У России стало больше энергии



У России стало больше энергииМинэнерго подвело итоги 2018 г., заодно оглянулось на достижения последней десятилетки. Показатели неплохие, за это время энергетическая мощь страны выросла на 29 гигаватт. Это то же, как если бы в РФ построили почти пять новых Саяно-Шушенских ГЭС.

ДОЛГИЕ 15 лет заветной чертой для нашей энергетики была знаковая цифра – триллион кВт.ч. Общее годовое производство всеми станциями страны резко рухнуло ниже этой планки в 1992 г. и не могло добраться до неё ни много ни мало до 2007 года. И только в 2018 г. энергетики преодолели вторую важнейшую точку на маршруте развития. В 2018 г. выпуск электроэнергии поднялся до 1, 107 трлн кВт.ч. Это наконец-то выше лучших советских показателей, то есть 1, 075 трлн кВт.ч в РСФСР образца 1991 года.

Если взглянуть на расклад по трём основным источникам энергии, то есть тепловым, гидро- и атомным станциям, картина будет такой. С одной стороны, ТЭС традиционно лидируют, причём с огромным отрывом. В 2018 г. они выдали в сети 711 млрд кВт.ч, то есть 64% от общего производства энергии. С другой стороны, доля тепловых станций постепенно снижается, зато ядерная энергетика набирает вес в общем пироге. Если в 2016 г. атомные станции произвели 196, 4 млрд кВт.ч, в 2018-м дали на-гора уже 205 миллиардов. Доля атома достигла рекордных 18, 5%, между прочим, вдвое лучше, чем среднемировой показатель. Пока у нашей страны пятое место в мире по общей мощности АЭС, но тут всё впереди. Судя по стратегическим планам развития отрасли, доля атома продолжит рост в ближайшую десятилетку. Сейчас у России 10 станций, 35 энергоблоков, но в планах ещё 8 новых станций и два десятка блоков. Только в прошлом году полностью перестроили 1‑й энергоблок Кольской АЭС (работы заняли 250 суток). Кроме того, построили и вывели на полную мощность новый, четвёртый энергоблок Ростовской АЭС, это реактор ВВЭР-1000 стоимостью 82 млрд рублей. Ленинградская АЭС-2 получила второй в стране после воронежского реактор ВВЭР-1200 (мощность установки 1150 МВт), который обошёлся в 166 млрд рублей.

Что касается гидростанций, которые долгое время традиционно были вторыми по производству, в прошлом году их общий выпуск достиг 193 млрд кВт.ч. Это доля в 17, 5% и третье место. Вообще самый бурный рост, впечатляющие 14%, за 2018 г. показали станции, которые в Минэнерго называют[end_short_text] ВИЭ. Проще говоря, возобновляемые источники, типа ветряков, солнечных или термальных станций. Другое дело – общая доля таких нетрадиционных производств, говоря напрямую, по-прежнему мизерная, их совокупный выпуск едва добрался до 0, 7 млрд кВт.ч. Это, мягко скажем, немного. Если взглянуть на расклад по энергопотреблению российских регионов, окажется, что всех, вместе взятых, нетрадиционных источников по всей стране хватит, чтобы закрыть потребности Хакасии, Ингушетии и Чукотки. Но, если поставить цель полностью закрыть ветряками, солнечными батареями и т.п. потребление Рязанской, Смоленской, Тверской или Ярославской областей, их мощность придётся нарастить в 10 раз.

Так что зелёные станции, по которым сходят с ума страны золотого миллиарда, в России не прижились и не значат почти ничего. В ближайшем будущем это вряд ли изменится, прежде всего в силу погодных условий. Скажем, пять из 10 крупнейших российских солнечных станций работают в Крыму. Даже три самые мощные – Владиславовка, Погодниково и Перово выжимают жалкие по меркам большой энергетики 80–110 МВт. Этого хватит разве что на крупный посёлок. Притом самая большая солнечная станция в РФ – Владиславовка занимает 220 га земли, её строительство обошлось в 2 млрд рублей. Что интересно, в планах на ближайшие 5 лет – строительство трёх десятков новых солнечных станций, в основном в Забайкалье, Башкирии, Бурятии и под Оренбургом. Две самые мощные из проектируемых – Старомарьевская на Ставрополье и Оренбургская СЭС – обещают дать на-гора по 100–135 МВт мощности.




Да и геотермальные станции тоже пока не огонь. Крупнейшая в России Мутновская ГеоЭС на Камчатке выжимает всего 50 МВт. Хотя этого достаточно, чтобы закрыть пятую часть потребления Камчатского края. Вдобавок в прошлом году станцию модернизировали, поставили новый сепаратор для очистки воды, это добавило 2 МВт мощности. По ветрякам прогноз лучше, но их в России пока на удивление мало, и планов на новые пока не проглядывается. Конкретно в РФ работают 14 ветростанций в Единой системе и семь автономных. Даже два крупнейших ветряка, две ВЭС Ульяновского ветропарка, дают мало впечатляющую мощность в 35–50 МВт. Тем не менее тема в наших условиях явно куда перспективнее солнечной.

В общем ВИЭ во всех составах и вариантах пока не сыграли. Другое дело – станции, которые можно назвать безальтернативной энергетикой. Минэнерго именует их ЭПП, это частные автономные мощности крупных промышленных предприятий. Большой бизнес умеет считать, сравнивает реальную себестоимость производства энергии и цену на так называемом коммерческом рынке, отлично видит сумасшедшую разницу. Простыми словами, порой дерут десять шкур, вдобавок повышают тарифы. При этом в отличие от населения у олигархов хватает денег на строительство собственных станций. Вот и строят, когда это выгодно. Процесс набрал такой оборот, что в 2018 г. общее производство энергии на частных станциях предприятий достигло 62 млрд кВт.ч. Это заметный кусок общего энергокотла, между прочим, почти в 90 раз больше всего зелёного сектора.

Наконец, самая впечатляющая цифра. Как подсчитало Минэнерго, итогом последних 10 лет развития энергетики стали ни много ни мало 29 гигаватт новых мощностей. Вообще новых станций за этот срок построили на 43 гигаватта, но пришлось вычесть выбывающие старые мощности. Только за 2018 г. обновили 11 ТЭС, 5 АЭС, 16 ГЭС и одну геотермальную станцию. В общем, многое в энергетике радует, отрасль крупная и богатая, не скупится на громадные стройки. Всё хорошо, кроме одного: цены на электроэнергию давно навевают печальные мысли. Даже по цифрам Росстата за 10 лет пресловутый кВт.ч для населения в среднем по стране подорожал в 2, 5 раза (с 1, 65 до 3, 9 руб.). На деле реальный рост, как и цены в крупных городах, куда выше. Иными словами, за нынешнее энергетическое чудо при всех достижениях надо благодарить не столько энергетиков, сколько народ. Потому что и бурное развитие отрасли, и все рекорды с большим запасом оплачены населением.

Константин ГУРДИН