Народ устал от замечаний



Народ устал от замечанийДмитрий ДЮЖЕВ родился в Астрахани. Поступил в ГИТИС, учился у Марка Захарова, 3-й и 4-й курсы проработал в знаменитом театре Ленком. Стал известным после роли Космоса в криминальном сериале «Бригада». Затем были другие заметные и разнохарактерные роли в таких картинах, как «Всадник по имени Смерть», «Путешествие с домашними животными», «Жмурки», «Иван сын Амира», «Остров», «Каникулы строгого режима», «Утомлённые солнцем – 2», «Одесса-мама», «Истребители», «Хождение по мукам» и др. С 2006 года Дмитрий Дюжев – в труппе МХТ имени Чехова.

– В НОВОЙ картине «Тобол» вы сыграли Петра I. Насколько глубоко изучили характер императора, его манеры, привычки?


– Я сразу попросил дать мне консультантов, историков, которые по документам, воспоминаниям и вещам императора помогли бы мне приобщиться к образу Петра. И они помогли. В Москве в Историческом музее находится посмертный слепок головы императора. Можно увидеть, что Пётр имел раздутые широкие ноздри. Его обоняние было обострённым. Сразу вспомнилось одно из частых петровских выражений по отношению к боярам: «Уйди, не смерди!»

Высокий и широкий лоб. У Петра было сильное глазное давление, от чего глаза были всегда навыкате. Это говорит о лёгкой возбудимости императора. Верхняя губа его поджата, а нижняя выдвинута вперёд. Реденькие усики. Всю жизнь он их выращивал, но пышной небритости у него отродясь не было. Для многих это выглядело странно: царь в православном государстве, где борода является подтверждением мудрости и опыта, гладко выбрит. «Женоподобный» – про него говорили. Но в гневе лицо императора искажалось гримасами, и люди от его крика теряли дар речи.

При росте 2 метра 4 сантиметра размер ноги у Петра был 37-й. Это тоже необходимо было учитывать – походку при маленькой стопе. Скорее всего, необычная походка.

– А у вас рост какой?

– 195 сантиметров. И я художников по костюмам попросил дать мне обувь не моего 45-го размера, а 43-го. Чтобы сам, поджав пальцы, ощутил неудобство. У меня во время съёмок была постоянная боль, ногти посинели и даже слезли. Но эта боль помогала ощущать внутреннюю боль Петра. Представьте, ему некому было довериться, не на кого положиться. Расцвет доносов. Все друг на друга пишут, подают жалобы. В итоге ты плохо понимаешь, кто прав, кто виноват, кто плохой, а кто хороший…

В Петербурге, во время перестройки петровского Зимнего дворца, в завалах обнаружили предметы быта. И отпечаток руки Петра. Я приложил к нему свою. Наши руки почти совпали. Научный сотрудник сказал, что нет точной даты этого отпечатка, только год – 1717‑й. А на дворе стоял 2017 год. То есть ровно через 300 лет наши ладони сомкнулись, и образ Петра визуализировался на экране. Было символично.




– Какая сцена была самой сложной?

– Вся одежда на мне была сшита из натуральных материалов: сукно, шёлк. Работали дождевые машины, кафтан, камзол, исподнее – всё мгновенно намокало. Поэтому надо было сделать сцену одним дублем. Мне нужно было верхом на лошади подъехать к эшафоту, где висел казнённый по приказу императора губернатор Сибири Гагарин. И кнутом рассечь прогнившую верёвку. Вокруг сотни людей. Я подъезжаю к эшафоту, сбиваю верёвку, труп падает, от чего взбрыкивает конь. Спрыгиваю с коня в болотистую жирную грязь и оказываюсь рядом с трупом Гагарина. У Петра болит душа: правильно ли он казнил губернатора или нет? Император весь в грязи, в мокрой одежде, в унизительном положении. Вокруг переговаривается народ. Мне нужно было донести весь смысл этой сцены, нервной, на взводе, с надрывом. И я её доиграл. Команды «стоп» не было. Я сделал несколько шагов и… упал. Реально упал в грязь. Столько психофизической энергии отдал, так вошёл в образ…

– Вот этим самым кнутом Пётр, на ваш взгляд, сломал хребет России или поднял с колен патриархальную Русь?

– Нет, Пётр двинул Россию в будущее, вперёд. Настала эра развития ремёсел, производства. Он и сам, со своими крепкими большими руками, к 50 годам открывает в себе способности ювелира. В Историческом музее представлено несколько ювелирных работ Петра. И это интересные, красивые изделия. Как при таком вспыльчивом характере и неусидчивости он нашёл в себе силы работать под лупой тончайшими инструментами?..

А какое государство мы приобрели благодаря государственному строительству Петра! От Петербурга с окном в Европу до завоевания Сибири и открытия дороги в Китай.

– Значит, Россию можно поднять с колен только кнутом?

– Если граждане законопослушны, то не нужен никакой кнут. По закону явятся, сделают то, что обязан сделать каждый гражданин страны. И наоборот, не будут делать то, что законом запрещено. А если общество не слушается, не уважает закон, то можно действовать и кнутом.

С другой стороны, я недавно прочитал одну интересную духовную мысль. Народ всегда кто-то поучает. И если вам кажется что-то неладное в народе, постарайтесь не делать ему замечаний. Он так устал от этих замечаний! Давайте не будем никого ругать – ни власть, ни народ. Народ наш действительно заслуживает самого лучшего, потому что мы друг другу родные люди, мы – россияне, братья и сёстры. Мы – одна страна.