сюда в числе первых. Ан нет. Потерпевшие на месте, прокурор и судьи присутствуют, подсудимых привезли. Где адвокаты? Адвокатов нет.
- Вы с ними вообще как-то связываетесь? - задаёт судья Кимам и Ротарю резонный вопрос. - Вас они, ваши адвокаты, посвящают в свои планы? Что-то с вами обсуждают, как-то вас консультируют? У вас есть хотя бы номера их телефонов?
- Нет.
Немая сцена…
Бывают очень сложные, запутанные и так до конца и не прояснённые уголовные дела. Которые в суде невозможно рассмотреть за месяц-два. Бывает и так, что судят по простому дела крайне "непростого" человека. В таких случаях процесс тоже тянется и тянется, потому что, хоть всё и ясно, а боязно судьям брать на себя ТАКУЮ ответственность.
Когда два года назад мы писали - мол, следствие подходит к концу, дело передаётся в суд, о приговоре мы сообщим, - мы и не предполагали, что приговор прозвучит только через два года. В чём же причина? Вроде и нет в этом уголовном деле о трёх убийствах и одном покушении (предполагаемые эпизоды в расчёт не берём) никаких белых пятен. Вроде и не стоит за этими мерзавцами какой-нибудь всемогущий покровитель. А разобраться с ними всё никак не могут!
Судя по настрою осуждённых и поведению адвоката Бакасова, суд апелляционной инстанции затянется ещё минимум на год.
Предположим, Григорий Ким считает себя безвинно осуждённым. (Ложь! Но право такое у него есть.) Вот он бы и жаловался! Так нет же - жалобы написаны от имени всех троих. При том что, как сказал Ротарь, "среди нас есть один невиновный". Значит, свою-то виновность они со старшим Кимом не отрицают! Так на что же им, спрашивается, жаловаться?
Жаловаться подсудимым действительно не на что. Те убийства, в которых они сознавались во время следствия и которым не нашлось никаких объективных доказательств, из обвинения исключили. Суд исключил из обвинений и неправомерное завладение автомобилем, и похищение человека, посчитав, что они являются излишними и поглощаются убийствами с особой жестокостью группой лиц по предварительному сговору.
Троих доказанных убийств и одного разбойного нападения на таксиста Лещёва подсудимым хватило, чтобы заработать высшую меру наказания. Александр Ким и Владимир Ротарь Сокулукским райсудом приговорены к пожизненному лишению свободы. Самый младший, Григорий Ким, именно в силу своей молодости получил 25 лет колонии усиленного режима.
А теперь, похоже, его сводные братья-подельники (вернее, их адвокаты) попытаются доказать, что он, Гриша вовсе ни в чём не повинен?
Опять пишу, обращаясь к читателям, - о приговоре сообщим. А когда закончится процесс теперь уже в областном суде Чуйской области? Боюсь даже загадывать. Им, преступникам, такая волокита, конечно, только на руку. Они по понятным причинам не стремятся ускорить вступление приговора в законную силу. Им удобнее отсиживаться в СИЗО. И обстановка приятней, и день за два идёт.
Но ведь не ради спокойствия и благополучия жестоких убийц со стеклянными глазами существует наше правосудие!
В судебном зале, кроме судей, прокурора и подсудимых в клетке, - потерпевший таксист Игорь Лещёв и родные Саши Солдатова. Остальные родственники убитых, вымотанные физически и морально бесконечными заседаниями "ни о чём", в суд уже не рвутся. Посчитав, видимо, что Бог этим уродам судья.
Да около здания суда, за воротами, дежурят мать и сестра беглого казахстанца Куата Искакова. Зачем стоят? Чего ждут? Неизвестно.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА
http://www.delo.kg/index.php/iz-zala-suda/6307-professiya-ubijtsy


Комментарии (1)